Сюжетные дыры в фильме "Параллельные миры"
По-своему замечательный фильм имеет в своей основе следующий захватывающий дух концепт: существуют два мира, две планеты, которые висят так близко друг к другу, что с одной можно перебраться на другую. Предметы на каждом из небесных тел притягиваются только к своей планете, а будучи перенесенными на соседнюю, начинают нагреваться до тех пор, пока не становятся раскаленными.
На обеих планетах живут люди. «Нижний мир» - страна бедняков и рабочих, добывающих нефть, и прочие ископаемые, у них там разруха и руины. «Верхний мир» - процветающее государство богачей, вовсю эксплуатирующих «Нижний мир», и живущих в мегаполисе, состоящем сплошь из небоскребов. Юноша с бедной планеты, влюбленный в девушку из «Верхнего мира», изо всех сил пытается найти способ быть рядом с ней, невзирая на то, что влюбленные постоянно находятся по отношению друг к другу вверх ногами...
Впечатляющая конструкция
Да, в оригинальности сюжету не откажешь. Но если абстрагироваться от художественной составляющей, с точки зрения науки и здравого смысла весь сценарий «Параллельных миров» от начала до конца — одна огромная сюжетная дыра.
Начать с того, что само утверждение о том, что предмет, «принадлежащий» одному из миров, притягивается только к нему, заставила бы перевернуться в гробу Исаака Ньютона. Нет и не может быть материи со свойствами, описанными в фильме. Сила тяготения действует на все материальные объекты одинаково, так что если бы две планеты висели друг рядом с другом на расстоянии, показанном в фильме, их гравитации воздействовали бы в равной степени на предметы на поверхностях обеих планет.
Эй вы там, наверху...
Это было бы эпично. В месте наименьшего расстояния между небесными телами сила собственного тяготения на их поверхностях была бы уменьшена ровно настолько, насколько противоположная планета притягивала бы тела с расстояния в пару километров — то есть, довольно сильно. На самом деле, там практически царила бы невесомость: тела притягивались бы к поверхностям каждой из планет довольно слабо, будучи под сильным действием противоположной планеты, почти касающейся своей соседки. Скорее всего, приливные силы в пятне контакта были бы такими мощными, что туда стекла бы вода со всей поверхности каждой из планет, образовав с каждой стороны гигантский водяной бугор, вздымающийся вверх подобно Эвересту. Без сомнения, это было бы грандиозное зрелище.
Это при условии, что планеты абсолютно неподвижны друг относительно друга. Но и это возможно ничуть не более, чем "разборчивая" гравитация! Как два небесных тела огромных размеров могут составлять непоколебимый тандем, когда они друг с другом никак не связаны? Трудно даже представить себе, насколько мощной должна быть перемычка между планетами, чтобы надежно удерживать тела с колоссальной массой друг напротив друга. Чтобы они не сдвигались ни на миллиметр! Но в фильме связка из двух планет абсолютно непоколебима, и их взаимное перемещение равняется нулю.
Таким образом, сама концепция «двух миров» чисто умозрительна и вынута из рукава. Даже фантазия о говорящих бурундуках, танцующих хип-хоп, выглядит на фоне фильма «Параллельные миры» научной работой нобелевского лауреата.
Но даже если полностью абстрагироваться от концепции с «двойной гравитацией» и двумя планетами, застывшими друг напротив друга благодаря каким-то неведомым вывертам мироздания, все равно фильм остается переполнен сюжетными дырами, что называется, «под завязку».
Фиг отличишь.
Очень серьезная проблема фильма заключается в том, что он вообще допускает возможность существования на обеих планетах практически идентичных обществ. Судя по идее «обратных гравитаций», а также по двухкилометровому расстоянию между планетами, люди обеих планет не могли контактировать друг с другом на протяжении большей части своих историй. Это две разные планеты (даже не страны), между которыми расстояние в несколько метров лишь на вершинах гор — да и то только там, где по невероятному совпадению два пика сходятся в одной точке. То есть — возможность контакта была исключена до тех пор, пока технология одной из цивилизаций не шагнула достаточно далеко, чтобы построить башню «до небес».
Ду ю спик инглиш?
Вообще-то, само существование на этих планетах двух идентичных человеческих цивилизаций абсолютно невероятно. Если есть два мира, на которых материя имеет такие свойства — то что же, и там и тут одновременно зародилась жизнь, совершенно одинаково прошел процесс эволюции, появились питекантропы, затем кроманьонцы, затем человек разумный? А потом вся история обеих планет прошла так, что в итоге оба народа ничем, кроме благосостояния, не отличаются?
Разумеется, это невозможно. Совершенно очевидно, что показанные людские сообщества в фильме имеют одни и те же корни, и больше похоже на то, что когда-то не так уж давно одна часть единого народа «притянулась» к другой планете, а другая часть осталась на своей. Но нет: это два разделенных мира, каждый со своим народом. Мало того, что их одновременное существование невероятно — невероятно их показанное взаимодействие, их расовая идентичность, да просто одинаковый уровень интеллектуального и морального развития.
А апофеозом сумасшествия, вне всякого сомнения, является то, что оба мира говорят на одном и том же языке...
Солнечная погода при перекрытом небосводе — это сильно.
Первое, что бросается в глаза, когда смотришь на невероятное соседство двух миров — это смена времени суток. Как ни странно, в месте, где планеты нависают друг над другом так близко (для космических объектов такие расстояния — это уже почти касание) мы видим солнце, которое ярко светит с неба... С какого неба?
Все небо закрыто противоположной планетой. От края до края — непроницаемая твердь, не излучающая никакого света, кроме электрических огоньков, в миллион раз более тусклых, чем могучий поток света от солнца. На обеих планетах в точке максимального сближения миров (а ведь именно здесь протекает все действие фильма) должна царить вечная ночь, да не просто ночь, а непроглядный мрак. Полное отсутствие освещения откуда бы то ни было, и только узкая полоса у горизонта, в которую солнце сможет заглянуть лишь на рассвете и на закате, послав луч в скрытый в тени странный мир, словно приоткрыв узкую щель в темный чулан. Но как только солнце уйдет за край одной из планет, в месте сближения снова настанет глубокая, непроглядная ночь.
Солнечные дни и довольно светлые ночи, показанные в фильме — свидетельство того, что режиссер и автор сценария Соланас не любит думать головой, и очень романтичен.
Привет! Как прошло восхождение?
Следующая сюжетная дыра на фоне прочих выглядит скорее забавно, но если вдуматься, безумна ничуть не в меньшей степени. Адам и Иден встречаются в обход корпорации «Трансмир», забравшись на вершины гор в том самом месте, где от планеты до планеты метров восемь. Кажется — это логично, ведь где, как не в горах, двухкилометровое расстояние сводится к нулю? Кругом в момент романтической встречи влюбленных — красивый горный пейзаж.
«Однажды я забрался дальше обычного, и оказался выше облаков. На это у меня ушла неделя.»
Альпинисты хохочут во все горло. Режиссер ничтоже сумняшеся заставил юношу и девушку в одиночку совершить восхождение на горный пик, не имея с собой никакого снаряжения для скалолазания, никаких средств защиты — вообще ничего! Между тем единственный способ оказаться в месте, которое мы видим в фильме (на вершине высокой горы, в окружении скал и снегов, выше облаков) — это отправиться в довольно изнурительную многокилометровую экспедицию, которая займет не одни сутки, и достаточно опасна. Для неопытного новичка ходить в одиночку в такие походы вообще равносильно самоубийству! Но Хуан Соланас считает, что забраться на вершину такой горы ничуть не труднее, чем сходить в парк на прогулку, и это занимает от силы полчаса. В самом начале фильма это делают даже дети...
Кстати, о пиках гор. Вероятность того, что на обеих планетах в одном и том же месте будут горы, мала сама по себе. А теперь вопрос: какова тогда будет вероятность, что вершины этих гор будут находиться в одном и том же месте с точностью до метра? Правильно — она будет гораздо ниже, чем вероятность среднему гражданину найти чемодан с миллионом долларов.
Даже не сильно напрягается
На протяжении всего фильма мы можем наблюдать непоправимые, безнадежные косяки с гравитацией. Даже стоя на невозможной почве концепции с разнонаправленными притяжениями, автор фильма оказался не способен хотя бы собственную идею подать до конца правдоподобно. В итоге Ньютон продолжает крутиться в гробу, как динамо-машина.
Не урони меня!
Адам бросает Иден веревку, чтобы притянуть ее к себе. При этом мы знаем, что Иден притягивается к своей планете, и совершенно не притягивается к планете Адама. То есть, чтобы притянуть ее к себе, Адам должен тянуть веревку с силой, достаточной для подъема Иден в одежде (килограммов 55 минимум). Сам юноша, как мы видим — худощавый и небольшого роста.
Я бы посоветовал Хуану Соланасу привязать к веревке девушку весом 55 килограммов, и попробовать поднять ее на высоту третьего этажа, перебирая руками. Если Хуан не тренированный спортсмен, его ждет эпичный фейл. Адам — точно не качок, так что в сюжете не что иное, как новая дыра.
Нигде не жжет?
И вот влюбленные вместе. Благодаря прихотливому изгибу скалы (то, что это совершенно загадочная с точки зрения геологии конструкция, делает ее типичным «роялем в кустах»), Иден «лежит на потолке» и самозабвенно целуется с Адамом. И никакого дыма в месте контакта этих двоих не усматривается!
А между тем нам сказано, что каждый материальный предмет, попав в противоположный мир, начинает нагреваться (в фильме вообще сказано «сгорает»). То есть, все люди противоположных миров при контакте со своими антиподами тоже должны начать полыхать! Но это, по-видимому, касается только неодушевленных объектов: люди прекрасно контактируют с чем бы то ни было безо всяких возгораний, словно они сделаны из какой-то другой материи.
Не понимаю: зачем было вообще городить эту тему с нагревом? Чтобы заставить Адама забавно побегать с горящими ботинками по ходу действия? Странно, очень странно. И очень неправдоподобно.
Гранаты у вас в Верхнем мире что надо! Только я не могу ничего проглотить...
Иден угощает Адама гранатом, и тот с удовольствием его уплетает, время от времени роняя зернышки вверх — в полном соответствии с концепцией фильма о двойной гравитации.
Очень хорошо, но тогда как Адам может проглотить зерна граната, которые все время стремятся вверх? Пища из противоположного мира, даже попав в желудок человека, все равно должна непрерывно притягиваться «к потолку». Очевидно, что еда с такими интересными свойствами всегда стремилась бы подняться к горлу смельчака, решившего ее отведать. Между тем в фильме свойство «обратной гравитации» граната теряется, стоит только зернам попасть в рот Адама.
А ля шахид
Путешествия Адама в мир антиподов — нечто совершенно эпическое. Сюжет таков: Адам обвешивает себя «обратной материей», которая притягивается вверх, встает на потолок, и проникает в Верхний мир, чтобы встретиться с Иден.
Физику, что называется, отлюбили по самое не хочу, причем вместе со здравым смыслом.
Пойдем по порядку.
Вес Адама — 70 кг. Таким образом, для того, чтобы всего лишь скомпенсировать гравитацию своей планеты, он должен нести на себе 70 кг «обратной материи» - в этом случае, он плавал бы посередине комнаты, как воздушный шарик. Но Адаму нужно еще и притягиваться к потолку как минимум с той же силой. То есть, ему нужно ЕЩЕ 70 кг «обратной материи» - чтобы создать обратное притяжение. Итого — 140 кг. Именно столько весят те три десятка маленьких тонких брусочков на его теле и в ботинках. Может, у них просто огромная плотность, и они неимоверно тяжелые, несмотря на малый размер?
Весит граммов триста.
Ничего подобного: когда Адаму на его рабочее место привозят первую партию «обратной материи», ее достают из холодильника чуть ли не двумя пальцами, так что она уж точно не тяжелее, чем железо. Таким образом, для того, чтобы набрать 140 кг, Адаму нужно было бы повесить на себя примерно пять сотен таких брусков.
Режиссер на полном серьезе пытается убедить нас, что под одеждой Адам незаметно спрятал 140 килограммов металлолома. Звучит, как показание к срочной трепанации.
Смешно, но это еще не самое смешное. Главное — это то, что Адам, находясь в Верхнем мире, по сути дела, все время ВИСИТ ВВЕРХ НОГАМИ. Ведь на него по-прежнему действует гравитация «своей» планеты, а у антиподов он удерживается исключительно благодаря полутора центнерам железяк, которые прячет в подмышках.
Щеки отвисли вверх, кровь звенит в ушах, глаза вот-вот лопнут
Адам притягивается к поверхности «своей» планеты. Его волосы должны стоять дыбом. Мягкие ткани его лица должны сместиться вверх так, что он был бы едва узнаваем. Он говорил бы с натугой, его глаза налились бы кровью, и самое главное — с каждой минутой ему становилось бы все хуже и хуже. Словом, в мире антиподов Адам производил бы впечатление едва ковыляющего инвалида, который вот-вот испустит дух. Через полчаса парень стал бы терять сознание, и единственным спасением для него было бы лечь — горизонтальное положение в обоих мирах идентично для организма. А что мы наблюдаем?
Веселый, жизнерадостный Адам и не думает околевать — вместо этого он бегает как лань, прыгает как горный козел, пьет и кушает, и вообще демонстрирует со всей очевидностью, что гравитация для него направлена туда же, куда и для всех остальных в Верхнем мире. Вниз.
На воре тапки горят
Полтора центнера «обратной материи», висящие на Адаме, доставляют ему немалые неудобства: они вовсю раскаляются и жгут, а подошвы ботинок прямо плавятся.
Почему? «Обратная материя» находится на «своей» планете. Стало быть, она нагревается из-за контакта с "инородной" одеждой Адама. Но Адам выменял одежду у сослуживца Боба из Верхнего мира — иначе его пиджак все время торчал бы полами вверх. Значит, из нижнего мира — жилет, в котором закреплена «обратная материя», и оттуда же ботинки.
Интересно, что мешало Адаму выменять у Боба ботинки и ткань для жилета? Тогда и «обратная материя» бы не раскалялась, и подметки бы не плавились. Нет: именно те вещи, которые должны соприкасаться с «обратной материей», у Адама как раз взяты из Нижнего мира, и нешуточно подставляют парня в самый ответственный момент. Глупость какая-то.
Главное — не расцепиться...
Love scene. Адам и Иден висят в невесомости, поскольку они обнялись, и таким образом скомпенсировали разнонаправленные силы тяготения...
Минуточку. Скомпенсировать-то они скомпенсировали, но это же не значит, что для них настала невесомость! Каждого по-прежнему тянет в свою сторону, так что стоит им отцепиться друг от друга, как они улетят в разных направлениях с ускорением свободного падения. Будем считать, что это им привиделось.
Такому самородку и парашют без надобности
В масштабной сцене бегства Адама и Иден от пограничной службы есть момент, который совершенно невозможно объяснить с общечеловеческой точки зрения. Адам падает с высоты в несколько сотен метров, и остается жив и невредим, не получив даже ни одной ссадины. Сценарий объясняет это тем, что он упал на крону дерева. Осмелюсь заметить, что деревья состоят не из гагачьего пуха, и Адам просто сломал бы все кости в своем теле, упав на дерево с такой огромной высоты. В чем причина присутствия столь странного момента в фильме — тайна, покрытая мраком.
Здесь будет город-сад
Концовка фильма завершает череду чумовых брильянтов сценария громогласным, феерическим аккордом сумасшествия. Мы видим Адама и Иден в тот момент, когда девушка рассказывает возлюбленному о том, что беременна. Ярко светит солнце с несуществующих небес, раздаются признания в любви и прочие признаки классического хэппи-энда. Голос за кадром говорит: «Их любовь навеки изменила ход истории». После чего изумленный зритель видит панораму мегаполиса, который вырос в Нижнем мире вместо старых развалин, которые там были.
Ущипните меня
Стоп. Как это понимать? Чтобы построить в Нижнем мире такой город, нужны столетия. Между тем Адаму и Иден лет явно столько же, сколько было. То есть, мир изменился в мгновение ока, по щелчку пальцев. Раз! И нет уже никаких трущоб и бедности. Добро пожаловать в мир, где добрые джинны воздвигают тысячи небоскребов за одну ночь, а ласковая медсестра дает на ночь вкусное лекарство и надевает удобную одежду с рукавами, завязывающимися на спине.
Фильм «Параллельные миры» вывел невменяемость сценария на совершенно новую высоту. После него уже невозможно с прежним скептицизмом относиться к таким перлам сумасшествия, как сценарий «Матрицы» или «Прометея»...
|
Комментарии
Помню одного чувака, говорившего: «Как это в Матрице повстанцы могут выходить наружу через телефонную трубочку? Какой в этом смысл?» А если подумать? Телефонные линии и Интернет являются информационными магистралями; Матрица является целиком информационной структурой: можно предположить, что телефонные линии, особенно статичные и малоизменчивые, которые привязаны к стационарным телефонам и почти не менялись с 80-х годов, служили первоначально своего рода «строительным каркасом», используемым машинным разумом для наращивания поверх симуляции. Они же могли использоваться для пропуска через них большого количества технической информации; возможно, например, что код Агента при «перемещении» из одного сектора Матрицы в другой пользуется формально тем же инфоканалом, что и гражданин Джонс, желающий поговорить по телефону-автомату с гражданином Брауном. Повстанцы, в свою очередь, научились пользоваться этими каналами для своих целей.
Что до «Параллельных миров», то тут как бы и так ясно: в подобном мироздании гравитация не может быть устроена, как у нас. Быть может, гравитация каждой планеты сильно слабеет вблизи от поверхности планеты противоположной , хотя и оставаясь доминирующей? Это объяснило бы как сцену подтаскивания Иден, так и сносные ощущения героя на противопланете, а также сравнительно малое число брусков для уравновешивания его массы. Но интересней, конечно, было бы предположить, что плотно и близко контактирующие объекты из противомиров как бы сообщают друг другу свою массу, благодаря чему объятое со всех сторон организмом героя гранатовое зёрнышко уже не особо стремится ввысь.
По антропологии и биологии у меня замечаний нет. Конечно, подобное сходство живой природы и культуры миров весьма странно. Разве что, может быть, случаи вроде отношений между героями фильма многократно случались и раньше, даже во времена амёб или синантропов?
Если у героев родился ребёнок, то, быть может, он сумеет преодолеть барьеры между мирами. Будет гравитационно нейтрален, например.
А поскольку наука миров достаточно развилась, чтобы исследовать подобные гибриды — что едва ли было возможным во времена амёб или синантропов — то это вполне могло изменить судьбу миров.
Например, они могли открыть способ всех сделать такими.