Easter Eggs в фильме "Назад в будущее"
Ляпы в фильме
Портреты ученых
В самом начале фильма зрителя встречает утонченное пасхальное яйцо, которое заключается в портретах, висящих в доме Дока Эммета Брауна. На них: Томас Эдисон, который изобрел современные электростанции, Бенджамин Франклин, проводивший опыты с электричеством в грозу, и автор теории относительности Альберт Эйнштейн.
Электроэнергия большой мощности, удар молнии и путешествие во времени — ключевые аспекты сюжета.
Цепляясь за стрелку
Когда камера скользит по циферблатам многочисленных часов, заполнивших квартиру чудаковатого Дока, мы видим забавного человечка в шляпе, висящего на стрелке одного из хронометров. Это отсылка к старой довоенной короткометражке «Harold Lloyd Hangs Off A Clock», в которой трюкач Гарольд Ллойд поражал воображение зрителя, болтаясь над бездной на огромном циферблате, что есть сил вцепившись в стрелку.
Эта сцена явно запала в душу самого Земекиса, потому что в финале Док повторяет трюк с буквальной точностью!
CRM 114
Марти включает мощный усилитель, вставляя ключ в гнездо с обозначением CRM 114. Это отсылка к культовым фильмам гениального режиссера Стэнли Кубрика, перед талантом которого преклоняется Роберт Земекис. В картине Кубрика «Доктор Стрэйнджлав, или как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу» (1964) обозначение CRM 114 было на декодере сообщений, а в его «Космической одиссее» (1968) это номер космического корабля.
Спилберг рулит
Когда Марти выбегает из дома, стараясь побыстрее попасть в школу, он первым делом цепляется за кузов голубого пикапа, который ведет какой-то бородатый мужчина в кепке.
Это продюсер фильма Стивен Спилберг собственной персоной.
Мелом на стене
Крыльцо школы все покрыто надписями про какого-то «Опасного Боба», сделанными мелом и краской из баллончика. Сценарист Боб Гейл и режиссер Роберт (тоже Боб) Земекис нанесли их собственноручно, просто чтобы пошутить.
Вы слишком громкие
На прослушивании школьных рок-групп Марти выступает перед комиссией, которую возглавляет строгий мужчина в очках. Ему не очень-то понравилось выступление Марти, и он отверг его группу со словами «Вы слишком громкие».
Это не кто иной, как музыкант Хьюи Льюис, исполнивший звучащую в начале фильма песню «The power of love». Его композиции являются заглавными в саундтреке картины. Хьюи боялся, что это появление в фильме «повредит имиджу», но вышло так, что его сперва вообще не узнали — настолько этот образ непохож на настоящего Льюиса.
Красный, зеленый, желтый
Цвет цифр на панели управления Машиной времени — красный, зеленый и желтый. Это дань уважения старому фильму «Машина времени» (1960) Джорджа Пэла — в нем перед изобретателем светились зеленая, красная и желтая лампы.
Нестандартный спидометр
Приборную панель ДеЛореана, на котором герои путешествуют во времени, пришлось переделывать под сценарий. Уже после того, как Земекис и Гейл определили, что для перемещения необходимо набрать скорость 88 миль в час, они обнаружили, что спидометр у ДеЛореана размечен только до 85 миль. Казалось бы, чего проще — перепиши сценарий под, скажем, 78 миль, и дело с концом. Но Земекис пошел другим путем — он решил разметить спидометр до 95 миль.
Это невольное «яйцо» было замечено обладателями реальных ДеЛореанов DMC-12. Кстати, они отмечали, что спидометр из фильма больше подходит возможностям машины, которая могла разогнаться куда быстрее скромных 85 миль в час. А разгадка проста: в восьмидесятые годы в Америке действовал забавный закон, согласно которому спидометры серийных автомобилей запрещено было размечать дальше 85 миль. Считалось, что это как-то поможет в борьбе с превышениями скорости.
Две сосны, одна сосна…
Супермаркет под названием «Две сосны» (Twin Pines Mall) преображается в «Одинокую сосну» (Lone Pine Mall), когда Марти, вернувшийся из прошлого, в конце фильма прибегает на парковку, с которой начал свое путешествие во времени. Вывеска практически та же самая, но название изменилось. В чем же дело?
А вот в чем: Марти сам же и сбил одну из двух сосен, которые дали название супермаркету! Это произошло, когда он удирал за рулем ДеЛореана со двора негостеприимного фермера, принявшего его за инопланетянина, и палящего по нему из ружья. В пятидесятых сосны были еще совсем маленькие, и бережно обнесены заборчиком. Шлем костюма радиационной защиты упал Марти на глаза, и вот вместо двух сосенок осталась лишь одна… Фермер был в ярости.
Площадь-конденсатор
Когда мы видим главную площадь Хилл Вэлли сверху, то обнаруживаем в ней четкое сходство с конденсатором потока, укрепленным в салоне ДеЛореана. Три дорожки, сходящиеся к центру, повторяют очертания деталей главного компонента Машины времени.
Рона в президенты
Когда Марти впервые видит своего отца Джорджа в 55-м, на стене школы хорошо виден агитационный плакат с надписью «Рона Вудварда в президенты класса!»
Рон Вудвард — технический координатор фильма (в Голливуде эта должность называется Key Grip). Незаменимая личность, и очень важная фигура на съемочной площадке.
Бульдоги против индейцев
Еще один плакат на стене посвящен предстоящему матчу между командами «Bulldogs» и «Indians». Это названия футбольных команд школы, в которой учился сценарист Боб Гейл: первая играла за средние классы, вторая — за старшие.
Покладистый Эдвард
Марти является к Джорджу Макфлаю ночью в образе Дарта Вейдера, и дает ему послушать композицию группы «Ван Хален», название которой хорошо видно на кассете, которую Марти вставляет в плеер.
На самом деле это не название группы, потому что группа, как ни странно, не дала согласия на его использование в «молодежной комедии». То, что написано на кассете — юридически всего лишь... имя лидера группы Эдди Ван Халена, который дал согласие на его использование. Вот почему над крупной надписью VAN HALEN маленькими буквами приписано Edward.
Эрик Штольц в кадре
Известно, что первоначально на роль Марти Макфлая взяли Эрика Штольца, поскольку Майкл Джей Фокс был безнадежно занят на съемках телесериала «Семейные узы». После месяца съемок Роберт Земекис был вынужден признать, что это не тот Марти, который ему нужен, и уволил Штольца. Но некоторые кадры с Эриком вошли в фильм!
Вот один из них: перед самой сценой погони со скейтбордом Марти ставит Биффу подножку, после чего бьет его по лицу и выбегает из кафе на улицу. В момент удара в кадре Эрик Штольц — он гораздо выше Фокса, мельком видно его лицо. Земекис использовал этот момент, потому что он был более реалистичный, чем дубли, сделанные с Фоксом.
Скандал с изюмом
Эпичный пример неудачного продакт-плейсмента в фильмах (Земекис с Гейлом потом зареклись иметь дело с компаниями, норовящими пропихнуть в кадр свой товар).
В «Назад в будущее» есть несколько ненавязчивых реклам реальных компаний (самые очевидные — Pepsi, Texaco и Toyota). С одной из фирм - «California Raisins», производящей изюм - был связан курьез. Компания заплатила Земекису 50 тысяч долларов за то, чтобы в фильме появилось ее название крупным планом. Но когда представители «California Raisins» увидели этот, с позволения сказать, «плейсмент», они устроили скандал: Земекис разместил логотип на скамейке, на которой спит бомж. Прекрасные ассоциации для потребителя. Фирма потребовала вернуть деньги, Земекис это сделал, но убирать рекламу не стал, чтобы не переснимать сцену.
Официальным поводом для отказа от сотрудничества стала «неполная видимость логотипа», частично скрытого бомжом.
Здравствуйте, господин мэр
Кстати, о бомже. В определенный момент Марти обращается к нему, называя его «Рэд». Выходит, что этот неприятно пахнущий бородатый субъект, которого мы видим в 1985-м спящим на скамейке, тридцать лет назад был... мэром Хилл Вэлли! Рэд Томас проиграл выборы чернокожему уборщику Голди Уилсону, после чего, как видно, покатился по наклонной плоскости.
Определенно, старина Рэд знавал лучшие времена.
|