Рецензия на фильм «Хоббит: Битва пяти воинств»
Новая Зеландия, США, фэнтези Режиссер: Питер Джексон В ролях: Мартин Фриман, Иэн МакКеллен, Ричард Армитедж «В общем, все передрались» Ну вот и отгремело. Трилогия-приквел к великому «Властелину колец» продемонстрировала последний из своих 48 кадров в секунду. И пожалуй, это лучшая серия из трех.
Во-первых, Джексон уяснил значение пословицы «Краткость — сестра таланта», поэтому заключительный фильм у него вышел самый короткий и содержательный, что очень сильно пошло ему на пользу. Во-вторых, зрителя отнюдь не обделили масштабными драками с применением колющего и режущего, что заставляет удивиться рейтингу 6+ (там за малым не 12). И, наконец, в третьих — сценарных долбанутостей вроде каменных великанов и золотых гномов размером с Эмпайр Стейт Билдинг значительно меньше — можно сказать, ограничились неведомыми червячками-землеедами (при виде которых Толкиен упал бы взад себя от легкого изумления). И все. Остальное достаточно близко к.
Так почему же Хоббит по-прежнему остался стоять на ступеньку ниже Властелина? Почему гениальная трилогия про Фродо сотоварищи, свежая и волнующая в своем открытии, и возвышенная, парящая в финале, осталась недосягаемой?
Потому что она была первой, вот почему.
Потому что приквелы по природе своей не могут быть Номер Один. Потому что сколь гениальным ни был бы приквел, он по определению попадает в категорию картин-последователей, привязанных к своим собственным альтер-эго из будущего, и потому выполняет роль не ведущего, но ведомого (вот и Лукас ощутил это в полной мере со своими «Новыми Звездными»).
Точно так же получилось и теперь: разговоры о том, что «вот увидим финальный фильм трилогии, и Хоббит выстрелит круче Властелина» оказались пшиком. Неа. Не выстрелил. Он его только дополнил, и заставил тру-фанатов саги захотеть пересмотреть «Властелина» еще раз. В бесконечной режиссерской версии. И желательно фулл-эйчди.
Он не выстрелил не только поэтому. «Властелин» все же был драматичнее, и заставлял сопереживать персонажам сильнее. Вот хоть убейте, не поверю, что кто-то полюбил Бильбо сильнее, чем Фродо, восхищался Торином сильнее, чем Арагорном, любовался Тауриель больше, чем Арвен. И самое главное — точка кипения страстей на несколько градусов ниже от первого кадра до последнего.
Все-таки режиссеры имеют свойство выдыхаться. И это не их вина — просто фантастически талантливый новозеландец вот уже полтора десятилетия терзает тему — сочиняя, дополняя, перерабатывая, вставляя что-то свое, развивая творческое наследие, и непрерывно осваивая десятки миллионов продюсерских ассигнаций. Ну просто невозможно сохранить юношескую страсть на такой гигантской дистанции! К финишу марафона, знаете ли, бегуны имеют обыкновение приходить с языком на плече.
Поэтому многие драматичные моменты финала Джексон не то чтоб провалил, но, скажем так, недоделал. Как мы знаем из книги, при виде Аркенстона, отданного хоббитом в руки людей, Торин пришел в неописуемое бешенство. В фильме он, кажется, просто пребывал в состоянии легкого раздражения. Да и искренняя печаль Бильбо по поводу смерти предводителя гномов показалась какой то... нетрогательной, что ли. И т. д.
Нет, актеры честно старались, и видеоряд по-прежнему значительно выше всяких похвал, просто страсть ушла. Впрочем, любовь все же осталась, и это немало. Может быть, это главное. Пускай превзойти, и даже поравняться с «Властелином колец» у Хоббита так и не получилось, все равно в нем в полной мере есть то, за что поклонники «Властелина» полюбили волшебные миры дедушки Рональда Руэла.
Хотя все равно жаль, что Джексон не экранизировал произведения Мастера в хронологическом порядке — как знать, может, будь «Хоббит» первым, мы получили бы две гениальные трилогии подряд.
А так получились одна гениальная и одна просто хорошая.
Влад Антонов рецензия на фильм «Хоббит: Битва пяти воинств» |