Джордж Лукас (фильмография, награды)
«Давным-давно, в далекой галактике…»
Вселенная «Звездных войн» по масштабам, кажется, приближается к масштабам Вселенной реальной. Эпическая сага из шести частей, дело всей жизни и культ всего мира – вот что создал этот человек. Во время переписи десятки тысяч называют свое вероисповедание – «джедай». Ни много ни мало, религия.
Джордж Уолтон Лукас-младший появился на свет 14 мая 1944 года в Модесто, Калифорния. Мать его звали Дороти, она была домохозяйкой, отец – Джордж Лукас-старший – держал магазинчик канцтоваров. Они принадлежали к церкви методистов и жили на ранчо в Сентрал Вэлли, самом тихом и спокойном районе города.
С ранних лет Джордж Лукас увлекался автогонками – ревущие моторы, головокружительная скорость были его страстью, именно они вдохновили его на съемки короткометражки «1:42:08: Человек и его автомобиль» в студенческие годы. Восьмиминутный фильм без единого слова про одинокий желтый «Чапарраль» под номером 3, который носится кругами по гоночной трассе в погоне за долями секунды. Джордж обожал болтаться в гаражах, вдыхая запах паленой резины, а за руль сел в одиннадцать лет.
«Все детство я хотел стать автогонщиком, и сам гонялся с другими такими же парнями. Мне казалось, что это мое. Но как-то раз я вылетел с трассы, и моя машина перевернулась, так что у меня оказались сломаны несколько ребер. После этого случая я решил отказаться от карьеры автогонщика – слишком опасно».
На самом деле Джордж чуть не погиб тогда – 12 июня 1962 года. Если бы не дуга безопасности, мир никогда бы не увидел «Звездных войн». Ему было 18, и он как раз заканчивал школу, до выпускного оставалось всего несколько дней. Выйдя из больницы, Джордж Лукас поступил в колледж Модесто на специальность «Антропология».
Именно в колледже, на занятиях по искусству, он впервые соприкоснулся с кинокамерой и спецэффектами, которые она позволяла создавать – и заболел кино. Как выяснилось позже – на всю жизнь.
Спустя год после поступления Джордж перевелся из Модесто в колледж Брукдейл в Нью-Джерси. В то время молодой режиссер-экспериментатор Брюс Бейли из Сан-Франциско собрал группу таких же, как он сам, свободных кинохудожников-авангардистов, и показывал их абстрактные шокирующие короткометражки по местным кафе – их шоу называлось «Каньон Синема». Эти бунтари от кино словно магнитом притянули 19-летнего Джорджа – он чувствовал в них то, к чему инстинктивно стремился сам – новизну и смелость. Он всегда был прирожденным авангардистом, человеком из будущего, который каким-то образом попал в настоящее, и жаждал опережать время, как на трассе когда-то опережал соперников. Эти парни были такими же, как он. И Джордж, уже тогда многообещающий фотограф, стал регулярно наведываться в Сан-Франциско, болтаться по джаз-клубам и искать объявления об этих кинопоказах в книжном магазине «Сити Лайтс».
Джон Пламмер, друг юности Лукаса, вспоминает: «Это было для него как озарение. Он впитывал эти короткометражки как маньяк – это было чертовски непохоже на того Джорджа, которого я знал в школе, он тогда вообще ничем таким не интересовался».
На гоночной трассе Лукас познакомился с человеком из киноиндустрии, который сыграл важную роль в его дальнейшей судьбе – Хаскелом Векслером. Он тоже был любителем быстрых машин. «Джордж производил впечатление одержимого» - вспоминал Векслер. «Ради хорошего ракурса он мог запросто с камерой в руках броситься плашмя на землю и кататься по ней до тех пор, пока не получал то, что нужно. У него было художественное чутье, и он обожал то, что делал».
Джордж перевелся в Южнокалифорнийский Университет, в Школу кинематографических искусств в 64-м – то был один из первых ВУЗов, готовивших профессиональных кинорежиссеров. Начинающий режиссер Джордж Лукас жил в общежитии в одной комнате с Рэндалом Клейзером – с ним и еще несколькими однокурсниками он организовал что-то вроде кружка под названием «DirtyDozen» - самого Рэндала он снял в короткометражке «Фрейхейт». Именно в университете Джордж подружился со Стивеном Спилбергом, с которым они стали лучшими друзьями на всю жизнь.
«На меня огромное влияние оказал курс Лестера Новроза «Экспрессия в кино» - там была масса откровений, впервые я узнал, как передать свои эмоции зрителю с помощью цвета, движения, музыки, пространства, времени, формы».
Еще одним важнейшим вдохновителем стал для Джорджа Славко Воркапич, мастер киномонтажа из Сербии, интуитивно чувствовавший кинетическую энергию грамотного монтажа, и в полной мере передавший свои знания студентам. Сам Славко обучался еще у великого Сергея Эйзенштейна, который, уехав в США, много сотрудничал с киностудиями MGM и Парамаунт Пикчерз, поражая американцев своим талантом и мастерством.
В студенческие годы Джордж Лукас просмотрел множество студенческих короткометражек, в том числе из Совета по кинематографии Канады – позднее он вспоминал, какое впечатление произвели на него работы Артура Липсета, Жан-Клода Лабрека, документальные ролики Клода Ютры. Именно тогда появились первые фильмы Джорджа Лукаса - это были бессюжетные короткометражки: «Взгляд на жизнь», «Херби», «Император» и прочие – ему было интересно просто запечатлевать на пленке образы, монтировать и озвучивать их, возводить свое увлечение в ранг настоящего искусства, вызывающего у зрителя определенные эмоции, экспериментирующего со зрителем.
Режиссер Джордж Лукас окончил Университет в 1967-м и поступил на службу в Военно-Воздушные силы Соединенных Штатов, откуда был немедленно выгнан, как только там узнали о его многочисленных штрафах за превышение скорости. Его решили отправить во Вьетнам, но до него он так и не добрался, поскольку открылось, что у него диабет (от которого, кстати, умер его дед по отцовской линии).
Тогда Джордж вернулся в Южнокалифорнийский Университет, но уже в качестве преподавателя – он инструктировал военных документалистов. Именно в то время Лукас снял короткометражку «Электронный лабиринт THX 1138 4EB» - маленький фильм с громоздким названием взял первый приз на конкурсе студенческого кино в 1968 году, и дал жизнь первой полнометражной ленте Лукаса «Галактика ТНХ-1138» тремя годами позже. Джордж был награжден стипендией от Уорнер Бразерс, которая поощряла талантливых молодых режиссеров на дальнейшие творческие прорывы. В 69-м Лукас работал вместе с Френсисом Фордом Копполой над «Радугой Финиана» - Коппола тоже был выпускником Школы кино, стремительно делавшим карьеру в Голливуде… А во время съемок классического фильма о концерте «Роллинг Стоунз» под названием «Дай мне кров» Джордж Лукас был одним из операторов.
Так получилось, что основное занятие одного из величайших режиссеров в истории – это вовсе не режиссура. Джордж Лукас с самого начала занимался продюсированием и написанием сценариев. Кроме девяти короткометражек, снятых им в шестидесятые, он снял всего лишь шесть картин – но каких! «Галактика ТНХ-1138» (1971), «Американские граффити» (1973) и «Звездные войны» (1977) сделали его уважаемым человеком в Голливуде, а потом был 22-летний перерыв – и три серии «Звездных войн», которые он задумал четверть века назад…
Карьера Лукаса сильно отличалась от жизненного пути его друга Спилберга, который не переставал снимать все новые и новые фильмы, параллельно также занимаясь сценариями, продюсированием, и еще миллионом разных дел в кино – за эти 22 года он выдал три десятка полнометражных картин... Но именно Лукас стал исполнительным продюсером и сценаристом одной из успешнейших в мире кинотрилогий – Индианы Джонса. И как вышло, что именно Лукас делит со Спилбергом лидерство в списке богатейших людей Голливуда (сегодня его состояние оценивается в сумму свыше двух миллиардов долларов)?
Все очень просто: еще для съемок первой части «Звездных войн» Лукас основал студию компьютерных спецэффектов «Industrial Light and Magic» - и именно она принесла ему позднее немыслимые прибыли, создав спецэффекты для всех без исключения знаковых блокбастеров Америки с конца семидесятых до сегодняшних дней – невероятно дальновидное бизнес-решение, которое много говорит о Лукасе как предпринимателе. Умение нащупать золотую жилу еще тогда, когда весь мир о ней слыхом не слыхивал, и застолбить за собой навеки – как выяснилось, это дорогого стоит…
Совместно с Копполой Лукас основал в начале семидесятых независимую киностудию «American Zoetrope», специально для того, чтобы вывести кинематографистов из-под жесткого контроля Голливуда – именно на этой студии Джорджем был снят научно-фантастический фильм «Галактика ТНХ-1138» с Робертом Дювалем в главной роли. Картина о восстании маленького человека против системы получилась довольно неоднозначной, да и коммерчески успешной ее назвать было трудно, хотя потраченные деньги она вернула. Тем не менее, Лукас не сотрудничал больше с «Zoetrope», основав вместо этого свою кинокомпанию «Lucasfilm, Ltd», которая живет и здравствует до сих пор. И первым фильмом, снятым на этой студии, стали «Американские граффити».
Успех был выдающийся. Вообще-то этот фильм не появился бы на свет, если бы не «Беспечный ездок» с Денисом Хоппером. Прорыв «Ездока» на первые места хит-парадов сподвигнул продюсеров Юниверсал дать шанс молодому режиссеру снять молодежное развлекательное кино в том же духе, желательно с низким бюджетом. «Американские граффити», стоившие 800 тысяч долларов, принесли своим создателям более ста миллионов! Немного сыщется столь коммерчески удачных проектов в мировом кинематографе. Разве что…
«Звездные войны». Вот такого успеха уж точно никто не ожидал. Даже сам режиссер Джордж Лукас. Мало того, что он вместо «Звездных войн» изначально нацеливался снять «Флэша Гордона» по комиксам, но не смог договориться с правообладателем (когда «Флэша» снял другой режиссер, фильм так и сгинул в пучине забвения), так еще и компания «20-й Век Фокс» отказалась выплачивать Лукасу его гонорар после съемок, просто передав ему вместо этого все права на бренд – они были уверены, что Джордж выжмет из него пару долларов и только. Забавно, что эта же компания потом пыталась выкупить «Войны» у Лукаса, предлагая за них миллиард. Он отказался, и недаром: сегодня вся франшиза оценивается миллиардов в двадцать.
Эти фильмы Джорджа Лукаса принесли режиссеру немыслимый, колоссальный успех. Снятый за 11 миллионов, фильм принес почти 800, положил начало мании мирового масштаба и гигантской эпопее из шести фильмов о Битве Добра и Зла. Одиннадцать номинаций на Оскар, и семь заработанных в итоге высших кинонаград - вещь для жанра совершенно немыслимая...
«Мне нравилась история, и я очень гордился сценарием, но не думал, что фильм будет иметь успех — и уж тем более, что он станет тем феноменом, которым стал. Меня привлекала задача включить мифологические мотивы в современную историю. Я просто хотел сделать хороший развлекательный фильм, который я бы сам посмотрел с удовольствием. Мне повезло, что этот фильм понравился и зрителям тоже».
Авторские права на всю вселенную «Звездных войн» сделали Лукаса владельцем целой индустрии по производству сувениров, игрушек, компьютерных игр, тематических парков развлечений на десятилетия вперед. Было в «Войнах» какое-то волшебство, непередаваемый дух, атмосфера, которая заставила сотни миллионов людей смотреть на экран как зачарованных, и пересматривать этот фильм вновь и вновь.
Лукас утверждает, что придумал сюжет сам. Тем не менее, прослеживаются явные аналогии с японским фильмом Куросавы «Три негодяя в скрытой крепости» (вплоть до пары придурковатых слуг, толстого и тонкого, чертовски похожих на роботов R2D2 и C3PО). Но не секрет, что все существующие мифы так или иначе повторяются. А потому правдоподобным выглядит утверждение режиссера о том, что «Звездные войны» есть сборная солянка из эпоса народов мира и знаковых событий человеческой истории, на которую его вдохновил известный американский исследователь мифологии Джозеф Кэмпбелл.
Противостояние Цезаря и римского Сената, подавление Французской республики Наполеоном, кровавая борьба за власть, интриги, преображение победителя из борца за свободу в диктатора и ожесточение власть имущих – вселенная «Звездных войн» вобрала в себя, порой в аллегорической форме, огромный опыт человечества в общежитии среди себе подобных – и подала это все изумленному зрителю под соусом высокой библейской морали… Вне всякого сомнения, проект Лукаса является одним из величайших в истории мирового кино.
«Я надеюсь, что люди ждут от меня чего-нибудь неожиданного, и я всегда стараюсь преподносить им сюрпризы».
Лукас задумал снять завершающую проект трилогию, повествующую о событиях, предшествовавших описанным в первых трех частях еще тогда, в семидесятые, когда давал жизнь самому первому эпизоду. Недаром у «Новой надежды» был порядковый номер «4», а у двух последующих – «5» и «6», и зрители всего мира терялись в догадках, куда же подевались первые три эпизода. Спустя почти четверть века спустя они получили исчерпывающий ответ на этот вопрос… Дело всей жизни Джорджа Лукаса было благополучно завершено и оценено миром по достоинству.
«Приятно сознавать, что все закончено. Знаете, как бывает, когда ты находишься в середине проекта — ты все время волнуешься, что что-то пойдет не так, что ты никогда его не сможешь закончить… Вот так я себя чувствовал на протяжении почти 30 лет. Но все эпизоды наконец-то завершены, и я очень доволен тем, как мы рассказали эту историю, которую я придумал много лет назад. Я чувствую себя превосходно».
Личная жизнь
В 1969-м Джордж познакомился со своей первой женой Марсией Лу Гриффин, которая стала его сподвижницей, и вместе с ним работала над фильмами. Один из семи Оскаров, заработанных четвертым эпизодом «Звездных войн» в 77-м, отправился именно ей – за лучший монтаж.
У Джорджа так и не появилось своих детей. В 1981-м он и Марсия удочерили девочку по имени Аманда, но двумя годами позже брак распался, и Аманда осталась с Джорджем. В конце восьмидесятых режиссер удочерил еще одну девочку – Кэти, а в начале девяностых в его семью вошел приемный сын по имени Джетт. Джордж так и не женился снова, и воспитывал детей самостоятельно. Кстати, он всех их занял в небольших ролях в новой трилогии «Звездных войн». Интересный факт – старшая приемная дочь режиссера Аманда – звезда… женских боев без правил (и очень брутальная девушка).
В девяностых Джордж Лукас чуть было не женился на певице Линде Ронштадт (и даже был с ней помолвлен), но пара рассталась без объяснения причин. Сегодня Лукас находится в близких отношениях с чернокожей бизнес-вумен Меллоди Хобсон, она – президент компании «Ariel Investments».
«Научиться делать фильмы очень просто. Понять, о чем делать фильмы – очень трудно».
|