Стивен Спилберг (фильмография, награды)
"Какой бы фильм я ни снимал - для меня это волшебство. Неважно, о чем фильм".
Большинством современников именно Стивен Спилберг считается мощнейшим из творцов кино, работающих в наше время.
Тому есть основания: невероятная плодовитость (более сорока снятых фильмов, и еще с полдесятка в работе), колоссальная энергия (он был исполнительным продюсером более сотни картин), рекорд по общим кассовым сборам, и по личному богатству (первый миллиардер в Голливуде) – все говорит о том, что Стивен Спилберг является личностью масштабов поистине циклопических. И пусть не все в его творчестве бесспорно, тем не менее, стоит отдать должное его неутомимости и таланту. Редкое сочетание художественного чутья и деловой хватки, помноженные на полновесный дар дали свой результат – первое место в рейтинге лучших режиссеров мира.
Стивен Алан Спилберг родился в скромной еврейской семье сразу после Второй Мировой, 18 декабря 1946 года, в городке Цинцинатти, штат Огайо. Его мать Лия была ресторатором и пианисткой, а отец Арнольд работал электриком. Когда ему исполнилось полтора года, семья переехала в Хэддон Хейтс (Нью Джерси), а позже – в Скоттсдейл (Аризона). Жизнь в этих маленьких городах кому угодно могла показаться беспросветной рутиной. В этом-то захолустье и рос Стивен, ко всему прочему оказавшийся единственным евреем в классе, что отнюдь не добавляло ему популярности.
«Семья моя была ортодоксальной веры. Мне непросто это говорить, но я их стеснялся. Мне неловко было пригласить друзей к себе домой, потому что я боялся, что они увидят, как молится мой дедушка – он носил черную одежду и еврейскую шляпу, и у него была длинная белая борода. Я не знал, как объяснить все это моим приятелям-англосаксам».
Неудивительно, что сверстники вспоминают о нем так мало, что можно намного больше у них выведать о директоре школы или тогдашнем чемпионе школьной команды по бейсболу. Ни с кем в классе Стивен не дружил по-настоящему, домой чаще всего возвращался в одиночестве, и вообще был довольно замкнут и нелюдим. Среди школьников были сильны антисемитские настроения, так что Стивену приходилось очень нелегко.
«Меня все время пинали и шпыняли, пару раз я приходил домой с разбитым носом. Это было ужасно».
Дома целыми вечерами он просиживал у телевизора. Ничто не говорило о дремлющей силе таланта, пока не помог случай – отец купил любительскую 8-миллиметровую кинокамеру, которая перевернула мир Стивена вверх дном. С того момента он твердо знал, чем хочет заниматься на этом свете – Создавать Миры. Внутреннее пространство этого мальчишки было заполнено мириадами образов и ощущений, но главным было то, что парень твердо знал: он может воплотить все это в жизнь в виде образов на экране, может донести до множества людей по всему миру волшебство, живущее в его душе.
Первые фильмы Стивена Спилберга - это «приключенческие» зарисовки, в которых снимались друзья Стивена – он снимал их в ресторане «Пиннакл Пик Патио» в Скоттсдейле. Уже в ранние годы он проявил хватку бизнесмена: взимал за просмотр с домашних и гостей по 25 центов, в то время как его сестра продавала зрителям попкорн.
«Это был неплохой бизнес».
Дальнейшая жизнь в семье превратилась в кошмар: в поисках новых художественных приемов Стивен Спилберг ловил родных в самых неожиданных местах, выскакивая со стрекочущей кинокамерой у них перед носом, наряжал младших сестер в пришельцев из космоса и снимал высадку инопланетных захватчиков, а однажды создал целую историческую драму про Вторую Мировую Войну со спецэффектами в виде пятицентовых хлопушек из магазина по соседству и самыми настоящими горящими занавесками (его вдохновляли военные рассказы отца, которому довелось воевать). Малолетние актеры упрямились, хныкали и ни за что не хотели играть фашистов, но напористый режиссер быстро уломал их, пару ночей провопив под окнами спальни «Я-луна!», а под конец отрезав голову их любимой кукле и подав ее к столу в тарелке со шпинатом. Мать Спилберга Лия Адлер говорила о нем: «Стивен не понимает слова «нет». Проще сразу сказать ему «да» и сэкономить время и нервы».
В 1958 он стал бойскаутом, и заработал значок этого сообщества под названием «Фотограф-оператор», сняв 9-минутную экшн-зарисовку «Последняя перестрелка».
«Вообще-то нужно было сделать серию фотографий. Но папина фотокамера была сломана, и тогда я спросил вожатого, можно ли мне будет снять маленькое кино на кинокамеру? Он сказал: «Без проблем!» И тут мне пришло в голову сделать вестерн. Я снял его, и получил значок. Вот так все и началось».
Нельзя сказать, что путь Стивена к успеху был усыпан розами, но тем не менее на конкурсе юношеских короткометражек его 40-минутная картина «Побег в никуда» по мотивам битвы в Восточной Африке получила первый приз – 13-летний мальчишка опередил более опытных соперников! В 16 лет парень пишет оригинальный сценарий и снимает фильм, который, по крайней мере по длительности (более 2 часов), уже вполне тянул на «взрослый» проект. Он назывался «Небесные огни» (позже он вдохновит Стивена на «Близкие контакты»). Его даже показывали в местном кинотеатре! Над картиной трудилось с полсотни школьников со Стивеном во главе, ну а главную помощь оказали родители молодого дарования – расходы составили 500 долларов, что по тем временам было солидной суммой, мать Стивена взяла на себя питание съемочной группы, а отец помогал в изготовлении декораций. Фильм был, само собой, про пришельцев – как они похитили людей, чтобы показывать их в космическом зоопарке, и как люди, проявив недюжинную смекалку, сумели вернуться домой. Между прочим, Стивен Спилберг получил прибыль – один доллар. Но ведь он окупил затраты! Так что это был успех.
К сожалению, родители Стивена развелись, и он переехал в Саратогу (Калифорния) вместе с отцом, а три его сестры остались с матерью в Аризоне. В Саратоге он и окончил школу в возрасте 19 лет.
Стивен трижды пытался поступить в Школу кино при Южнокалифорнийском университете. Увы, тут судьба не была к нему благосклонна: преподаватели, свято верившие в непогрешимость канонов классического кино, не приняли юного выскочку с авангардистскими замашками, наградив обидным эпитетом «бездарность». Нимало не смутившись, Спилберг поступает в технический колледж, в свободное время продолжая творить.
«Учился я только ради того, чтобы меня не отправили во Вьетнам. Если бы не призывная комиссия, ноги бы моей в колледже не было. Все четыре года я там практически ничего не делал, только снимал кино. Я работал в столовой, чтобы на выходных купить пленку, взять напрокат камеру и снимать экспериментальные фильмы. Я встречался с людьми из киноиндустрии. Никто не хотел мне помочь. Труднее всего было заставить кого-нибудь просто сидеть и смотреть твои работы.»
Так на свет появляется короткометражка «Бредущие» о молодой парочке, путешествующей автостопом по хайвэю Калифорнии (позже слово «Эмблин» - «Бредущие» Стивен использует в названии собственной киностудии «Эмблин Энтертейнмент»). Спилберг показал 20-минутный фильм одному монтажеру (Стивен постоянно бывал в павильонах как бесплатный ассистент), который отнес его Сидни Шейнбергу, вице-президенту по продукции телевизионного отделения компании «Юниверсал», и тот неожиданно решил дать парню шанс попробовать себя в настоящем деле. В итоге с ним заключили семилетний контракт, и для начала он снял вступительную серию нового телесериала «Ночная галерея», шедшего в конце шестидесятых в прайм-тайм на одном из популярных каналов. Серия называлась «Глаза». Он стал самым молодым режиссером, с которым когда-либо заключался подобный договор. Стивену был всего 21 год.
Тот контракт стал бесценным для него: попав в среду теле- и кинопроизводителей, обзаведясь знакомствами среди продюсеров, узнав секреты «кухни» Фабрики Грез, уже режиссер Стивен Спилберг твердо встал на дорогу, ведущую к успеху. Сперва он мог стать режиссером полнометражной картины «Малкольм Уинклер», но из-за трудностей с подбором актеров фильм так и не был снят. Тем временем он снял новую работу: серию для фантастического сериала «Лос-Анджелес 2017». Эта его вещь произвела большое впечатление на боссов киностудии, и они поверили в его талант. Потом была еще одна серия «Ночной галереи», и наконец он дебютирует в серьезном кино с телефильмом «Дуэль» (1971) - про смертельную схватку между обычным человеком, едущим на легковушке в другой город, и странным водителем бензовоза, пытающимся протаранить его на пустынной дороге.
Скептики могли быть посрамлены: профессионально выстроенный видеоряд, динамика действия и очевидно удавшийся психологизм ясно дали понять – молодой человек способен на многое. Лишь кургузый сюжет не давал записать картину в потенциальные хиты, но для дебюта фильм вышел замечательный – не чета тогдашним потугам будущего автора «Властелина Колец» Питера Джексона с его ужаснейшим «Плохим вкусом», или режиссера Сэма Рэйми, наснимавшего во всех отношениях чудовищных «Зловещих мертвецов». Неудивительно, что «Дуэль» победила на фестивале «Авориаз», после чего боссы студии приняли решение пустить ее в американский прокат. Хвалебные отзывы критиков сыграли огромную роль в развитии дальнейшей карьеры Спилберга.
И наконец, в 28 лет, после нескольких успешно реализованных телевизионных проектов Стивен Спилберг снимает свою первую кинокартину, которая стала уже по-настоящему зрелой работой начинающего мастера своего дела – «Шугарлендский экспресс» (1974) с тогда еще дебютанткой Голди Хоун в главной роли.
Это трогательная и трагическая история про супругов-неудачников, которые, протестуя против того, что власти забрали у них ребенка, захватывают полицейскую машину вместе с копом и пытаются бежать в соседний штат. Критики самым теплым образом отозвались о картине – нечасто можно было встретить такую реакцию у придирчивых киноспецов того времени. Ни много ни мало – «Появление нового великого режиссера» - вот что писали они. В фильме была Доброта – то, что насквозь пронизывает почти все работы режиссера. Душевное Тепло, которое могло ощутить самое черствое сердце. Это был успех, пусть и не коммерческий. Пока.
Спилберг не преминул закрепить его, сняв в 1975-м свой первый настоящий блокбастер, взорвавший чарты семидесятых и вызвавший целую волну подражателей – «Челюсти». Роман Питера Бенчли про поединок троих смельчаков в открытом море с трехтонной белой акулой привлек внимание продюсеров – Ричарда Занука и Дэвида Брауна – они-то и предложили Стивену снять данный фильм. Теперь это классика, и справочник о том, Как Надо снимать кино. Тогда это было откровением.
«Проблем было столько, что я вообще забыл, что работаю в кинобизнесе. Мне показалось, что я работаю в Институте океанографии. Съемки «Челюстей» проходили так: четыре часа в день мы снимали, а остальные восемь якорили лодку, боролись с океаном и пытались заставить чучело акулы работать. Чучело так часто ломалось, что мне приходилось вырезать каждый четвертый кадр. Если бы я этого не делал, то все бы увидели, из чего эта акула сделана, как по-настоящему выглядят ее глаза и как она пускает пузыри. Мы еле досняли фильм до конца – перерасход денег был такой, что проект вообще чуть было не закрыли к чертовой матери».
Ошеломляющий успех у публики и три «Оскара» показали узколобым педагогам из Калифорнийской школы кино, что им с их профессиональной слепотой пора на пенсию – то был фильм, который, ни много ни мало, стал рекордсменом кассовых сборов Америки, а значит – и всего мира. На сегодня он собрал чуть ли не полмиллиарда. А тогда, в семидесятые, магическая отметка в 100 миллионов долларов впервые покорилась именно Спилбергу – и с того момента, несмотря на молодость (ему тогда не было еще и тридцати) режиссер Стивен Спилберг стал одним из самых авторитетных людей Голливуда, да таковым и остался по сей день. Кстати, Форбс не преминул упомянуть его, как одного из самых молодых мультимиллионеров – но это так, к слову.
Следующий фильм также стал вехой – но уже не среди триллеров, а в научно-фантастическом кино. «Близкие контакты третьей степени» 1977 года - глубокая, тщательно проработанная картина о попытках инопланетян, прилетевших из глубин космоса, наладить общение с людьми. СТивен Спилберг изучил множество свидетельств очевидцев НЛО, и старался с наибольшей убедительностью передать атмосферу самого контакта, и событий, предшествовавших ему. Это ему удалось – чарующий видеоряд, уникальные по тем временам спецэффекты Дугласа Трамбалла и величественная музыка симфонического оркестра в сочетании с игрой талантливого Ричарда Дрейфуса сделали фильм по-настоящему выдающимся. «Оскары» за операторскую работу и звук и шесть номинаций, в том числе «Лучший режиссер»! Теперь мир не ждал от Спилберга ничего, кроме хитов – перед следующим фильмом все замерли в ожидании – что будет?
Тут прозвучал раздражающий диссонанс. Дорогущая картина «1941» (1979) была ужасна. Комедийный фарс про события Второй Мировой войны (уже настораживает) не содержал внутри себя ничего, кроме набора нелепых шуток про идиотов-японцев, пытающихся из своей подлодки «взорвать Голливуд», и вместо этого разносящих в щепки пустой парк аттракционов, идиотов-янки, принимающих за японский самолет все, что движется в небе, и, паля почем зря, разносящих полгорода, все это приправлено несуразицей про красотку, с которой заняться любовью можно только в летящем самолете, да кретинов-гражданских, изо всех сил стремящихся оборонить родные Штаты от агрессора, и постоянно попадающих из-за своей глупости впросак. Ни одного проработанного характера, ни одной сильной сцены – и вместе с тем массовые драки, головокружительные трюки, и шутки, шутки, шутки про войну… Разочарование было настолько сильным, что фильм еле окупился – то была одна из очень редких неудач Спилберга, которая опустошала карманы инвесторов, вместо того, чтоб туго набивать их – прибыль получили позже только за счет иностранных зрителей, а в Штатах фильм провалился с треском…
В 1980 Спилберг возвращается к «Близким контактам», дополняя фильм новыми эпизодами, в частности, сценой в интерьере корабля инопланетян и исправляя некоторые неточности – на свет появилась так называемая «Режиссерская версия». Позднее он жалел о некоторых дополнениях – например, интерьер корабля спустя несколько лет из «длинной» версии он все же изъял, считая, что эта деталь должна остаться для зрителя тайной..
После «1941» нужно было реабилитироваться, да так, чтобы ни у кого на свете не возникло больше сомнений в режиссерском даре талантливого Спилберга. И вот на свет появляется мощный проект, ставший настоящей иконой любителей приключенческого кино – легендарный «Индиана Джонс: В посиках утраченного Ковчега» (1981). Он был выпущен в содружестве с другом Спилберга и создателем «Звездных войн» Джорджем Лукасом. Приключения отважного археолога (его сыграл любимец Лукаса Харрисон Форд, игравший Хана Соло в «Звездных войнах») не оставили публику равнодушной – огромные кассовые сборы и невероятная популярность киносериала (проект был задуман как трилогия) превзошли все ожидания. Самый кассовый фильм года, несколько номинаций на «Оскар» и вечная слава Эталона Приключенческого Кино.
Тема инопланетного разума продолжала увлекать Спилберга, и в 1982-м году на свет появляется «Инопланетянин», ставший одной из сильнейших фантастических лент в истории (9 номинаций на «Оскар»). Инопланетный ученый, случайно оставшийся в одиночестве на поверхности неведомой Земли, налаживает контакт с земным мальчишкой, общаясь на универсальном языке Доброты, пронизывающей все сущее во Вселенной – глубина и сила образов в фильме были беспрецедентны, а сама картина навсегда попала в Зал Славы мирового кино.
Далее последовала киноверсия телесериала «Сумеречная зона» (1983) и вторая часть «Индианы» (1984) - и вдруг Стивен Спилберг вступает в новую область творчества, уходя от динамики и трюков к психологизму в фильмах «Цветы лиловые полей» (1985) (по книге Эллис Уокер, получившей Пулитцеровскую премию) про жизнь чернокожих американцев. Одиннадцать номинаций на «Оскар»! Далее - историческая драма «Империя Солнца» (1987) про Китай в японской оккупации. Несмотря на очевидные достоинства картин, публика их не приняла – очевидно, массовый зритель ожидал от Спилберга яркой картинки, но не ярких переживаний. Несмотря на теплые отзывы критиков о работах Спилберга в драматическом жанре, «Империя» принесла продюсерам убыток в 20 миллионов долларов и стала тяжелейшим его коммерческим провалом – к счастью, он мог себе это позволить...
После съемок в 89-м третьей части «Индианы» (снова самый кассовый фильм года, обогнавший по мировым сборам даже «Бэтмена») Спилберг опять возвращается к психологизму в своем первом романтическом фильме «Всегда» (1989) про погибшего пожарного-летчика, вернувшегося обратно на землю в виде духа и наблюдающего за жизнью своей оставшейся в одиночестве жены. Успех был весьма умеренным, а отзывы – противоречивыми, но неудачей фильм назвать никак нельзя.
Далее была волшебная сказка «Капитан Крюк» (1991) по мотивам «Питера Пэна» (Питер Пэн вырос и стал взрослым), и, наконец, великолепный проект, впервые (опять впервые!) переваливший по кассовым сборам за миллиард – речь идет, конечно же, о «Парке Юрского периода» по роману Майкла Крайтона.
Фильм был во многом уникальным. Снятый в 1993-м, он был настолько строен по композиции, стремителен и убедителен в своем реализме, что публика просто не могла припомнить – когда еще она видела подобное зрелище. На самом деле никогда: впервые компьютерные спецэффекты были совершенны до такой степени, что зритель видел, ни много ни мало, ЖИВЫХ рептилий, живших на Земле сотни миллионов лет назад. Труды, затраченные специалистами по спецэффектам из студии компьютерной анимации Джорджа Лукаса «Industrial Light and Magic», стали беспрецедентными: требования режиссера были небывалые, такого до сих пор еще никто не делал. Технология «захват движения», использованная тогда, оставалась авангардной до конца девяностых, но в итоге ящеры были попросту столь же реальны, как настоящие живые существа, снятые на обычную камеру. Итог – самый кассовый фильм года (уже в который раз!).
В том же году начинаются съемки «Списка Шиндлера», получившего сразу семь «Оскаров», в том числе в важнейших номинациях «Лучший режиссер» и «Лучший фильм» - история немецкого предпринимателя, который рисковал жизнью, спасая польских евреев от фашистов во время Второй Мировой. Наконец-то режиссер Стивен Спилберг получает награду Академии, причем и как лучший режиссер, и за сам фильм – Лучший Фильм Года. Тема священная для Спилберга – он отказался от гонорара, пожертвовав его в Фонд Холокоста, да и планы по созданию фильма вынашивал больше 10 лет.
Именно в это время Спилберг вместе с Джеффри Катценбергом и Дэвидом Геффеном основал киностудию DreamWorks – с того момента все его фильмы выпущены именно здесь. С тех пор и до сего момента он – самый богатый человек Голливуда.
И сразу затем – продолжение «Парка Юрского периода» (1997), в котором тиранозавр вырывается на оживленные улицы мегаполиса. Фильм собрал две трети доходов своего предшественника, пропустив вперед только «Титаник» Кэмерона. Тем не менее, третью часть «Парка» Спилберг снимать передумал, в итоге просто спродюсировав ее и уступив режиссерское кресло другому – появился фильм во всех отношениях средний…
1997 год – «Амистад». Фильм посвящен отмене рабовладельчества в США. Основаный на реальных событиях, фильм повествует о невероятном путешествии рабов-африканцев, которые захватывают корабль работорговцев «Амистад» и пытаются вернуться на родину.
После того как власти, наконец, арестовывают корабль, рабов отправляют в Соединенные Штаты, где они попадают в тюрьму по обвинению в убийстве. Начинается процесс, затрагивающий основы американского правосудия и привлекающий внимание всей нации. Но для самих подсудимых это прежде всего борьба за свои права и свободу. Есть мнение, что фильм мог бы получить немало призов, если бы не тот же «Титаник» Камерона, который привлек к себе все мировое внимание. Увы, кассовые сборы оставляли желать много лучшего.
1998 – новое возвращение к «Близким контактам третьего вида» - на сей раз выпущено «Коллекционное издание».
Новая драма о войне – «Спасти рядового Райана» (1998) принесла 5 «Оскаров». Уникальный способ съемки с помощью старой кинокамеры, а также монтаж по старым технологиям без использования компьютеров создали уникальный дух, выдержанный от первого кадра до последнего. Фильм, как и многие другие творения Спилберга, стал событием, уникальным в своем роде.
«Искусственный разум» (2000) – грустная философская притча о людях и роботах, которые одинаково хотят любить и быть любимыми, была сильной работой, но не встретила отклика у американского зрителя. Стэнли Кубрик, так и не снявший этот фильм, был другом Спилберга, и вот проект получил жизнь. Кассовые сборы были меньше, чем ожидалось, хотя фильм получился великолепный – сложный, лиричный и невероятно мощный визуально.
Но вот последовавшее «Особое мнение» (2002) по рассказу Филиппа К.Дика с Томом Крузом в главной роли вызвало восторг у аудитории, собрав на 30 миллионов долларов больше, чем ожидалось.
2054 год. Уже шесть лет существует особый допреступный отдел. На основе психических технологий разработана экспериментальная программа, с помощью которой работники отдела могут узнать о еще не совершенном убийстве и арестовать подозреваемого еще до совершения им преступления.
Такая система осуждения преступников и предотвращения преступлений получает все большее распространение. Она работает идеально, но самое страшное начинается, когда руководитель допреступного отдела Джон Андертон сам оказывается подозреваемым преступником. Он обвиняется в том, что совершит убийство человека, которого даже не знает…
«Поймай меня, если сможешь» (2002) с ДиКаприо и Хэнксом в главных ролях – очередная удача. Захватывающая история о противостоянии гениального мошенника и агента ФБР держит в напряжении до последнего кадра, притом она еще и снята на основе реальных событий, а прототип главного героя – отошедший от дел аферист Эбигнейл, участвовал в съемках в качестве консультанта!
И снова фильм, основанный на реальных событиях, снова Том Хэнкс – «Терминал» (2004), про застрявшего из-за проблем с документами в американском аэропорту жителя одной из стран Восточной Европы.
В 2005-м Спилберг и Том Круз снова работают вместе на съемочной площадке «Войны миров» (2005) по пьесе Уэллса столетней давности. Спилберг был горячим поклонником книги, и экранизации 1953-го года. И хотя фильм собрал полмиллиарда долларов, нельзя не отметить некоторую торопливость второй половины фильма, из которой словно изъяли без остатка заключительную батальную сцену. Вместе с тем это – полновесная, мощная работа с немалым количеством уникальных стилистических находок.
В том же году выходит «Мюнхен» - тяжелая драма с Эриком Бана в главной роли про чудовищные события во время немецкой Олимпиады в 1972-м году, когда от рук террористов погибла вся израильская сборная, после чего спецслужбы Израиля вынесли всем виновным в этом злодеянии смертный приговор и привели его в исполнение. На сегодня это один из самых спорных фильмов Спилберга – в частности, из-за того, что режиссеру не удалось соблюсти историческую достоверность достаточно недавних событий.
В 2008 вышла четвертая часть «Индианы Джонса» - Стивена вдохновил на съемки продолжения сын, спросивший, когда же выйдут четвертая и пятая части? Поклонники стиля режиссера не были разочарованы: атмосфера и свойства изобразительного ряда знаменитой трилогии, равно как и ее фантастические допущения и условности – все осталось неприкосновенным и порадовало поклонников отважного археолога в 2008-м году. Примечательно, что фильм стал чемпионом по киноляпам – всего их насчитали более 60. Чего стоит только полет Индианы в свинцовом холодильнике! Как бы то ни было, зрители всего мира с огромным удовольствием смотрели этот фильм, отмечая, что Мастер не растерял свой дар.
Наконец, в ноябре 2011 года, в кинотеатрах появляется первый анимационный фильм режиссера под названием "Приключения Тинтина: Тайна Единорога". Даже странно, что маэстро обратился к жанру компьютерной анимации только сейчас - ведь продвинутые технологии позволяют воплотить на экране самые невероятные сцены. Вольная экранизация комиксов французского художника Эрже, тесно переплетенная с антуражем "Индианы Джонса", поразила зрителей всего мира в самое сердце, не оставив желать лучшего. На сегодняшний день это попросту лучший анимационный фильм мира, превосходящий конкурентов по всем статьям. В развлекательном приключенческом жанре Силберг чувствует себя как рыба в воде, неизменно выдавая вдохновенные и захватывающие картины.
Зрелище, которое предлагает нам Стивен Спилберг – всегда нечто особенное. Нельзя не ощутить присутствие Стивена на съемочной площадке из-за особого вдохновения, пронизывающего экшн-сцены, плавности и стремительности повествования, присущего лишь ему визуального ряда с использованием теней, уникального юмора. Несомненно, Спилберг – явление выдающееся в мировом кино, а в национальном – живая легенда, и уже много лет подряд.
"Я никогда не стремился зарабатывать деньги".
Сегодня состояние режиссера оценивается в 3 миллиарда долларов, фильмы Стивена Спилберга собрали по всему миру немыслимую кассу почти в десять миллиардов, его имя знает весь мир. И что самое главное – он по-прежнему в строю и действует, готовя нам фантастический боевик «Межзвездный», зубодробительный экшн с Уиллом Смитом «Олдбой» и масштабную историческую драму про Авраама Линкольна с Лайамом Нисоном в главной роли. И это только как режиссер. А ведь он еще и видеоигры делает.
Личная жизнь
C 1984 по 1989 Спилберг был женат на актрисе Эми Ирвинг, и при разводе режиссер заплатил ей чудовищную сумму в 100 миллионов долларов, так что бракоразводный процесс сразу попал на третье место в мире по сумме, выплаченной бывшей жене, а на втором и первом были промышленники - миллиардеры. От этого брака остался сын Макс Сэмюэл, с которым Стивен до сих пор сохраняет тесные отношения.
Второй союз оказался более удачным – избранницей режиссера стала актриса Кейт Кэпшоу, которую Стивен снял во второй части «Индианы Джонса». Они поженились в 1991-м, хотя у них были близкие отношения еще с середины 80-х, а в 90-м у них даже родилась дочь Саша.
В 92-м на свет появился сын Сойер, в 96-м – дочь Дестри. Учитывая то, что у Кейт уже была дочь от первого брака Джессика и усыновленный ею еще до брака со Стивеном мальчик по имени Тео, а также удочерение в 96-м девочки Микаэлы – в семье Кэпшоу и Спилберга семеро детей! Считая Макса Сэмюэла.
«При работе над фильмом я сам рисую кадры и потом монтирую их у себя в голове. Трудно только перенести идеи на экран, а в моем мозгу весь фильм уже готов, когда я приступаю к съемкам. Я думаю об этом даже во сне». |