Как снимаются фильмы. "Парк Юрского периода"
Для своего времени этот фильм был прорывом эпохального значения. Никогда прежде монстры, которые не существуют в реальном мире, не были настолько живыми и натуралистичными – но если бы дело было только в них! Стивен Спилберг в расцвете творческих сил, дерзкий и талантливый, выдал миру творение, которое в мире кинематографа значит то же, что Мона Лиза в мире изобразительного искусства.
Спилберг: «Моей первой игрушкой был маленький трицератопс, отлитый из свинца. Мне купили его на выставке настоящих скелетов динозавров, на которую мы ходили всей семьей. Помню, какое впечатление произвели на меня эти кости. Я был потрясен тем, что на Земле жили когда-то подобные чудовища – огромные, с мощными конечностями… Я пытался представить, какими они были при жизни, какие крики они издавали - и моя кожа покрывалась мурашками. Самое потрясающее, что эти невероятные существа когда-то действительно ходили по Земле, и были не менее реальны, чем мы с вами.»
Эта связь доисторических существ с реальностью вдохновила замечательного писателя Майкла Крайтона на создание романа, который и был экранизирован Стивеном Спилбергом. Именно Крайтон придумал историю об эксцентричном миллиардере, нашедшем способ с помощью новейших достижений генной инженерии возродить к жизни динозавров, и построившем на острове Нублар недалеко от побережья Коста-Рики развлекательный парк. Он должен был привлечь толпы туристов, но вместо этого стал смертельно опасной ловушкой для группы людей, оказавшихся с гигантскими рептилиями лицом к лицу…
Спилберг: «То, что динозавров давным-давно нет на свете, порождает вокруг них целую мифологию. Динозавры притягательны благодаря своей абсолютной недоступности, они находятся в области непознанного, и потому так поражают воображение. Как только я узнал о том, что Майкл пишет роман об оживших динозаврах, я моментально загорелся идеей снять об этом приключенческий фильм».
Крайтон: «В восьмидесятые годы было много шумихи о потенциальной возможности воссоздания давно умерших живых существ по остаткам их тел, в которых мог сохраниться генетический материал. То было время стремительного развития генетики во всем мире, делалась масса открытий, и возрождение доисторических существ обсуждалось в научных журналах на полном серьезе. Тогда-то я и задумал написать этот роман. Вначале я говорил об этом как бы между делом, но реакция людей была однозначной: пиши! Я был уверен, что получится нечто очень интересное.»
Крайтон с самого начала хотел экранизировать свой роман, запросив солидные полтора миллиона долларов в качестве гонорара. Книгой всерьез интересовались кинокомпании Warner Brothers (режиссером мог стать Тим Бертон), Columbia Pictures (Ричард Доннер) и 20th Century Fox (Джо Данте), но повезло в итоге Universal, а все потому, что режиссер этой кинокомпании Стивен Спилберг и писатель Майкл Крайтон – давние знакомые.
Спилберг: «Мы с Майклом работали над другим проектом – он писал сценарий – и я спросил его – ну, что новенького в мире книг? И тут он отвечает: я пишу о динозаврах и ДНК. Я не давал ему прохода до тех пор, пока он не дал мне рукопись! С этого все и началось.»
Спилберг остался в полном восторге от прочитанного. Он немедленно предложил Майклу сотрудничать, и писатель согласился заключить контракт именно с Universal, да еще и написать сценарий к новому фильму, адаптируя для экрана собственный роман. Это было в 1989-м году, а выпущен роман был в 1990-м, и сразу стал бестселлером. Это еще больше убедило Спилберга в том, что фильм ждет успех, и вот, пока режиссер работал над картиной «Капитан Крюк» с Робином Уильямсом, Майкл Крайтон написал сценарий для фильма под названием «Парк Юрского периода». Тем временем Стивен рисовал эскизы для будущей картины.
Крайтон: «Книга была гораздо больше, чем фильм, она охватывала массу событий и показывала десятки персонажей, которых не было в фильме. В целом в фильм попало примерно 10 или 20 процентов от книги…»
Впоследствии сценарий многократно дорабатывался другими авторами, и дополнительно изменялся в процессе съемок. Так, в варианте Крайтона ученый Малкольм (Джефф Голдблюм) и миллиардер Хаммонд погибали, а Тим был старше своей сестры Лекс, и это он был «хакером»…
Чем больше Спилберг думал над новым проектом, тем больше осознавал, что для воплощения задуманного нужен принципиально новый, невиданный уровень спецэффектов. Такого в то время еще не делал никто – речь шла о создании абсолютно живых и правдоподобных доисторических существ во всех подробностях.
Спилберг: «Кинг-Конг тридцатых годов в детстве произвел на меня неизгладимое впечатление. Авторы этого фильма смогли создать целый неведомый мир, которого не существовало в природе, а самым поразительным моментом была схватка Кинг-Конга с тиранозавром. Конечно, сегодня все это выглядит смешно, но именно эта картина служила для меня источником вдохновения при создании «Парка Юрского периода».
Кинг-Конг вдохновил режиссера на создание «Парка» не только в своем старом воплощении, но и в картинах нового времени про гигантскую обезьяну – речь идет прежде всего о фильме с Джеффом Бриджесом, который вышел на экраны в 1976-м году. Этот фильм был интересен, помимо прочего, еще и великолепно сделанным манекеном гигантской гориллы и ее конечностями. Инженерные достижения мастеров со студии «Universal» так впечатлили Спилберга, что он захотел… сделать всех динозавров в натуральную величину!
Увы – об этом можно было только мечтать: даже если бы на студии и смастерили, скажем, брахиозавра, все равно заставить его ходить не было ни малейшей возможности. Нужен был какой-то другой способ оживить динозавров…
Стивен собрал лучших специалистов по спецэффектам (в их числе был и знаменитый Стэн Уинстон, который как раз закончил работать над легендарным «Судным днем» Джеймса Камерона), и все вместе они устроили «мозговой штурм», стараясь придумать наилучший способ показать оживших рептилий максимально достоверно.
Стэн Уинстон: «Помню, Стивен рассказал нам о своей идее с динозаврами, и спрашивает этак нерешительно, интересно ли нам вместе поработать над этим. Интересно? Да мы буквально сгорали от нетерпения!»
Было решено использовать покадровую кукольную анимацию с миниатюрными куклами мастера Фила Типпетта в сочетании с полномасштабными манекенами динозавров работы Стэна Уинстона.
Особого внимания заслуживает работа мастеров Уинстона – перед ними стояла сложнейшая задача воссоздания облика доисторических существ в мельчайших подробностях. Это потребовало серьезных консультаций с учеными-палеонтологами, много лет изучавшими останки реальных динозавров и разрабатывавших теории о поведении и внешнем облике этих существ на основе сохранившихся скелетов.
Для специалиста кости, их строение и соединение, могут многое сказать о том, как именно ходил тот или иной динозавр, мог ли он совершать прыжки или поворачивать голову определенным образом, какая у него могла быть шкура по фактуре и цвету. Вопросов было множество, и Уинстон постарался не упустить ни единой детали. Итогом стало абсолютно безупречное воссоздание внешности рептилий, учитывавшее все знания, которыми ученые располагали на момент создания фильма.
Уинстон: «Сделать динозавров максимально реальными – это была главная задача. Мы прорабатывали их вид буквально до миллиметра, прекрасно понимая, что если они не будут выглядеть достоверно, то как бы плавно они ни двигались – у зрителя не будет ощущения реальности происходящего на экране. Мы сделали все, чтобы зритель поверил в чудо.»
На протяжении 91-го года в студии Стэна Уинстона кипела работа. Спилберг и Крайтон, видя производственный процесс, приходили в полнейший восторг: судя по всему, ничего настолько совершенного на студии еще не делали. Венец творения Стэна Уинстона – Королева Чужих из фильма Камерона (1986) – была столь же сложна технически, но значительно уступала своими размерами тиранозавру, который был больше примерно в три раза. Колоссальный манекен этого хищника весил больше шести тонн, и был двенадцать метров длиной.
В основе чучел были каркасы, собранные из точеных алюминиевых деталей, соединенных шарнирами. Эти каркасы были разработаны таким образом, чтобы их пропорции соответствовали пропорциям того или иного динозавра. Сам динозавр сначала изготавливался в виде скульптуры, проработанной до мельчайших подробностей.
По этой скульптуре делали форму для отливки собственно шкуры рептилии из гибкого латекса, потом шкуру натягивали на каркас, заполняли пустоты поролоном, и раскрашивали снаружи всю конструкцию, после чего закрепляли результат матовым лаком.
Стэн Уинстон называл этих роботов «идеальным сочетанием искусства и технологии». Даже на самых крупных планах динозавры выглядели удивительно натуралистично. Но перед мастерами спецэффектов стояла куда более сложная проблема, чем просто реалистичное воссоздание внешности динозавров. Их еще нужно было заставить ходить.
Спилберг: «Фил Типпетт сделал точную визуализацию моих эскизов, чтобы мы могли оценить сцены в трех измерениях: там были маленькие куклы динозавров и людей, и с помощью покадровой анимации получился рабочий материал для фильма, который оказал огромную услугу в дальнейшей постановке.»
При помощи анимационных раскадровок важнейших сцен Спилберг получил точное представление о том, как надо располагать камеры и всех участников эпизодов и что они должны делать в кадре. Сцены были просчитаны буквально до секунды – вот почему они вышли такими зрелищными и вдохновенными.
С самого начала Спилберг придавал огромное значение реалистичности динозавров. Поэтому ученые-палеонтологи консультировали мастеров по спецэффектам не только о внешности рептилий, но и о том, как они вели себя, как двигались. Главным консультантом фильма стал Джек Хорнер, который был в начале девяностых одним из ведущих палеонтологов мира. Именно он выдвинул гипотезу о том, что динозавры больше похожи не на рептилий, как считалось ранее, а на птиц. Хорнер внес существенные коррективы в поведение динозавров на экране с учетом научных исследований.
К примеру, когда ученый увидел анимационный ролик, в котором велоцирапторы, ищущие детей на кухне, высовывают языки, словно ящерицы, он обрушился на Фила Типпетта с критикой: “Динозавры никогда не высовывали язык!» А Филу эта идея казалась удачной… Аниматора можно простить: он ведь не был светилом мировой палеонтологии. В фильме хищники язык не высовывали, и вообще имели птичьи повадки – в полном соответствии с наукой.
Но когда дело дошло до съемок движущихся динозавров в полный рост, съемочная группа встала перед серьезной проблемой. Дело в том, что покадровая анимация Типпетта, как бы совершенна она ни была, так и не смогла дать стопроцентного ощущения реальности.
Спилберг: «Сперва идея казалась неплохой, но как только я начал отсматривать рабочий материал, сделанный Филом Типпеттом, я понял, что этот вариант не годится. Движения динозавров были отрывистыми, каждый кадр был четким, между тем, как в движении динозавры должны были быть размытыми. И хотя Фил усовершенствовал свою технологию, добившись некоторого размытия при движении, это все-таки было не то, о чем я мечтал. Технология покадровой анимации достигла своего потолка, и нужно было двигаться дальше».
Потратив несколько месяцев на кукольную анимацию, создатели фильма решили искать принципиально новое решение.
Только тогда Спилберг обратился к компьютерной графике. Огромная заслуга в создании уникальных спецэффектов к фильму «Парк Юрского периода» принадлежит Деннису Мюрену, ведущему специалисту студии компьютерных спецэффектов ILM, принадлежавшей давнему другу Спилберга Джорджу Лукасу. Именно Мюрен контролировал создание знаменитых спецэффектов для «Судного дня», совершивших революцию в компьютерной графике. Это он предложил Спилбергу попробовать нарисовать динозавров на компьютере. Это была еще более сложная задача, чем изготовление анимации для «Терминатора», поскольку на сей раз речь шла о создании живых существ. Как ни совершенна была графика в фильме Камерона, «Парк Юрского периода» был новой, еще более высокой ступенью. Многое делалось впервые…
Спилберг: «Когда Деннис сказал, что он может создать динозавра на компьютере, моей первой реакцией было: Докажи! И он доказал. Он, черт побери, превосходно доказал.»
Спилберг знал о возможностях студии ILM еще со времен «Молодого Шерлока Холмса» (1985), где появился первый в истории компьютерный персонаж - рыцарь из стекла. Этот эпизод был сделан просто поразительно, а уж для середины восьмидесятых и вовсе выглядел невероятно. Тем не менее, успехи аниматоров были единичными, и технологии еще только начинали приближаться к современным.
«Терминатор 2» еще не вышел на экран - до премьеры оставалось несколько месяцев. Никто и представления не имел о том, насколько совершенная графика будет в этом фильме. Поэтому нет ничего удивительного в том, что идею нарисовать динозавров на компьютере поначалу никто не воспринял всерьез – слишком сложна была задача. Работа над «Парком» могла затянуться – ведь специалисты из ILM не давали никаких гарантий того, что результат будет соответствовать каким-то стандартам, и даже не могли назвать точные сроки. Во многом это был эксперимент. Но продюсеры приняли решение рискнуть – и на студии началась работа над спецэффектами, которые потом назовут революцией в кино, и поставят даже выше достижений «Судного дня».
Аниматоры двигались наощупь, действуя путем проб и ошибок. Сначала был создан трехмерный скелет динозавра, включавший в себя все основные кости, воссозданные с полной точностью с реальных окаменевших костей динозавров. Располагая эти кости в трехмерном пространстве, аниматоры ILM начали экспериментировать с различными движениями, которые мог бы совершать динозавр.
Следующим этапом работы стало включение движущихся скелетов в живой пейзаж. Художники смоделировали движения бегущих галимимусов, изучив движения живых людей – для этого несколько сотрудников студии бегали перед телекамерами, прижав руки к груди и перепрыгивая через препятствия.
Тогда еще не было технологии motion-capture, так что специалисты просто анализировали движения людей визуально. Потом аниматоры перенесли эти движения на динозавров, и в итоге получили на редкость естественные фигуры бегущих рептилий, обладающих весом и передвигающихся в пространстве по правдоподобным траекториям. Несколько динозавров поставили на реальный фон. Результат показали Спилбергу, и он был поражен натуралистичностью и плавностью нарисованных рептилий.
Спилберг: «Как будто в палеонтологическом музее вдруг ожили экспонаты, соскочили со своих подставок и помчались вдаль! Я никогда не забуду того дня, когда Деннис показал мне ролики. Это было как документальный фильм Нэшнл Джиографик, только со скелетами динозавров.»
Несмотря на некоторое несовершенство первых роликов, стало ясно, что куклы Фила Типпетта все же могут быть с успехом заменены компьютерной анимацией. Спилберг не решался сказать мастеру о том, что его динозавры больше не востребованы, и вместо этого привел Фила на просмотр «парадного» демонстрационного видеоролика, на котором тираннозавр во всей красе охотился на галимимусов… Шкура животного перекатывалась над мышцами, движения были плавными и естественными, и создавалось полное впечатление, что динозавр настоящий. Никакая покадровая анимация не могла бы дать подобного эффекта.
Спилберг: «Я взглянул на Фила, а он вздыхает и говорит: Похоже, я вымираю… Я потом использовал это выражение в фильме, в диалоге Малкольма с Грантом на лестнице.»
Для Фила Типпетта это был тяжелый удар. Он был совершенно уверен, что сделает всю анимацию для Спилберга, и вдруг тот отказался. Но для Типпетта все же нашлось место в проекте! Дело в том, что художники ILM довольно мало знали про то, как именно должны двигаться рептилии. А Фил так много знал про динозавров, что стал настоящим экспертом-палеонтологом, и в итоге его взяли в качестве консультанта по повадкам динозавров, и в этой должности он благополучно закончил фильм вместе со всеми остальными. Многочисленные движения динозавров, придающие им большую живость и естественность – это заслуга аниматора Фила Типпетта, хотя в фильме нет ни одной сцены с кукольной анимацией. Именно сотрудничество Типпетта и его специалистов с художниками из ILM и сделало конечный результат столь потрясающим. В конце 91-го года две команды экспертов, объединившись, приступили к созданию самой совершенной компьютерной графики в мире.
Тем временем Спилберг отправился на натуру – закончился период «пре-продакшн», и нужно было приступать к съемкам. В августе 92 года съемочная группа вылетела на гавайский остров Кауаи, который славился своими сногсшибательными долинами и панорамами. Это была идеальная локация для съемок, потому что это место обладало собственной мощной энергетикой, оно не было нейтральным, и лишний раз подчеркивало самобытность и опасность динозавров, которые прекрасно вписывались в такую среду.
Декораторы принялись превращать Кауаи в Парк Юрского периода, возводя многочисленные постройки и загоны для динозавров. Работа над фильмом к тому моменту шла уже почти год, но только сейчас начались съемки реальных актеров.
Спилберг: «Главным для меня была реалистичность всей истории. Я считаю, что чем невероятнее история, тем тщательнее нужно создавать антураж – тогда зритель поверит в самые невероятные вещи. Именно поэтому я не стал брать в проект звезд кино, хотя у меня и был соблазн снять в роли Гранта Харрисона Форда. Но в итоге я пригласил не очень известных, но по-настоящему сильных актеров – американку Лору Дерн и новозеландца Сэма Нила. Также моим бесспорным выбором был Джефф Голдблюм – признаться, он один из самых колоритных и харизматичных артистов, которых я знаю. Почти весь его текст в фильме – чистая импровизация, и он был блистателен.»
Игра актеров настолько хороша, что они приковывают к себе внимание не хуже динозавров, а это очень важно для хорошего кино.
К первой сцене с динозавром Стэна Уинстона приступали с большим волнением – по итогам этого дня выяснится, что ждет съемочную группу – успех или провал. Это был эпизод с лежащим трицератопсом, которого ученые обнаружили на поляне, покинув джип во время экскурсии. Кстати, в эпизодической роли доктора Хардинга, встретившего героев у динозавра, в картине появился ее продюсер Джеральд Молен. Сказать, что трицератопс отработал на отлично – значит ничего не сказать. Все прошло великолепно.
Стэн Уинстон: «Это было хорошим началом рабочего процесса. Впереди нас ожидали очень, очень сложные вещи. Сцена с трицератопсом стала отправной точкой для начала большой и сложной работы.»
Встреча с брахиозаврами – длинношеими гигантами, пасущимися на берегу реки, стала встречей с пустой лужайкой. Эти травоядные были добавлены на натурные съемки на стадии «пост-продакшн», поскольку они полностью нарисованы на компьютере в студии ILM. Интересно, что прямо во время съемок эпизода Спилберг придумал несколько ракурсов, которые не были запланированы ранее – например, когда Грант и Элли смотрят на щиплющего дерево брахиозавра снизу вверх. Во время съемок с невидимыми динозаврами Спилберг помогал актерам вообразить, что перед ними рептилии, изображая крики ящеров при помощи мегафона.
Спустя пять недель после начала съемок на Кауаи обрушился ураган Иники, причинив серьезные разрушения, и задержав производство фильма на неделю. Спасаясь от стихии, съемочная группа перебралась с Кауаи на соседний остров Оаху (крупнейший остров архипелага). Чтобы не терять времени, там была снята одна из сцен – та, в которой тиранозавр хватает одного из галимимусов. Это была единственная сцена, снятая не на Кауаи.
По возвращении гости из Голливуда принялись помогать местному населению ликвидировать последствия урагана… К счастью, других неожиданностей не было, и в октябре, спустя два месяца после прилета на Гавайи, съемочная группа покинула тропический остров, чтобы продолжить работу в Америке.
Сцена с раскопками, с которой начинается фильм, была сделана уже после всех гавайских эпизодов – ее сняли в пустыне Мохаве рядом с Лос-Анжелесом. Вся остальная работа была проделана уже в студиях компании Universal – включая знаменитую сцену с тираннозавром, вырвавшимся на свободу из вольера в дождливую ночь.
Это была самая сложная сцена за весь период работы, сцена, в которой многое пошло не так, и которая отняла значительно больше средств и сил, чем предполагалось. Чучело тираннозавра было колоссальных размеров, для управления им требовались усилия полутора десятков человек, и все они должны были действовать слаженно. Более того: тираннозавр еще и должен был нужным образом взаимодействовать с окружением, в частности с джипом, и нужно было сделать множество дублей, прежде чем получалось именно то, что нужно.
Стэн Уинстон: «Сцена должна была сниматься под проливным дождем. А у нас все оборудование электрическое! Все это хозяйство и в сухом-то виде постоянно давало сбои, что уж говорить о ситуации, когда все ходят по колено в воде. Это была самая тяжелая работа за всю мою карьеру.»
Но главная проблема была впереди.
По сюжету, в эпизоде шел тропический ливень, так что в павильоне работали дождевальные установки, щедро поливавшие тираннозавра водой. И вот после нескольких часов съемок техники с ужасом обнаружили, что латекс, из которого была сделана массивная шкура хищника, впитал воду в мельчайшие поры и сильно отяжелел – до такой степени, что макет переставал работать как надо. В самый ответственный момент тираннозавр начинал лихорадочно трястись, как от сильного озноба, непоправимо портя дубль. Съемки постоянно прерывали, чтобы сушить латекс десятками фенов, и все последующие дубли снимали как можно быстрее, чтобы динозавр не успел снова пропитаться водой. Постоянное высушивание чучела увеличило время съемок сцены в несколько раз, и после окончания работы все, включая режиссера, были похожи на выжатый лимон…
Но при вопросе о том, какая сцена была самой трудной, мастера спецэффектов неизменно вспоминают эпопею со стаканом воды, в котором идут круги из-за тяжелых шагов динозавра.
Спилберг: «Эта идея с водой пришла мне в голову, когда я слушал громкую музыку в машине, и видел, как из-за басов расплывается отражение во внутреннем зеркале заднего вида. Тогда-то я и подумал, что было бы неплохо, чтобы от шагов приближающегося тиранозавра возникала низкочастотная вибрация, которая заставляла бы расплываться отражение в зеркале, и от которой по воде в стакане на передней панели шли бы круги».
Казалось бы, простая задача, но она стоила мастерам огромного количества нервов. Вот как вспоминает об этом один из создателей спецэффектов, Майкл Лантьери: «Стивен несколько дней звонил и спрашивал: Ну как там стакан? Я говорил: Мы работаем над этим. В конце концов он взорвался: Черт побери, неужели так трудно сделать чертовы круги в стакане? А мы и впрямь не могли сделать эти чертовы круги! Ничего не получалось. Я позвал звукотехников, физиков, операторов волновых бассейнов в аквапарках, но они ничем не помогли. Я уже начал думать, что это невозможно. И вот однажды я сидел дома, и словно по какому-то наитию, взял гитару, поставил на нее стакан и дернул струну. И увидел в стакане те самые круги, за которыми мы охотились столько времени! На другой день я прибежал в студию с гитарой и струнами, мы натянули струну между передней панелью джипа и кузовом, и мой ассистент по сигналу дернул за эту струну. По воде в стакане, стоящем на панели, пошли круги. Мы сделали это. Но и пришлось же нам попотеть!..»
Спилберг и не подозревал, какого труда стоил этот спецэффект.
Сцена с тираннозавром, атакующим машины под дождем, неожиданно получилась невероятно впечатляющей. Отсмотрев полученный материал, Спилберг понял, что тираннозавр – главная звезда картины. В итоге было принято решение изменить сценарий, и включить гигантского хищника в финальную сцену.
Спилберг: «В сценарии не было тираннозавра в финале. В эпизоде в круглом зале посетительского центра должны были участвовать только маленькие велоцирапторы, один из них застревал в скелете динозавра, и тот давил его, обрушиваясь вниз. Но я понял, что эта сцена станет гораздо масштабнее, если включить в нее Ти-Рекса. И тогда мы стали думать над тем, как это сделать.»
Было решено нарисовать всех динозавров в этом эпизоде на компьютере, да еще добиться четкого взаимодействия нарисованных рептилий с реальным окружением. Задача была неимоверно сложная, и на ее решение ушла масса времени и сил. Спилберг, Мюрен и Типпетт вместе буквально по мгновениям разобрали эту сцену, и снимали материал так, будто рядом находились динозавры, что было очень непросто сделать должным образом. Тираннозавра изображал лично Фил Типпетт, державший вырезанную из картона голову хищника, прикрепленную к длинному шесту – это было сделано для того, чтобы все люди в кадре смотрели одновременно именно туда, где должен быть динозавр.
Сцена в круглом зале стала финальной съемкой – работа была завершена с опережением графика на 12 дней.
Настал период «пост-продакшн» - работа была далека от завершения. Сперва Спилберг вместе с монтажером Майклом Каном, который работал со Стивеном еще над легендарной трилогией про Индиану Джонса, принялись собирать фильм воедино, пока в кадре еще не было ни одного динозавра.
Майкл Кан: «Я говорил Стивену: И без динозавров получается великолепно. Представь, как это будет выглядеть с динозаврами! Получится фильм на века.»
Как выяснилось позже, он был прав.
Завершив монтаж, Спилберг передал пленку волшебникам из ILM, чтобы они добавили в уже готовый фильм нарисованных на компьютере динозавров. В начале 93-го работа над «Парком Юрского периода» вошла в свою решающую стадию: нужно было добавить около пятидесяти эпизодов с компьютерной графикой. Мощности компьютеров для спецэффектов были сравнимы с мощностью вычислительных машин NASA и военных систем Пентагона – более высокой производительности на тот момент просто не существовало. В начале девяностых это были самые мощные машины в мире, но и они едва справлялись с немыслимым объемом работы, которую нужно было провернуть, чтобы показать динозавров во всех подробностях.
Аниматоры буквально сами выступили в фильме в качестве актеров, исполняя роли динозавров. Они пытались представить себе, что думает огромная рептилия в той или иной ситуации, и каков наиболее естественный вариант поведения. Для того, чтобы художники поняли, каким образом создать реалистичные движения, Фил Типпетт устроил им занятия пантомимы, чтобы они повторяли все движения динозавров во всех ситуациях в фильме, и на примере движения собственных тел поняли, как наиболее достоверно двигалась бы рептилия, существуй она на самом деле.
Через некоторое время стало ясно, что человеческое тело слишком сильно отличается от тела динозавра, чтобы можно было смоделировать все его движения и получить достоверный результат. Тогда аниматоры ILM стали изучать движения животных – в студию притащили игуан, варана и даже маленького аллигатора, во двор студии привезли из зоопарка настоящего слона, и он ходил перед видеокамерами с маркерами, нанесенными на его шкуру, чтобы дать представление о том, как должен передвигаться массивный брахиозавр… Была идея даже привезти страусов, но ограничились лишь изучением имеющихся съемок бегущих птиц. Работа была проделана огромная. Только на то, чтобы научить тираннозавра правильно гнаться за убегающим джипом, ушло два месяца! Но результат поразил воображение всех, кто видел это: впервые в истории на экране появились абсолютно живые и реалистичные существа, которые вымерли в природе миллионы лет назад.
Немаловажным компонентом реализма стал звук. Как кричали динозавры? Никто даже понятия не имеет – голосовые связки не сохранились. Но они, определенно, обменивались звуковыми сигналами, точно так же, как это делают животные в наше время. И вот звукооператоры стали думать о том, какими голосами наделить нарисованных существ. А помогали им в этом все те же ученые-палеонтологи.
Спилберг: «Рев Годзиллы тут не подошел бы – звуки должны были быть сложными, мощными и глубокими, но они должны были работать на общий реализм. Это была непростая задача.»
Звуки взяли из животного мира. Так, ядовитая ящерица, напавшая на Денниса Недри, издает целую гамму звуков от разных видов: вначале кричит как лебедь, а потом испускает смесь звуков ястреба, гремучей змеи, да еще и тропической обезьяны-ревуна. Ужасающий рев хищных велоцирапторов получили от двух вполне безобидных животных – дельфина и моржа.
Конечно же, нельзя не упомянуть о музыкальном сопровождении, за которое отвечал один из лучших композиторов в мире кино, прославленный автор бессмертной музыкальной темы "Звездных войн" Джон Уильямс. Великолепная музыка фильма "Парк Юрского периода" многим запомнилась не меньше, чем его визуальная составляющая.
Работа над компьютерной графикой подходила к концу. Уже в процессе этой работы художники начали дорабатывать разнообразные мелочи при помощи анимации, не запланированные заранее. Так, они убирали из кадра случайно попавшее туда съемочное оборудование наподобие проводов и осветительных приборов, стирали ненужные отражения в стеклах…
Когда снимали сцену, в которой Лекс проваливается сквозь потолок, женщина-каскадер случайно взглянула вверх. На стадии добавления компьютерного динозавра на задний план аниматоры просто приставили к ней лицо актрисы Арианы Ричардс, игравшей Лекс. Таких доработок было множество. Но несмотря на колоссальный объем проделанной работы, картину успели закончить точно в срок, чтобы выпустить ее на экраны 11 июня 1993 года.
Мир словно сошел с ума. Уж насколько огромный был успех «Индианы Джонса», но даже он не мог сравниться с триумфом «Парка Юрского периода» по всему миру. Новый фильм Спилберга не просто сравнялся с его предыдущими шедеврами, но и превзошел их по всем статьям. Долгое время, до самого выхода на экраны «Титаника» в 1997-м, «Парк» оставался самым кассовым фильмом в мире, а на сегодняшний момент официальная сумма выручки составляет более девятисот миллионов долларов.
Вдохновенный и новаторский, уникальный в своей зрелищности и интуитивно понятный, фильм Спилберга навсегда останется в списках лучших картин всех времен и народов благодаря не только бесспорному таланту режиссера, но и одаренности и увлеченности всех его создателей. Разумеется, фильм получил несколько Оскаров - за звук, звуковые эффекты, и визуальные эффекты, являвшиеся лучшими в мире на тот момент.
Стэн Уинстон: «Я смотрел на это и думал: Как мы это сделали? В какой-то момент я начисто забыл о том, что сам несколько месяцев подряд работал над этим фильмом, вместе со своими помощниками проделав немалую часть работы.»
Спилберг: «Это был удивительный сплав спецэффектов и актерского мастерства, науки и технологии. Успех фильма основан на том, что он рассказывает о гигантах древней истории. Он вышел таким, как мне хотелось, и, если честно, даже лучше, чем я представлял.»
Рубрика "Как снимаются фильмы" продолжает знакомить вас с нелегкими и захватывающими процессами съемок.
|