Как снимались "Чужие"
«Ридли Скотт снял «Чужого» в 79-м, чтобы удивить мир, поразить людей до глубины души, и это ему удалось. Он поразил и меня. Когда потом я сам стал режиссером, меня не оставляла мысль снять продолжение этой истории. Я хотел сделать такой фильм, я был так впечатлен тем окружением, дизайном, персонажами, которых создал Скотт. Это был фильм-прорыв, он буквально задал новый стандарт для научной кинофантастики. Он очень высоко поднял планку».
Это слова Джеймса Камерона. Режиссера, в карьере которого не было и нет «проходных» проектов. Каждый фильм, который он делает, идет из его души. Над каждым он работает с вдохновением. И каждый оказывается настоящей вехой в истории мирового кино. Таким был и эпохальный фильм «Чужие». В этой статье мы расскажем вам как снимались «Чужие».
История про инопланетных монстров получила свое развитие частично благодаря вынужденной задержке в съемках первого «Терминатора» - Шварценеггер заканчивал съемки в «Конане-разрушителе», из-за чего съемочная группа ждала девять месяцев. Именно во время этой паузы Камерон и начал работать над сценарием к продолжению блестящего научно-фантастического фильма Ридли Скотта «Чужой», которое он и его жена Гейл Энн Херд (выступавшая в качестве продюсера) решили сделать после того, как закончат работу над «Терминатором».
Когда начались съемки «Терминатора», сценарий «Чужих» все еще не был завершен – Джеймс написал около 90 страниц. В таком незаконченном виде этот сценарий и попал к людям с кинокомпании «20-й Век Фокс», и он им так понравился, что произошло небывалое: они не просто дали потенциальное согласие на съемки, но и согласились ждать до тех пор, пока Камерон не закончит «Терминатора» и не завершит работу над сценарием к новому фильму. Причем боссы киностудии не скрывали, что рассматривают «Терминатора» как своеобразный «тест» Камерона как режиссера («Пираний» никто всерьез не рассматривал), и судьба «Чужих» всецело зависела от успеха «Терминатора» у широкого зрителя. Провались он в прокате – и «Чужие» никогда не увидели бы свет.
Но «Терминатор» не провалился. Он стал огромной удачей, и Джеймс Камерон немедленно получил «добро» на съемки, и втрое больший бюджет. Это была новая ступень, и новый прорыв.
В теме «Чужого» Камерона с самого начала привлекала возможность создания неземных существ. Еще когда он работал на студии Роджера Кормана в качестве художника-постановщика, в частности, создавал спецэффекты к кишащей инопланетными монстрами «Галактике ужаса» (1981), для него была более всего интересна идея создания нового мира, совершенно необычного и не имеющего ничего общего с миром реальным. Вот что привлекало и вдохновляло Камерона, когда он снимал «Чужих». Эта идея потом расцветет пышным цветом в «Аватаре», много лет спустя…
«Я не собирался снимать ремейк, или же подобие первого фильма про Чужого. Ридли Скотт наполнил свою картину совершенно особой атмосферой, которую я не собирался воссоздавать. Я решил сделать фильм совсем иного рода: динамичный боевик» - вспоминает Камерон. Центральным персонажем, как и в «Терминаторе», должна была стать «сильная женщина» - типаж, который всегда был интересен для Джеймса, и под который прекрасно подходила главная героиня по имени Рипли.
Актриса Сигурни Уивер, сыгравшая Рипли в фильме Скотта, сперва довольно скептически отнеслась к намерению сделать продолжение, поскольку была очень высокого мнения о Ридли Скотте, и сомневалась, что вторая часть будет достойна оригинала (она вышла даже лучше). Кроме того, Уивер к тому моменту уже была настоящей суперзвездой, в отличие от всех остальных актеров. Но прочитав сценарий Камерона, и затем пообщавшись с ним лично, она поняла, что масштаб личности Джеймса не уступает Скотту ни на йоту, и что это действительно выдающийся человек и талантливый режиссер. Она очень быстро дала согласие на съемки, и это было большой удачей.
Но начальству киностудии было непросто договориться с Сигурни – она запросила в качестве гонорара, ни много ни мало, миллион долларов. И твердо стояла на своем. По тем временам сумма была колоссальная, так что руководство «20-й Век Фокс» даже вызвало Камерона, и попыталось убедить его «как-нибудь обойтись без Уивер». На что Камерон вполне ожидаемо ответил, что без Уивер фильма не будет. К тому времени подготовка к съемкам зашла уже достаточно далеко, чтобы свертывание работ над проектом принесло убыток значительно больше миллиона. Боссам оставалось только набрать телефон агента Сигурни, и скрипя зубами сообщить, что ее условия приняты.
Но если с Уивер все было ясно, то отбор актеров второго плана стал настоящим испытанием – они должны были играть американских военных, так что Камерону необходим был американский акцент, и общая харизма бравых вояк для полного соответствия типажам. Дело осложнялось тем, что из соображений экономии нужно было занять британских актеров, (съемки велись в Старом Свете, и расходы на проживание в Британии американцев стремительно опустошали бюджет) так что нужно было набрать несколько живущих в Англии артистов, выглядящих и говорящих максимально «по-американски». Камерон и Гейл Энн Херд пересмотрели примерно три тысячи человек. Так, к примеру, был отобран Марк Ролстон на роль Дрейка – американец по происхождению, он с восемнадцати лет жил в Англии.
Труднее всего было найти подходящую девочку для роли Ньют.
Ее искали повсюду: ассистенты посетили десятки школ, фотографируя тысячи детей в поисках нужного типажа. Именно так и нашли Керри Хенн (ее запечатлели за ланчем в школьной столовой) – девочку, у которой не было ни малейшего опыта актерской игры, и которая справилась со своей задачей великолепно.
Когда продюсеры прослушивали детей с «актерским опытом», они обнаружили, что опыт этих детей заключался исключительно в съемках для телерекламы, а потому каждую свою фразу они норовили закончить широкой улыбкой. Что было совершенно неприемлемо для девочки, которая страдает от тяжелейшего стресса одна, окруженная монстрами. Не испорченная рекламными поведенческими штампами, Керри продемонстрировала самую убедительную игру, которую когда-либо видели взрослые в исполнении десятилетнего ребенка. Примечательно, что актрисой она потом так и не стала, хотя предложений у нее было множество.
Старые знакомые Камерона, с которыми он работал во время съемок фильма про киборга из будущего, пришли на помощь, когда в Британии так и не смогли найти актеров для исполнения центральных ролей. Роль робота Бишопа исполнил Ланс Хенриксен, который снимался в первом «Терминаторе» в роли детектива Вуковича.
Билл Пакстон, сыгравший Хадсона, тоже пришел прямиком из «Терминатора» - там он сыграл маленькую роль отмороженного панка. И конечно же, Майкл Бьен, игравший Кайла Риза в легендарном фильме, получил довольно серьезную роль капрала Хикса, который вместе с Рипли и Ньют спасся в конце – чтобы погибнуть еще до начала третьей части…
Поскольку актеры играли элитных солдат, их несколько недель подряд тренировали настоящие военные американской армии, чтобы добиться полной имитации пехотинцев – включая навыки взаимодействия в команде, обращения с оружием и подачи условных знаков. В итоге актеры сработались, и стали ощущать себя настоящей командой для спецопераций. В кадре они выглядели очень естественно.
Большую помощь оказал в этом деле актер Эл Мэттьюз, сыгравший брутального чернокожего сержанта Эйпона – он несколько лет прослужил в армии США, и в отличие от других актеров, знал не понаслышке об армейской атмосфере, и мог достоверно ее воссоздать.
Для еще большей естественности Камерон позволил актерам самостоятельно доработать внешний вид своих персонажей – он просто разложил на большом столе кучу разных вещей, и оставил на четыре или пять часов актеров в полном обмундировании, чтобы они «придали себе индивидуальность». Марк Ролстон написал на своем оружии «Моя стерва» и повесил связку из костей себе на грудь, Билл Пакстон расписал свои доспехи, нарисовав там череп с кинжалом и имя свой девушки Луис.
На обмундировании других персонажей тоже появились разнообразные надписи. И шкафчики своих персонажей актеры «довели до ума» самостоятельно, обвешав их плакатами с красотками, в лучших традициях реальных казарм. Эффект получился блестящий – абсолютно правдоподобные «космические пехотинцы», при этом никакой безликости, каждый обладал индивидуальностью.
Впервые Камерон получил почти двадцать миллионов на свой проект. Это давало ему широкие возможности для создания задуманного, не отвлекаясь на досадные вопросы экономии. Совместно с художниками Сидом Мидом и Роном Коббом режиссер приступил к рисованию сотен и сотен эскизов, на которых до мельчайших подробностей были изображены все элементы, которые мы в конце концов увидели в фильме.
Космический корабль «Сулако», летательные и наземные аппараты, и даже вся целиком человеческая колония на поверхности зловещей планеты Чужих… Была до мелочей продумана планировка поселения, внешний вид промышленных предприятий, и даже увеселительные заведения! Многое из придуманного не попало в фильм, а если бы авторы втиснули в картину все свои наработки, она удлинилась бы по меньшей мере вдвое…
По замыслу режиссера, действие на планете должно было происходить в больших помещениях с многочисленными уровнями-этажами. Такие конструкции было очень трудно создать внутри павильона, а кроме того, они получились бы слишком дорогими, так что решено было найти какую-нибудь заброшенную фабрику, и снимать внутри цехов. Исполнительным продюсерам стоило неимоверного труда отыскать подходящий объект, и спустя три месяца напряженных поисков они нашли неработающую электростанцию в Лондоне, на которой и сняли большинство сцен.
Помещения подошли идеально: решетчатые помосты с глубокими пролетами, которые мы увидели в фильме – это самые настоящие элементы электростанции. Камерон был в восторге – все поручни, все ступени, все вокруг было старым, заржавленным, то есть – точь-в-точь таким, каким должно было выглядеть по его задумке. Заодно сэкономили кучу денег на декорациях.
Но проблемы были, и немалые. Так, продюсеры были вынуждены потратить большие средства на очистку помещений от асбеста – крайне опасного для здоровья материала, который покрывал тонким слоем буквально каждый квадратный сантиметр заброшенного помещения. Избавление от пыли заняло три недели, над уборкой работало двести пятьдесят человек. Позднее в процессе съемок ежедневно брались пробы воздуха, чтобы убедиться, что здоровью участников съемочного процесса ничто не угрожает. Попутно выяснилось, что после уборки воздух на импровизированной съемочной площадке стал даже чище, чем в павильонах «Pinewood Studios»!
Наконец, за дело взялись декораторы. Во главе с Питером Ламонтом они сумели создать необычайно правдоподобные и практичные интерьеры, которые при этом были совершенно футуристическими. Приходилось идти на множество ухищрений. Так, туалет в квартире Рипли был попросту снят на борту… авиалайнера Боинг-707 компании «British Airways». Без изменений. Декораторы доработали только коридор, из которого входит героиня.
С капсулами гиперсна тоже было непросто: они должны были открываться все одновременно, но установить электромоторы на все было слишком дорого, поэтому создатели просто установили систему зеркал, чтобы имитировать длинный ряд капсул, в то время как электроприводами обладала всего одна. Детали интерьера и несинхронизированность движения вставили с помощью комбинированных съемок, в итоге получилось отлично.
Шкафчики для одежды в разных помещениях использовались одни и те же, в столовой в стену вставлены списанные промышленные духовки, а в изголовье тех же капсул гиперсна декораторы установили не что иное, как… вертолетные двигатели. Которые после съемок были благополучно возвращены туда, где их взяли – на склад Британских ВВС. Благодаря всем этим хитростям бюджет удалось не перерасходовать сверх меры.
Футуристическое оружие было собрано декораторами по эскизу Камерона из боевого автомата Томпсона с отпиленным прикладом (в облегченной версии), урезанного помпового ружья и декоративного кожуха. Огромные ручные пулеметы пехотинцев, крепящиеся к поясу, собрали из старых немецких пулеметов MG42 калибра 7,92x57, шарнира «Steadycam» для крепления телекамеры к поясу оператора и рукояток от мотоциклетного руля. Все вооружение выглядело просто поразительно достоверно, как будто это самое настоящее оружие – хотя так оно, по существу, и было.
К примеру, немецкий пистолет Heckler & Koch VP-17 попал в фильм вообще без изменений благодаря своим зализанным футуристическим формам. А чего стоил самый настоящий огнемет «M240 Flamethrower», которым сжигали дотла логово Королевы чужих! Команда пожарных постоянно была наготове, и просто поразительно, что все обошлось без серьезных несчастных случаев – внутри павильона при каждом дубле устраивали самый настоящий пожар, создавая костер размером в десятки квадратных метров...
Временами на съемочной площадке творилось настоящее безумие. Внутри закрытого павильона с недостаточной вентиляцией актеры поливали декорации огнем из настоящих огнеметов, те начинали гореть по всей поверхности, пластик источал ядовитый дым, из-за которого люди начинали задыхаться прямо в кадре.
Билл Пакстон вспоминает: «Во время съемок дубля, когда мы бежали в транспортер, и нас по пятам преследовали Чужие, Дженетт (играла Васкез) упала и схватилась за горло с хрипом: «Я не могу дышать!» Я еще подумал: «Хорошая импровизация!», и только потом до меня дошло, что она по-настоящему задыхалась из-за едкого дыма, которым было пропитано все вокруг. Я понял это, когда у меня самого стало темнеть в глазах от нехватки кислорода – я буквально не мог вздохнуть, мои легкие разрывались. Когда пожарные потушили пластик, я уже почти потерял сознание от дыма». Сцена получилась потрясающая, и никто из актеров так и не пожаловался…
Камерон известен, как режиссер, который полностью подчиняет себе весь съемочный процесс до последних мелочей, поскольку он точно знает, какая картинка должна получиться. Порой ради фильма он готов поступиться многим.
Снимая в Британии, он дополнительно столкнулся с трудностями в работе с английскими специалистами – они относились с огромным уважением к Ридли Скотту, а Камерона порой считали просто «канадским выскочкой» (и даже не смотрели «Терминатора»), искренне полагая, что Джеймс только портит великую франшизу. Тогда еще имя Камерона не гремело по всему миру.
С британцами вообще приходилось нелегко: Камерон привык все на съемочной площадке подчинять процессу создания фильма, в то время как англичане были совсем из другого теста. И когда Джеймс впервые увидел, как прямо посередине съемочного процесса в студию вошла женщина с тележкой, на которой стояли подносы с чашками чая, и все вокруг прервали работу и устроили перерыв, он был в шоке. Он никак не мог понять, как много в Англии означают традиции, и что там «файфоклок» – это святое. Это буквально выводило его из себя!
Джеймсу нередко приходилось увольнять людей, которые считали, что имеют право на собственный взгляд на вещи. Так, Камерон уволил оператора Дика Буша – британца, работавшего с Ридли Скоттом над созданием рекламных роликов, и раньше не снимавшего большое кино. Буш наотрез отказался снимать сцены с плохим освещением, в которых на экране почти ничего нельзя было разглядеть. По задумке Камерона, это должно было создать жутковатую атмосферу, Буш же считал это дилетантством, о чем и заявил режиссеру во всеуслышание. Стоит ли говорить, что он был немедленно уволен. На его место пришел Эдриан Биддл, который предусмотрительно держал свои соображения при себе – и благополучно снял фильм до конца.
Хотя «благополучно» - не совсем правильное слово, если учесть, что как только Биддл приступил к работе, он… едва не погиб из-за несчастного случая!
Это был один из опаснейших моментов за время съемок «Чужих». Транспортер, на котором передвигались пехотинцы, должен был ехать, надвигаясь на камеру, которая стояла на его пути, и затормозить в конце дубля. Но у машины отказали тормоза, и она продолжила движение, врезавшись в камеру, и впечатав ее в стену. Адриан успел отскочить с пути огромной машины, поскольку ее скорость не превышала 15 километров в час, но если бы он замешкался всего на секунду и оказался между транспортером и стеной, у него не было бы шансов выжить…
Майкл Бьен тоже попал в проект из-за увольнения другого актера – изначально на роль капрала Хикса Камерон взял вовсе не его, а Джеймса Римара, что стало для Бьена почти трагедией. Ему безумно понравился сценарий, и он был обижен на Камерона за то, что ему предпочли другого кандидата – ведь Бьен снимался в главной роли в «Терминаторе» и прекрасно сработался с деспотичным режиссером. Майкл не мог понять, в чем дело… Но в один прекрасный день Камерон отказался от услуг Римара – за то, что актер осмелился возражать режиссеру в разговоре о том, как должен выглядеть и вести себя капрал Хикс. Кстати, увольнение Римара повлекло за собой внеплановую пересъемку уже совершенно готовых и очень дорогостоящих сцен… В тот же день продюсер Гейл Энн Херд позвонила Бьену, и попросила его «срочно вылететь в Англию». Это было в пятницу вечером. В понедельник утром счастливый Бьен уже вовсю репетировал в обмундировании Хикса…
«Чужие», без, сомнения, запомнились зрителю своими потрясающими спецэффектами – ничего удивительного, ведь главой команды специалистов снова выступил друг Камерона Стэн Уинстон, тот самый, что создал вместе с ним незабвенного «Терминатора», и тот, кто по-настоящему развернется в работе над «Судным днем» несколько лет спустя. Его независимая студия координировала работу множества мастеров, перед которыми стояла задача сделать нечто экстраординарное, чего до сих пор никто никогда не делал. Впрочем, это для Стэна скорее правило, чем исключение.
«Чужой» Скотта поразил всех образами монстров, Уинстон должен был возвести создание чудовищ на новую ступень. И он сделал это, призвав на помощь все свое мастерство и талант.
Прежде всего сделали зародыша Чужого, который вырывается из человеческой груди. В фильме Скотта был такой, но его решили слегка изменить, посчитав его «слишком сглаженным», непохожим на то существо, которым он впоследствии станет.
Камерон хотел, чтобы у зародыша были «руки» (в фильме Скотта был только тонкий намек на них). Так что были сделаны два маленьких Чужих, которые и снялись в сцене с мальчиком, обнаруженным солдатами внутри здания.
Один макет (без внутренних механизмов) использовался для «прорыва» сквозь фальшивое тело (настоящее тело мальчика скрывалось далеко позади, внутри стены). Другой маленький Чужой, сложный и анимированный, был использован для крупного плана, и здесь он выглядит еще более «злым», чем в оригинальном фильме.
Эмбрион должен был помогать себе «руками» в попытках выбраться – на это требование режиссера мастера потратили две недели, но в итоге кукла повела себя максимально естественно, и именно так, как хотел Камерон. Снято!
Потом были изготовлены «пауки», присасывающиеся к лицам. Самое трудное было – снять «паука» внутри сосуда, наполненного водой – ведь все кабели управления нужно было как-то вывести наружу, и при этом скрыть так, чтобы их не было видно. Справились!
Особая задача – сделать «паука», которого препарирует Бишоп. Для достижения реалистичного эффекта авторы просто использовали… настоящие куриные и коровьи внутренности! Вне холодильника они стремительно портились, так что снимать старались побыстрее. Натурализм – полный. Кстати, препарируемый «паук» из первого фильма был на самом деле морским крабом. Так что и там естественности было не занимать…
Большого напряжения потребовала сцена, в которой два «паука», подсунутых вероломным Берком, атакуют Рипли и Ньют в запертой комнате. Для съемок сделали полдюжины идентичных внешне, но совершенно различных внутри пауков разной степени технической продвинутости, и после монтажа они создали потрясающее ощущение живых и беспощадных тварей.
Самым сложным был макет монстра, который шевелил всеми десятью ногами и хвостом – им управляло шесть или семь кукловодов одновременно, и это именно он был на крупных планах, стараясь добраться до лица Рипли. Хорошо видны кабели управления, тянущиеся к ногам.
Отдельной проблемой была сцена с бегущим «пауком». Сделать ее было неимоверно сложно, и для этой цели создали специального «бегущего паука», который кроме этого ничего не умел делать. Он был специально разработан для имитации бега.
Вся сцена была блестящим «миксом» из съемок разного вида макетов и обратной съемки. Реалистичность получилась удивительная.
В батальных сценах Чужих изображали каскадеры в резиновых костюмах. Они ползали по стенам и потолку, бегали и падали, всего их было около десятка.
Над костюмами пришлось немало потрудиться, поскольку помимо правдоподобного внешнего вида они еще и должны были достаточно быстро сниматься и надеваться для экономии съемочного времени, и не портиться при выполнении трюков, то есть, быть достаточно износостойкими. Они сделаны из резины и латекса.
Было изготовлено несколько десятков манекенов Чужих, которых давили машинами, расстреливали, подрывали пиропатронами – каждый манекен уничтожался за один дубль, но ни одну сцену не понадобилось переснимать – настолько качественно все было сделано.
Для создания ядовитого дыма применили ноу-хау: в раздельных хрупких емкостях внутри манекена находились два типа химикалий, которые при смешивании давали дым. Они смешивались при срабатывании пиропатрона, и вуаля! Кровь вместо кислоты...
Но все это были еще цветочки по сравнению с совершенно потрясающей Королевой Чужих, с которой Рипли так зрелищно сражается в конце фильма. Этот поединок должен был стать настоящим «гвоздем программы», поэтому ничего удивительного нет в том, что создатели спецэффектов на одну эту Королеву потратили больше времени и средств, чем на всех остальных Чужих вместе взятых. Это был монстр, равного которому еще не видел мировой кинематограф, по масштабу с ним сравнятся только динозавры из спилберговского «Парка Юрского периода», но это произойдет лишь несколько лет спустя.
Стэн Уинстон: - «Когда Джеймс впервые пришел ко мне и рассказал, что он хочет сделать огромного монстра высотой три метра, который должен ходить и драться с роботом, моей первой мыслью было – да он чокнулся. Но спустя всего секунду я вспомнил, что это Джеймс Камерон, с которым я работал раньше, и что раз он предлагает это сделать, значит, он точно знает, как все это должно выглядеть. И я ответил: Конечно, без проблем, мы это сделаем».
Начать с того, что швейцарский художник Гигер, который придумал внешний вид Чужого из оригинального фильма, не придумал, как будет выглядеть Королева, детище Камерона, а обратиться к нему за помощью не было возможности. Так что художникам предстояло изобрести ее, основываясь на уже известном дизайне, и привнеся что-то новое.
Специалисты ломали голову, каким образом сделать подобного монстра, как разместить людей внутри, чтобы они двигали его конечностями – было перепробовано множество вариантов – два человека спиной к спине, два человека друг у друга на плечах, и так далее, пока, наконец, не остановились на таком варианте: два человека один за другим, передний управляет маленькими «ручками», растущими из груди монстра, второй – большими «руками». Вся конструкция подвешивается на подъемном кране, сверху – большая голова со сложным гидроуправлением.
В Америке было сделано пробное «компоновочное» чучело из вспененной резины, полипропилена, деревянных палок и мешков для мусора, которое шевелило четырьмя руками и покачивалось на ногах, подвешенное к крану. Запись с этим манекеном была показана Камерону, и он «дал добро» на создание полноразмерного монстра на этой основе. Мастера со своим концептом прилетели в Англию на студию Pinewood, и работа закипела.
Сначала из гипса сделали полноразмерную, детально проработанную скульптуру со всем рельефом. Потом по ней отлили из эластичного состава и твердого пластика внешнюю обшивку скелета чучела, конечности, череп (примерно полсотни составных частей) и раскрасили все это. Внутренний скелет состоял из многих сотен деталей и был огромных размеров – до сих пор мастера еще не делали ничего подобного.
Проблема заключалась еще и в необычайной сложности управления массой гидроприводов, которые поворачивали голову существа, двигали губами и челюстями, выдвигали изо рта дополнительную челюсть – десятки разнонаправленных движений, которыми нужно было управлять одновременно! Прибавьте к этому еще работу оператора крана, на котором висела вся конструкция…
От манекена тянулось несколько десятков шлангов, для слаженного управления придумали конструкцию с автомобильными рулями, установленными в ряд на специальной рампе – один руль управлял поворотом головы вправо-влево, другой наклонял ее вверх и вниз, и так далее. Благодаря этому изобретению движения головы получилось сделать очень слаженными, как будто это действительно живой организм… Куклой управляли 14-15, иногда 16 человек одновременно.
На изготовление прототипа Королевы ушел месяц. И когда она оказалась на съемочной площадке, многие шутили, что это единственная актриса, которая может позволить себе огрызнуться на Камерона… Это было действительно страшнейшее чудовище, которое производило колоссальное впечатление на всех, кто видел его живьем.
Стэн Уинстон: - «Королева висела на кране. Ее ноги управлялись отдельной группой операторов, шея – отдельной, наибольшее количество операторов было задействовано в управлении головы – поворотах ее передней части и мимикой. Сложнее этого я за всю жизнь ничего не делал. При этом на съемочной площадке находиться рядом с этой тварью было просто страшно. Мы все очень надеялись, что зрителю тоже будет чертовски не по себе».
Сцена на борту «Сулако», в которой Королева протыкает Бишопа насквозь своим хвостом, снималась с помощью искусственного торса, который был укреплен на груди Ланса Хенриксена так, чтобы между его настоящим телом и торсом оставался зазор примерно сантиметров десять. В этой полости и помещался хвост Королевы, сделанный из латекса и согнутый.
Этот хвост вытаскивали наружу с помощью тонкой проволоки, укрепленной на его кончике, так что у зрителя создавалась полная иллюзия того, что хвост этот – твердый как кость, и действительно протыкает Бишопа насквозь. На самом деле он мягкий и эластичный.
Далее Бишоп поднимается, подвешенный на тросах, с хвостом Королевы, прикрепленным к его спине…
…а потом в кадре появляется манекен, который является точной копией Ланса с головы до пят, и у него интересная особенность: его верхняя и нижняя половины соединены особым узлом, который расстыковывается, когда половины тела поворачиваются относительно друг друга на 90 градусов. Половинки тянули в стороны тросами, они поворачивались – и бедняга Бишоп разрывался надвое, разбрызгивая вокруг смесь молока и йогурта, изображавшую белесую «кровь» биоробота.
В кадре, где верхняя часть Бишопа падает на пол и скользит, сняли еще один манекен, который тоже был невероятно похож на Ланса. Его швыряли на пол примерно сорок раз, пока, наконец, он не упал максимально естественно. Перед каждым дублем его поливали молоком, залив им всю съемочную площадку – чтобы при падении в кадре были брызги.
Этот же манекен потом передвигали по полу, когда Бишопа по сценарию тащило к люку в открытый космос. Камерон сперва хотел добиться этого с помощью покадровой анимации, но Ланс убедил его снять все с помощью куклы, которую тащат тросиками, привязанными к запястьям. Ланс сам «доводил до ума» манекен так, чтобы добиться максимального сходства. Потом он говорил, что это был самый жуткий момент в его жизни – представьте, что вы видите себя, лежащего на полу и разорванного пополам! Сходство было таким, что всем вокруг невольно становилось жутко.
Эпическая сцена битвы Королевы Чужих и Рипли, управляющей роботом-погрузчиком была одной из самых важных задумок Камерона для фильма. Задача, поставленная им перед мастерами спецэффектов, была архисложной, но он настаивал, чтобы все выглядело в точности как на его эскизах. И, по обыкновению, не соглашался ни на какие компромиссы.
Погрузчик строили три с лишним месяца. Вопрос был в том, как заставить его двигаться нужным образом. Сделать манипуляторы в стиле промышленной робототехники не было проблемой, но чтобы вся конструкция ходила по съемочной площадке… Как это сделать, если даже в научных лабораториях еще не сделали робота, умеющего ходить, как человек?
И тогда решили спрятать внутри человека! Именно благодаря ему огромный погрузчик мог ходить и двигаться так, как это задумал Камерон. Конструкция была сделана из тонкого пластика, замаскированного снаружи под толстое железо, но руки-манипуляторы, снабженные электроприводами, и ноги робота были из металла, и из-за них масса погрузчика превышала 200 килограммов.
Каскадеру пришлось попотеть, учитывая, что на нем висела еще и Сигурни, и он должен был двигать силой своих мускулов помимо всей конструкции еще и ее 55 килограммов. В итоге этот здоровяк приводил в движение штуковину общим весом примерно в четверть тонны – задача почти непосильная…
Хорошо видны ноги человека (парня звали Джон, он штангист), двигавшего робота. При этом Сигурни никак не участвовала в движениях, и была вынуждена только повторять их. Сигурни и Джон проводили многие часы, репетируя движения, стараясь сделать их более слаженными, почти идентичными, повторяя их быстрее и быстрее. Сигурни вспоминала, что это были самые интересные моменты за всю ее карьеру.
Само собой, без дополнительной поддержки эта хреновина просто упала бы, так что ее приходилось поддерживать с помощью тросов, прикрепленных к крану. Заодно эти тросы частично компенсировали вес, чтобы Джону было легче двигаться. И все равно съемочная группа постоянно делала долгие перерывы, чтобы Джон отдохнул, и набрался сил для нового изнурительного дубля…
Но даже несмотря на то, что изготовленные в натуральную величину макеты Королевы и погрузчика могли так много, киношники были вынуждены прибегнуть к миниатюрам!
Так что и монстр, и желтый робот были с точностью до миллиметра скопированы все в том же масштабе 1:5, и их задействовали в ряде сцен.
На общих планах, на которых видны погрузчики, передвигающие грузы, мы на самом деле видим маленькие модели с электроприводами.
Когда погрузчик поднимает Королеву над землей, и они падают в открывшийся люк – это миниатюры. Но они сделаны так тщательно, что об этом непросто догадаться.
Во время одного из дублей – это была сцена, в которой погрузчик выпадает в люк и улетает в открытый космос – макет случайно разбили. Он должен был упасть на страховочную сетку, натянутую внизу, но по чьей-то халатности сетки там не оказалось. Драгоценный робот упал на бетонный пол с десятиметровой высоты, и разбился вдребезги.
Кажется невероятным, но новый строить не потребовалось! Мастера отремонтировали робота, собрав его заново, покрасили – и съемки продолжились как ни в чем не бывало. На фото видны ноги миниатюрного двойника Рипли – он почти не пострадал, защищенный мощной «клеткой безопасности». Сейчас этот погрузчик украшает собой кабинет Джеймса Камерона – на память.
Когда Камерон был художником-постановщиком и работал на студии Кормана, он познакомился с братьями Скотаками – Робертом и Деннисом, которые были блестящими мастерами спецэффектов. Он позвонил им сразу после того, как проект «Чужие» был утвержден, и предложил вместе работать над своим новым фильмом. Браться с радостью согласились, потому что у них всегда было прекрасное взаимопонимание с Джеймсом.
Скотаки создали уменьшенные пейзажи планеты Чужих, в том числе – человеческое поселение на ее поверхности.
Миниатюры вышли совсем не миниатюрными – они занимали несколько десятков квадратных метров. Здания снимались маленькими линзами с трехкратным ускорением. Дождь имитировали с помощью пульверизаторов, так, чтобы оседающие частички воды на замедленной съемке воспринимались как капли. Туманная дымка создавалась с помощью задымления. В кадр попали далеко не все миниатюры, но их изготовили с той же тщательностью, что и остальные…
Корабль «Сулако», на котором прибыла спасательная миссия, был длиной чуть больше двух метров – картонная основа, сверху отлитые из пластика детали.
Корпус был проработан только с одной стороны – с той, которая была обращена к зрителю. С «теневой» же стороны модель была совершенно гладкой.
Те же мастера изготовили замечательные модели спускаемого корабля «Шайен» и бронированного транспортера APC (Armored Personnel Carrier), в точном соответствии с эскизами художника по концептам Рона Кобба.
Причем и корабль и транспортер были изготовлены как в натуральную величину – для съемок крупных планов с людьми, так и в виде масштабных моделей, чтобы имитировать полет и движение.
Модели повторяли большие макеты до мельчайших подробностей – вплоть до рисунков на корпусе. Все было уменьшено в пять раз – и ангары в том числе!
Для съемок крушения десантного корабля был построен еще один макет, сделанный специально для этого. Снять правдоподобную катастрофу смогли далеко не сразу. Мастера по спецэффектам с помощью «тренировочной» модели (на фото, той же массы и размеров, но прочнее и без деталей) примеряли разные углы падения, прорабатывали рельеф и плотность поверхности, с которой должен был столкнуться аппарат, подбирали скорость и степень замедления съемки для наибольшей натуралистичности – этот корабль заставили врезаться в землю не менее полутора десятков раз, прежде чем остановились на оптимальном варианте. Потом другую модель, предназначенную для разрушения и начиненную взрывчатыми пиропатронами, направили в землю точно с той скоростью и под тем углом, которые были выбраны в процессе испытаний. Было разбито и взорвано четыре модели, лучший дубль вошел в фильм.
Кадры с крушением, снятые с ускорением и затем замедленные, проецировали на экран на заднем плане, в то время как актеры на переднем плане бросались в укрытие. Рир-проекция, знакомая еще по сценам в «Терминаторе», и здесь сработала просто великолепно!
Транспортер APC, в котором космические морпехи передвигались по поверхности негостеприимной планеты, был переделан из аэродромного тягача Douglas DC14.
Вот как тягач выглядел до переделки. Это был очень серьезный аппарат: предназначенный для буксировки авиалайнеров «Боинг-747» весом 180 тонн, он оснащался 380-сильным дизелем Cummins, и весил вместе с балластом немыслимые 75 тонн, которые не позволяли ему двигаться со скоростью быстрее 15 километров в час.
Первое, что сделали специалисты в мастерской с этим монстром – это извлекли из него 35 тонн свинцовых чушек, заодно освободив место для морпехов. Потом тягач получил полностью новый корпус по мотивам набросков все того же Рона Кобба. Даже после облегчения конструкции он весил столько, что в студии перед съемками с этой машиной приходилось усиливать въездные пандусы, поскольку они проламывались под его весом. Крайняя медлительность машины заставляла ускорять съемки с ее движением там, где это было нужно. На самом деле APC почти все время двигался со скоростью пешехода.
Но для съемок транспортера, который едет внутри коридоров базы, нужно было строить масштабную модель. Макет в масштабе 1:5 снимается во всех сценах движения в помещениях, за исключением той, в которой Рипли давит Чужого.
Была и еще одна радиоуправляемая модель, длиной 20 сантиметров, и это именно она снята в момент выезда из десантного корабля (и заезда в него - тоже). Она же видна в кадрах движения по городу. И все эти модели были сделаны настолько тщательно, что при просмотре фильма неизменно остается ощущение полнейшей реалистичности происходящего! Здесь нет никакой компьютерной графики и ретуши – все, что мы видим, было сделано по-настоящему…
Даже в сцене, когда Рипли, Ньют и Бишоп летят над облаками за секунды до взрыва, эти облака – вовсе не графика. Они на самом деле сделаны из ваты!
Мастера спецэффектов смоделировали несколько типов облаков, в том числе живописные кучевые облака, между которыми летит корабль, а потом провели над ними камеру, снимая в ускоренном темпе. При замедленном воспроизведении получился полет над облаками, который не отличишь от реальности.
Даже «гриб» взрыва был не чем иным, как подсвеченным кольцом ваты, выдвигающимся вверх с помощью электропривода!
«Чужие» стали очередным успехом в карьере Камерона, утвердив его звание талантливого режиссера, фильм безоговорочно признан эталоном в жанре фантастического боевика. Но нет никаких сомнений в том, что успех картины предопределяет не только режиссер, но и великолепные мастера своего дела, которые умеют поражать воображение даже самого искушенного зрителя. Жаль, что с приходом компьютерной графики мастерам по спецэффектам уже не приходится проявлять столько смекалки. Той реалистичности, как ни крути, уже не будет! |