Джеймс Камерон (фильмография, награды)
«Машины восстали из пепла ядерного огня. Их война за уничтожение человечества продолжается десятилетиями, но решающая битва произойдет не в будущем. Она произойдет в наши дни — сегодня…"
Теперь уже трудно представить себе мировое кино без «Терминатора».
Но кто мог знать тогда, много лет назад, что видение, пришедшее в голову молодого режиссера, пока тот метался в горячечном бреду, борясь с жестоким приступом гриппа, и при этом пытаясь монтировать свой дебютный фильм про пираний, обойдет весь земной шар, подобно взрывной волне, а спустя семь лет – повторным, сокрушительным ударом поразит зрителей всего мира в самое сердце? Культовое кино, созданное великим человеком, неповторимым в своем роде.
Джеймс Фрэнсис Камерон родился 16 августа 1954 года в канадской провинции Онтарио, в городке под названием Капускасинг. Он был первым ребенком в семье Филиппа Камерона, инженера-электрика, и его супруги Ширли, которая работала медсестрой и попутно занималась рисованием. Когда Джеймсу исполнилось два года, семья Камеронов переехала в Чиппаву, город с населением всего в две тысячи жителей в пяти километрах от Ниагарского водопада. Там Джеймс Камерон пошел в школу.
В 17 лет Джеймс вместе с семьей уехал в Америку, чтобы остаться там жить – Кэмероны обосновались в Бреа, Калифорния. В 19 он поступил в Фуллертоновский колледж Калифорнийского университета на физический факультет, через год сменил специальность на английский язык, а до начала семестра в 1974 году и вовсе бросил учебу. Он устроился водителем грузовика и школьного автобуса, по вечерам работал в гараже через дорогу от своего дома, чиня старые рыдваны за восемь долларов в час.
«Мне всегда хотелось стать писателем. Я очень много читал, обожал научную фантастику, и сам писал рассказы в том же духе – множество рассказов о будущем».
Будущий режиссер Джеймс Камерон много раз ходил в киноархив Южнокалифорнийского университета, где самостоятельно изучал технику спецэффектов в кинематографе. В 1977 году он увидел фильм "Звездные войны" Лукаса и его словно осенило.
«Я сидел, как громом пораженный. Именно в тот момент я понял, чем бы мне хотелось заниматься больше всего – снимать фильмы».
Джеймс уволился с работы, занял денег у родителей и в 1978 году совместно со своим другом Рэндоллом Фрайксом снял на любительскую видеокамеру первый фильм: «Ксеногенезис». 12-минутный ролик о том, как Радж и Лори обнаруживают огромный космический корабль, на борту которого сталкиваются с роботом. Он похож на наброски образов, которые зритель во всей красе увидел позже – в «Терминаторе» и «Чужих»: декорации из металлических блоков, танк-убийца (его манипуляторы Джеймс смастерил из настольных ламп), человек, противостоящий бездушным механизмам… Картина в начале – человек с металлической рукой. Полумашина. Киборг. А управление движущимся механизмом с помощью прикрепленных к рукам рычагов мы видели даже в «Аватаре»!
Джеймс показал свое творение Роджеру Корману, гуру малобюджетного кино, который к тому времени снял уже более пятидесяти фильмов, и добрую сотню спродюсировал. У Кормана была собственная киностудия «New world», выпускавшая недорогие поделки категории B с бюджетом 100-150 тысяч долларов, но в мире киноиндустрии он был уважаемым человеком. «Ксеногенезис» был оценен по достоинству: Джеймс Кэмерон получил приглашение устроиться на работу в качестве художника по спецэффектам и мини-моделям – для начала. Покадровая анимация роботов в «Ксеногенезисе» и сегодня впечатляет…
«Я был на седьмом небе от счастья. Пришел домой, не чувствуя под собой ног. Я буду работать в киноиндустрии! Боже мой! С того момента не было на свете человека счастливее меня».
В 1980 году Джеймс работал над декорациями к фильму «Битва за пределами звезд» Джимми Мураками - странноватой имитацией "Звездных войн". На определенной стадии у проекта возникли проблемы с художественной составляющей - и Камерон из простого мастера по миниатюрам стал главным художником-постановщиком. Фильм стоимостью два миллиона долларов был самым масштабным для Кормана за всю его карьеру, но из-за на редкость нелепой режиссуры стал полным провалом, и даже рядом не стоял с великим прообразом Лукаса. Но работая именно над этим фильмом Джеймс познакомился с Гейл Энн Херд, которая стала позже продюсером его "Терминатора" и сыграла огромную роль в его личной жизни и карьере.
После "Битвы" был «Андроид» (Джеймс - художник-постановщик), а в 1981 году Камерон работал над спецэффектами для фильма Джона Карпентера «Побег из Нью-Йорка».
Наконец, представилась долгожданная возможность занять режиссерское кресло: 1981 году итальянский продюсер Овидио Ассонитис предложил 27-летнему Камерону снять малобюджетный фильм ужасов «Пиранья 2: Нерест» - сиквела достаточно успешного фильма «Пиранья».
«Мы снимали в Италии, почти все вокруг были итальянцами, и почти не говорили по-английски. Я сам по-итальянски говорил еще хуже, поэтому съемки превратились в сущий кошмар. Сам не знаю, как нам удалось закончить этот фильм».
Дебют великого режиссера не впечатлял: банальный, достаточно дешевый ужастик, бесследно затерявшийся среди тысяч себе подобных… Не впечатляли ни сюжет, ни игра, ни спецэффекты, да и сама идея с летающими по воздуху хищными рыбами казалась довольно странной. Однако начало было положено.
«Однажды мне приснился металлический скелет, выходящий из огня – человекоподобная конструкция, неуязвимая и бездушная, одержимая единственной целью - убийство, сметающая все на своем пути. Образ был настолько выпуклым и реальным, что я проснулся в холодном поту. Некоторое время я не мог прийти в себя от ужаса: прошло немало времени, прежде чем я осознал, что мне ничто не угрожает».
Камерон три года вынашивал план съемки большого фильма про робота-убийцу, присланного из будущего, чтобы уничтожить командира повстанцев, пока он был еще ребенком. У Джеймса со школьных лет осталась привычка фиксировать на бумаге идеи, образы, мелькнувшие в сознании: металлический скелет под живой плотью, способность копировать облик других людей – все это было в записных книжках Камерона задолго до того, как он вообще стал работать в кино, с тех времен, когда он увлекался написанием научно-фантастических рассказов. Но теперь все это становилось стройной системой, укладывалось в сюжет, а в голове режиссера возникали все новые и новые образы, которые он наносил на бумагу (Камерон отлично рисует).
Как натура артистическая, режиссер Джеймс Камерон постоянно страдает ночными кошмарами, из которых порой черпает идеи для своих фильмов. По его собственным словам, "видеть хорошие сны - попусту терять время".
«Мое воображение всегда опережало возможности кинопроизводства: первоначально я задумал Терминатора как хамелеона, способного менять внешность, но мы не могли добиться плавной трансформации с помощью мультипликации, а идти на компромиссы я не хотел. Тогда я решил: лучше дождаться, когда это можно будет сделать так, как я задумал, чем пытаться сделать что-то здесь и сейчас. Я и «Аватар» вынашивал десятилетия только потому, что не смог бы сделать его таким, как задумал, в девяностые годы. Я умею ждать».
Из-за недостаточного режиссерского опыта тридцатилетний Камерон не мог найти взаимопонимания с продюсерами. Нужно было надолго занять крупную студию с немалыми производственными мощностями, вложить несколько миллионов долларов, а за плечами Джеймса были только слабенькие «Пираньи» да опыт художника по спецэффектам. Но он нашел выход: к тому моменту у него завязались близкие отношения с Гейл Энн Херд (позже они поженились), И именно она смогла продвинуть детище Джеймса за счет своего личного авторитета и знакомств с боссами нескольких голливудских киностудий. Камерон «продал» ей права на фильм за 1 доллар, после чего она, уже как собственник, заключила-таки контракт со студиями Hemdale Pictures и Orion Pictures. Подготовка к производству пошла полным ходом: Джеймс отбирал актеров, дорабатывал сценарий, выбирал места съемок.
Роль киборга-убийцы Джеймс сперва хотел отдать Лансу Хенриксену (Ланс снимался в одной из центральных ролей еще в "Пиранье", и прекрасно сработался с режиссером), и даже делал наброски Ланса с ободранным «до железа» лицом – эти рисунки сохранились. Идея Камерона была следующей: убийца из будущего должен быть незаметным, ведь это диверсант с секретной миссией. Но продюсеры убедили его пригласить Шварценеггера – к тому моменту он уже успел прославиться, снявшись в «Конане». Арнольд согласился с условием, что сначала закончит съемки второго фильма о Конане, из-за чего к «Терминатору» приступили на добрых девять месяцев позже, чем планировалось. Интересно, что во время вынужденного простоя Кэмерон написал сценарий «Чужих». А Лансу Хенриксену досталась эпизодическая роль детектива Вуковича.
Майкл Бьен поначалу не прошел в проект из-за южного акцента – но тут Камерон настоял на своем – по его словам, Майкл идеально соответствовал задуманному типажу. А от акцента избавились в процессе озвучки.
«Многое менялось прямо на ходу: мы выбрасывали одни сцены, добавляли другие, запросто могли поменять типаж того или иного персонажа, даже хотели взять О Джей Симпсона на роль Терминатора – уму непостижимо, как в итоге получился столь цельный фильм. А тут еще постоянная нехватка денег… В это трудно поверить, но мы даже сэкономили на тележке для оператора, которая используется во время съемки в движении, и катали его на инвалидном кресле!»
Кажется невероятным, что этот потрясающий фильм был низкобюджетным, и даже продюсеры не ждали от него ничего большего, кроме как окупленных расходов с небольшой прибылью, собранной за пару уик-эндов, а затем – закономерное забвение. Вся музыка была написана на старом синтезаторе, который на момент съемок уже четыре года как не выпускался, знаменитый звон в музыкальной теме был получен с помощью чугунной сковородки, которой колотили по микрофону, сама звуковая дорожка была записана в режиме моно, и даже грузовик, который по сюжету нужно было взорвать в финале, оказался непосильной нагрузкой на бюджет, так что взрывали маленькую модель, а в конце горела кабина совсем другого грузовика (даже другой модели), привезенная со свалки.
Постоянно виднеются всяческие проволочки и тросики, за которые дергали Терминатора, а в некоторых кадрах и вовсе видны технические работники, не замаскированные ничем. Один из величайших фильмов в истории, веха кинематографа и точка отсчета современной научной фантастики – он снимался за считанные центы… Львиная доля из шести миллионов долларов ушла на выплаты Арнольду и страховку. Тем более поражаешься таланту режиссера, сумевшего так перенести на кинопленку свое вдохновение, что даже при всех неблагоприятных условиях фильм получился потрясающий.
Суперзрелищное, завораживающее действо собрало в кинотеатрах Америки в десять раз больше, чем на него потратили продюсеры. Но даже и эта сумма кажется смехотворной теперь, когда мы знаем, чем этот фильм стал для зрителей всего мира – даже после роскошного сиквела, снятого Камероном в 91-м, миллионы людей искренне считают, что первый «Терминатор» остался непревзойденным – вдохновенный и простой, как все гениальное, он был и остался единственным в своем роде фантастическим боевиком, раздвинувшим границы возможного. Впрочем, фильмы Джеймса Кэмерона славятся тем, что ломают рамки и раздвигают границы – а воображение режиссера шло еще дальше, чем мог увидеть зритель.
Ошеломляющий успех «Терминатора» разом вознес никому не известного молодого режиссера на голливудский Олимп. Там, в окружении небожителей, Джеймс мог творить, не задумываясь больше о деньгах.
«Меня всегда восхищает в кино что-то, чего я совсем не жду. Поэтому, когда я сам снимаю фильмы, я стараюсь придумать что-то, чего никто не ожидает».
На Камерона большое впечатление произвел фильм Ридли Скотта «Чужой», рассказывающий об инопланетном организме, цель которого – выжить любой ценой и уничтожить вокруг себя все живое. Уже во время просмотра этой картины Джеймс задумал снять продолжение. Сценарий, который Камерон написал во время вынужденного простоя перед съемками «Терминатора», назывался «Чужой 2», и несколько отличался от окончательного варианта под названием «Чужие», попавшего на экраны в 1986-м. В роли капрала Хикса сначала снимался Джеймс Римар, а не Майкл Бьен, но Камерон уволил его из-за того, что он имел свой взгляд на то, как должен выглядеть на экране его персонаж – а для Камерона на съемочной площадке никогда не существовало иного мнения, кроме его собственного.
Короткое время спустя вслед за Римаром отправился оператор Дик Буш – тоже за собственное мнение. Режиссер на съемках деспотичен, но не это ли делает фильмы Джеймса Камерона столь совершенными? «Чужие» стали успехом, который можно было сравнить с «Терминатором», и в чем-то даже превзошли его: два "Оскара" за лучший звук и спецэффекты, а Сигурни Уивер была даже номинирована на «Оскар» за лучшую женскую роль (случай для боевика уникальный), да и касса была еще больше.
Камерон получил полную свободу действий: ничто не ограничивало его в воплощении своих идей, кроме разве что технических возможностей киностудий – но и в этих рамках ему было ужасно тесно.
В 1989 году по сценарию, сочиненному еще в школе, Джеймс снял фильм «Бездна» про инопланетян, скрывающихся на дне океана. "Оскар" за спецэффекты был практически неизбежен – еще ни в одном фильме так не использовалась компьютерная графика, как например, в сцене с водяным щупальцем. Камерон в очередной раз оправдал звание режиссера, идущего в мировом авангарде – зритель с изумлением наблюдал то, чего он еще никогда не видел на экране. К сожалению, продюсеры заставили режиссера вырезать почти 30 минут из фильма, сочтя его "бесконечно длинным", но сам Кэмерон считает, что именно вмешательство боссов киностудии не позволило «Бездне» занять подобающее место среди лучших картин мира – ведь помимо действия здесь была еще и глубокая научная идея с философским подтекстом. В итоге фильм всего лишь в полтора раза окупил расходы, что было много ниже ожиданий. Сами же съемки были настолько тяжелы, что некоторым их участникам после завершения процесса понадобилась помощь психоаналитиков. Тем не менее, ценители «science fiction» оценили новое творение Камерона по достоинству.
"Идем со мной, если хочешь жить."
А потом был шедевр, который многими до сих пор считается лучшим боевиком всех времен и народов. Сам Камерон изначально хотел снять фильм про робота-убийцу в одном экземпляре, с использованием всех наработок, накопившихся за годы работы над сценарием, но из-за упоминавшихся уже препятствий технического плана был вынужден ждать. В 1991 году ожидание подошло к концу – компьютерная графика шагнула так далеко, что можно было не волноваться насчет реалистичности происходящего на экране. Так появился «Терминатор-2: Судный день».
Сегодня это один из самых удачных сиквелов в истории. Вобрав в себя все лучшее из первой части, он блеснул многочисленными новыми гранями, и при этом был безупречен, как и все творения Мастера. Стомиллионный бюджет и полумиллиардная касса, пять «Оскаров» и небывалые спецэффекты – воистину эпическое кинополотно о битве добра и зла, не дающее зрителю заскучать ни на секунду на протяжении двух с половиной часов просмотра. Почетное место в Зале Славы, легенда и вечный монумент самому себе.
Феноменальный успех фильма позволил Камерону основать студию компьютерной графики «Digital Domain». Кстати, второй «Терминатор» снимался уже на собственной студии Камерона «Lightstorm Entertainment».
«Я придирчиво отбираю проекты. Если есть хоть малейшие сомнения – я откажусь. Время для меня не играет роли. Я делаю только хорошее кино».
Когда Камерону предложили снять третью часть «Терминатора», он наотрез отказался. «Я уже сказал по этой теме все, что хотел. История закончена, и нет нужды поднимать ее снова». В итоге «Терминатор-3» снял другой режиссер, и фильм стал большим разочарованием для всех поклонников этой истории.
«Правдивая ложь» (1994) – переснятая заново «Тотальная слежка» француза Клода Зиди – мощный, крепко сбитый приключенческий боевик, ни на йоту не отступивший от канонов идеального «экшн-муви», которые сам Камерон и установил предыдущими картинами: стремительное действие, убедительность характеров и великолепное воплощение в жизнь даже в мелочах. Для Шварценеггера фильм стал настоящей отдушиной после провального «Последнего киногероя», а Камерон получил возможность снять развлекательное, и даже в чем-то ироничное кино, которое очень полюбилось зрителям: колоссальный бюджет, равный бюджету «Терминатора» отбился четырехкратно, лишь немного не дотянув до успеха своего «старшего брата».
Потом был короткий фильм «Терминатор 2 – 3D», скорее даже отрывок из фильма, с Ферлонгом и Шварценеггером в главных ролях. Режиссер экспериментировал с возможностями трехмерного кино – буйным цветом оно расцветет в «Аватаре» 13 лет спустя. Следующим фильмом стал «Титаник».
"Я король мира!"
Беспрецедентный триумф. Беспрецедентный бюджет. Беспрецедентные кассовые сборы. Все здесь было Первым В Мире. Безупречно воссозданная атмосфера, филигранно выписанная сюжетная линия, абсолютная убедительность во всем – даже дверные ручки макета были с точностью до миллиметра скопированы с фото оригинального «Титаника». Сам корабль в свое время обошелся фирме «Уайт Стар Лайн» дешевле, чем это колоссальное кино о его гибели… Фильм стал кинособытием номер один в мире – 11 «Оскаров» (столько собрал только «Бен Гур» в далеком 59-м), кинопремия «Золотой Глобус», сборы в 1,85 миллиарда долларов, и воистину интернациональная любовь мирового зрителя.
Потом прошло долгих 12 лет, пока мир вновь не увидел новое творение Камерона – за это время Спилберг выпустил с десяток кинолент. Но Камерон дожидался нового триумфа терпеливо, понимая, что от него не ждут проектов, которые хоть один человек осмелится назвать «проходными». И, наконец, этот час настал.
Похоже, что «Аватар» - самое масштабное из всего, что происходило в мировом кино за всю его историю. Не так-то просто объяснить такой успех: тут вам и зрительские ожидания, и технология 3D, и беспрецедентные спецэффекты, и игра, и атмосфера – всего не перечислишь, да и стоит ли? Похоже на то, что Камерон по-прежнему король мира – как режиссер одного из самых дорогих (237 млн. долл.) и самого прибыльного (2,8 млрд. долл.) фильма всех времен, и создатель, ни много ни мало, целого мира.
Теперь уже точно известно о том, что в 2014-м году на экраны выйдет «Аватар 2», а в 2015-м - "Аватар 3". Нет сомнений, что на них пойдет вся планета.
Камерон является советником NASA: он разрабатывает проект проведения видеосъемок во время планируемой пилотируемой миссии на Марс.
Те, кто работал с Камероном, называют его Железный Джимми и отмечают его твердый характер.
Личная жизнь
Кэмерон был пять раз женат: его прошлыми супругами были официантка Шэрон Уильямс (с 1978 по 1984 год), кинопродюсер Гэйл Энн Херд (с 1985 по 1989 год), режиссер Кэтрин Бигелоу (с 1989 по 1991 год) и игравшая в "Терминаторе" Сару Коннор актриса Линда Хэмилтон (с 1997 по 1999 год). С 2000 года он женат на актрисе Сьюзи Эмис, снимавшейся в фильме "Титаник". У Кэмерона есть дочь Джозефина (род. в 1993) от брака с Хэмилтон, От брака со Сьюзи Эмис на свет появились дочь Клэр (род. в 2001) и близнецы Элизабет Роуз и Куинн (род. в 2006).
«Я не прочь создать новую вселенную». |