Арнольд Шварценеггер (фильмография, награды)
«Для меня жить – значит постоянно двигаться вперед. Смысл жизни не в том, чтобы просто существовать и выживать, а в том, чтобы непрерывно совершенствоваться, подниматься на новые ступени, бороться, побеждать».
Пожалуй, не найти в Голливуде личности более узнаваемой, чем этот бывший культурист из Австрии.
Завзятые киноманы при упоминании Арнольда Шварценеггера среди выдающихся актеров неизменно морщатся. Действительно, в своей кинокарьере он брал куда больше своими образом и харизмой, чем лицедейским талантом. Вместе с тем бесспорным остается одно: в кинематограф Арнольд внес такой огромный вклад, что ему могут позавидовать актеры с куда большим дарованием. И это при том, что успех в кино – лишь часть жизненных достижений этого уникального человека.
Арнольд Алоиз Шварценеггер родился 30 июля 1947 года в Австрии, в маленькой деревушке под названием Таль, что недалеко от города Граца – столицы Штирии, второй по размерам австрийской федеральной земли. Его отец Густав был начальником местного полицейского участка, мать Аурелия – домохозяйкой. Когда они поженились, 23-летняя Аурелия уже была вдовой, и у нее был сын от первого брака по имени Мейнхард.
Зарплата полицейского была мизерной, так что в доме часто не было денег даже на хорошую еду. Одним из самых ярких впечатлений детства Арнольд называл покупку холодильника…
«Мы были так бедны, что у нас даже телевизора не было. Отопления не было – у нас была железная печка, которую топили углем. Туалета тоже не было – только будка на заднем дворе». Сегодня в этом доме – музей Шварценеггера.
Густав и Аурелия были набожными католиками, не пропускавшими ни одной воскресной мессы – как и все их соседи. Нравы в семье были более чем суровыми – если маленький Арнольд уличался в малейшей провинности, отец наказывал его, не давая никакой пощады, невзирая на нежный возраст.
«Меня таскали за волосы. Меня били ремнем. Соседи делали то же со своим сыном. Многие дети были сломаны своими родителями, это был австро-германский менталитет. Они не хотели создать личность. Самым главным было подчинение».
Отец жестоко обращался с Арнольдом. По слухам, он сомневался, что Арнольд его сын, и куда лучше относился к приемному сыну Мейнхарду. Маленького Арни он лупил регулярно. Густав Шварценеггер был человеком грубым, прямолинейным и безжалостным, во время войны состоял в нацистской партии и служил в военной полиции, так что много лет спустя, когда политические противники Шварценеггера, в бытность его губернатором Калифорнии, пытались найти на него компромат, они не поленились раскопать военные записи о деятельности отца Арнольда в первой половине сороковых… И хотя доказательств зверств со стороны Густава по отношению к мирному населению (восстания которого он должен был подавлять по долгу службы) так и не было найдено, вся эта история с расследованием была для самого Арнольда крайне неприятна. Сам он не желал иметь с отцом ничего общего. Словно в пику нацистскому прошлому отца, Арнольд Шварценеггер тесно сотрудничает с центром Симона Визенталя, занимающимся розыском нацистских преступников.
«Я стал бунтарем. Вместо того, чтобы смириться, я только больше ожесточался. Каждый раз после того, как мне доставалось от отца, я кричал: «Мне недолго осталось жить здесь! Я уеду отсюда и разбогатею!» Это приводило его в бешенство. Я хотел чего-то добиться, острее с каждым годом, с каждым днем».
Когда Густав Шварценеггер умер от инсульта в 72-м, Арнольд даже не появился на похоронах… Когда его спросили, почему он не приехал, он просто ответил, что как раз готовился к конкурсу по бодибилдингу (он уже жил в Америке), и если бы уехал на похороны, в том году ему бы точно ничего не светило. Эта деталь как нельзя лучше описывает отношение Арнольда к отцу. Кстати, Арни также не был и на похоронах своего сводного брата Мейнхарда, который погиб годом ранее в автокатастрофе, сев за руль пьяным. Тогдашняя девушка Арнольда Барбара Бейкер вспоминала, что он сказал ей о смерти отца между делом и без малейших эмоций, а про брата вообще никогда не упоминал. А вот мать Арнольд всегда очень любил и поддерживал с ней тесные отношения до самой ее смерти в 92-м.
Тем не менее, отец сыграл в жизни Арнольда огромную, возможно, решающую роль – он чуть ли не силой заставил его заняться спортом. Арнольд всегда был довольно худым, сверстники легко одолевали его в играх, и для Густава была невыносима мысль о том, что сын вырастет хлюпиком – ведь Густав хотел, чтоб Арнольд стал полицейским, как он сам. Так что уже с десяти лет мальчишка проводил целые дни на стадионе, играя в футбол, а потом тренер привел всю команду в спортзал, и там 13-летний Арнольд впервые взялся за гриф штанги…
Спортсмен
Мог ли он тогда предположить, что штанга проложит ему путь в большой мир? Его тренер никогда не верил, что с такими данными можно чего-то добиться в спорте – в начальных классах Арнольд Шварценеггер даже кросс пробежать не мог, чтобы совершенно не обессилеть. Большинство его одноклассников были сильнее и выносливее, и над Арнольдом вовсю потешались в полной уверенности, что старания его бесполезны. А он трудился как одержимый.
«Обстоятельства - ничто. Они не могут помешать целеустремленному человеку добиться своей цели, только если он на самом деле хочет ее добиться».
А Арнольд хотел. В этом худом, как велосипед, подростке скрывались такие силы, перед которыми рано или поздно разваливались любые преграды и падали любые стены. По слухам, стать силачом Арнольд решил после встречи в Вене в 60-м году с известным русским штангистом Власовым… Через год занятий в спортзале Арнольд стал самым сильным мальчиком в классе.
«Вообще-то я стал по-настоящему поднимать тяжести в 15 лет, но к тому моменту я уже несколько лет занимался спортом, и чувствовал, что несмотря на худобу, вполне готов к тому, чтобы начать тяжелые тренировки. После своей первой тренировки я так вымотался, что не мог поднять чашку чая со стола».
Потом он стал поднимать вес, который был не под силу его взрослому тренеру. В 15 лет Арнольд решил полностью посвятить себя бодибилдингу, и оставил футбол. С того момента началась его первая карьера – карьера профессионального спортсмена. Он стал поднимать тяжести каждый день, и поразил всех своим стремительным прогрессом. В 17 лет он уже был могучим атлетом с огромными мышцами, которым мог позавидовать любой профессионал. С этого времени молодой культурист начинает принимать участие в конкурсах бодибилдеров – и сразу добивается успеха, при том, что он был значительно младше своих соперников.
«У меня не было ни плавок, ни масла для тела, ни представления о том, как позировать – только фотографии Рега Парка».
Большой удачей для Арнольда стала встреча с Куртом Марнулом, бывшим «Мистером Австрия», который дал ему возможность заниматься в спортзале в Граце. С того момента это было важнейшее место для Арнольда.
«Я физически не мог пропустить тренировку. Я знал, что на другое утро просто не смогу смотреть на себя в зеркало. По выходным, когда спортзал был закрыт, я проникал туда через окно, и занимался в одиночестве».
Арнольда вдохновляли знаменитые актеры-атлеты шестидесятых - Рег Парк, Джонни Вайсмюллер и особенно Стив Ривз, сделавший себе имя ролями могучих гладиаторов и спартанцев. Во время тренировок в Граце молодой Арнольд постоянно ходил на их фильмы, чтобы черпать силы у своих кумиров. Они олицетворяли для него то, к чему он так стремился – силу, свободу, независимость.
«Я вырос со Стивом Ривзом. Его удивительные достижения давали мне уверенность в том, что можно покорить любые вершины, и я оставался стойким, даже когда все вокруг твердили мне, что это невозможно. Благодаря Ривзу я добился своих побед».
В 65-м юному атлету исполнилось 18 лет, и его призвали на срочную службу в австрийскую армию, где он прослужил год, получив специальность механика-водителя танка (много лет спустя он разыскал тот самый «Паттон», на котором служил, выкупил его и поставил у себя на заднем дворе – на память). Арни показал такие успехи при обучении, что был единственным новобранцем, назначенным на эту должность (обычно допуск получали с 21 года), правда, не очень-то блистал в вождении, однажды загнав свой танк в болото и утопив его там. Прекрасное армейское питание позволило Арнольду не только не потерять спортивную форму, но даже улучшить ее – ведь он ни на день не прекращал тренировок!
«Я нарастил большую мышечную массу, когда служил в австрийской армии и был занят по уши. Когда мы в течение шести недель участвовали в манёврах вдоль чехословацкой границы, мне приходилось водить танк по пятнадцать часов в день, закачивать топливо при помощи ручного насоса, ворочать огромные бочки с соляркой, да еще и заниматься ремонтом. Мы спали в окопах или под танками и должны были вставать в шесть часов утра. Так вот, мы с приятелем вставали в пять, залезали в отсек для танковых инструментов, в котором хранили свои штанги, и до общего подъёма тренировались целый час. После окончания дневной части учений мы тренировались ещё один час. Я не могу представить себе более тяжёлых условий для тренировок и поэтому утверждаю, что найти время и силы для занятий — это только вопрос мотивации. Настоящий атлет всегда, в любой ситуации найдет время и место для тренировок».
Да уж, если говорить о мотивации, то Арнольд был одержимым. Так, во время службы в армии он твердо решил участвовать в конкурсе «Мистер Европа» среди юниоров, и попросил командование отпустить его на неделю. Начальство категорически отказало. Арнольд без малейших колебаний… бежал из части и принял участие в конкурсе, выиграв его! Воистину, он никогда не отступал. Триумфатора по возвращении ждала неделя в военной тюрьме за самоволку, начальство было вне себя от ярости, но Арнольд был совершенно счастлив – то была первая его серьезная победа, сделавшая его настоящей знаменитостью. Так он стал звездой в 18 лет (правда, денег слава ему не принесла).
«Мои родители не понимали моей одержимости спортом. И только после этой моей победы они стали мной гордиться. Они говорили соседям: Вы слышали про того парня, о котором пишут в газетах? Это наш сын!»
После демобилизации 19-летний Арнольд стал жить в Мюнхене, где устроился работать тренером в фитнесс-центр. Его взяли на работу с радостью, поскольку хозяевам было лестно, что у них работает «Лучшая фигура Европы». Пока Арни не нашел себе квартиру, он и жил там же, в спортзале, спал прямо на полу. Недолгий период жизни Арнольда в Мюнхене после армии ознаменовался многочисленными неприятностями с полицией – молодой здоровяк обожал развлекаться «мгновенными нокаутами», чуть ли не ежедневно ввязываясь в драки во всех без исключения увеселительных заведениях, где бывал (и постоянно уклоняясь от уплаты штрафов за нанесение побоев).
Но при этом он непрерывно совершенствовал свое тело, тренируясь не менее пяти часов в день: перед ним стояла новая задача – победить на конкурсе «Мистер Вселенная», проводившемся в Лондоне. Арнольда ничуть не смущало, что там участвуют атлеты старше его на шесть-семь лет. В 1966-м парень прилетел в Великобританию, и всех там потряс своим выступлением.
И хотя победить ему так и не удалось – он занял второе место, уступив 26-летнему Честеру Йортону, имевшему «более рельефные ноги» - его назвали «открытием года», а один из судей, Чарльз Беннетт, предложил ему жить у него в доме (в котором и так яблоку было негде упасть), и тренироваться в Англии в течение целого года, чтобы выступить на следующем первенстве. Беннетт лично тренировал юное дарование, и в 1967-м Арнольд Шварценеггер стал самым молодым победителем конкурса «Мистер Вселенная» за всю его историю. Ему было всего 20 лет.
Значение этих месяцев в Англии трудно переоценить: об Арнольде узнали в Америке, он вошел в историю мирового бодибилдинга, а еще – выучил несколько слов по-английски (хотя изъясняться почти не мог). Кроме того, он познакомился с кумиром юности Регом Парком, который на многие годы стал его другом и наставником. Сердечно поблагодарив Беннетта, Арнольд уехал обратно в Австрию, где, тренируясь по семь часов в день, не оставил своим соперникам ни шанса (и попутно победил в австрийском конкурсе по подъему тяжестей «Сильный человек»). В 1968-м, прилетев на конкурс в Лондон, 21-летний Шварценеггер… снова занимает первое место!
В шестидесятых анаболические стероиды еще были легальными – об их вреде для здоровья стали говорить позднее. Злые языки утверждают, что ошеломляющие результаты Шварценеггера в построении такого тела в столь юном возрасте – во многом «заслуга» этих препаратов. Арнольд и не отрицает, что употреблял их ежедневно на протяжении нескольких лет подряд, наращивая по десять килограммов мышц ежегодно, пока не достиг своего «рабочего» веса в 110 кг при росте 188 см.
«Это было глупо, но в конце шестидесятых мы не знали ничего лучшего. А ведь если ты хочешь стать чемпионом, то пихаешь в себя все подряд. Позже я узнал, что стероиды наносят серьёзный вред здоровью, и сразу прекратил их принимать. Я и сейчас объясняю школьникам: ни в коем случае не употребляйте стероиды, вы сделаетесь сильнее только на небольшое время, а потом можете запросто превратиться в инвалида».
Недоброжелатели в 90-х предсказывали Арнольду скорую смерть из-за употребления стероидов в молодости, а он в отместку подавал на них в суд и выигрывал, но главное – Арни посрамил-таки всех пессимистов, пребывая в добром здравии до сих пор.
После второго титула «Мистер Вселенная» Арнольд почувствовал, что пора завоевывать Новый Свет, и уехал в Америку, о которой мечтал с десятилетнего возраста. Это был поворотный момент в его жизни, потому что именно с Америкой связана его вторая карьера – киноактера. Карьера, которая вывела его в звезды общемирового масштаба. О своем желании стать звездой экрана он начал говорить еще до получения второго титула «Мистер Вселенная». Он по-прежнему хотел двигаться вперед. Осенью 1968 года 21-летний Арнольд Шварценеггер ступил на американскую землю, и остался здесь навсегда.
Вообще-то Арнольда пригласил в США легендарный Джо Вейдер, давно искавший случая встретиться с «европейским самородком». Вейдер - один из величайших тренеров по бодибилдингу всех времен, и общепризнанный авторитет номер один в этой области. Арнольд начал заниматься в спортзале Вейдера «Gold's Gym», поставив перед собой цель стать «лучшим бодибилдером мира», для чего ему нужно было выиграть престижнейший конкурс «Мистер Олимпия». Сразу по приезде Арни вел себя крайне заносчиво, всем представляясь, как «Двухкратный Мистер Вселенная», и утверждая, что на конкурсе «ни у кого нет шансов». Кстати, английский он по-настоящему выучил уже в Штатах, а в первые месяцы ему даже помогал приятель, знавший немецкий.
«Я всегда знал, что я – победитель. Я всегда знал, что у меня – великая судьба. Вы можете сказать, что думать так – нескромно. Полностью с вами согласен. Нескромность – мое жизненное кредо».
Но в 69-м он терпит досадную неудачу, уступая пальму первенства кубинцу Серджио Оливе, и занимает второе место (хотя выигрывает все остальные конкурсы года – «Мистер Европа», «Мистер Вселенная» и «Мистер Интернешнл»). После проигрыша Оливе Арнольд поклялся, что больше не проиграет ни за что и никогда. И клятву сдержал: с 70-го по 75-й Шварценеггер будет выигрывать «Мистер Олимпия» ежегодно, а победив в первый раз, станет самым молодым «Мистером Олимпия» в истории!
Но в конце шестьдесят девятого все было не так радужно. Срок годовой визы истек, Арнольд и не думал возвращаться в Европу – он преспокойно остался в Штатах на нелегальном положении, рискуя в любой момент нарваться на депортацию!
«Я просто говорил себе: Я приехал покорить Америку, и никто не помешает мне это сделать».
С начала 70-х Шварценеггер начал свое триумфальное шествие по американской земле как «Величайший бодибилдер всех времен и народов». С тех пор он считается одной из крупнейших личностей в этом виде спорта за всю его историю – он и его наставник Вейдер буквально перевернули тогдашнее представление широких масс о культуризме, как о неком «шоу уродов», превратив его в могучую индустрию и сделав просто феноменально популярным. На волне своей славы Арнольд начал рекламировать различные товары соответствующего направления, и у него, наконец, появились большие деньги, позволившие ему купить шикарный дом, и оборудовать его роскошным спортзалом. Уже к 30 годам Арнольд стал миллионером – это произошло задолго до того, как к нему пришел успех в кино.
«Деньги не приносят счастья: вот у меня 50 миллионов, а я счастлив ничуть не больше, чем когда у меня было 48 миллионов»
Именно Шварценеггер стал первым кумиром подростков по всему земному шару, которые брались за штангу, стремясь быть похожими на своего идола. Теперь уже не его вдохновляли звезды спорта – он сам стал живой иконой для все растущей массы поклонников бодибилдинга, который в семидесятые набрал небывалые обороты. Документальный фильм «Качая железо»(1977) с участием Шварценеггера – классика пропаганды культуризма, после его выхода спортзалы оказались переполненными. Это было время безраздельного властвования Арнольда в конкурсе «Мистер Олимпия», а сегодня он: «Мистер Мира», двухкратный «Мистер Европа», трехкратный «Мистер Вселенная» и семикратный «Мистер Олимпия». Витрина с его кубками занимает целую стену. В бодибилдинге он добился всего, о чем можно мечтать – пришло время покорять новую вершину.
Бизнесмен
С самого приезда в США Арнольд начал заниматься бизнесом и немало в этом преуспел. Подружившись с другим культуристом, Франко Колумбу, Шварценеггер открыл с ним на паях небольшую фирму по поставке кирпичей (дело сильно разрослось после землетрясения в Лос-Анжелесе в 1971-м, когда возник крайний дефицит стройматериалов). Потом друзья открыли еще и фирму по доставке товаров на дом, и сами начали торговать спортивными аксессуарами и видеокассетами с курсами тренировок собственного изготовления, все это время Арни очень удачно вкладывался в недвижимость, и состояние его стало расти как на дрожжах. Спустя всего три года после переезда в США он был уже вполне обеспеченным человеком. Сегодня его состояние оценивается примерно в 200 миллионов долларов. По некоторым оценкам, если бы не его решение занять пост губернатора (на котором он по личной инициативе не получал положенную зарплату в целях экономии бюджетных средств), сегодня он был бы обладателем приблизительно полумиллиарда.
«Я иммигрант. Я приехал сюда без гроша, и Америка дала мне возможности, которые я не поленился использовать. Америка приняла меня с распростертыми объятьями».
Кинозвезда
С самого начала молодой бодибилдер старался завести знакомства с голливудскими продюсерами, всячески стараясь попасть в кино, поскольку он был твердо намерен стать «великим актером». Менее подходящую кандидатуру трудно было даже представить – гигантский качок с полукилометровой фамилией, едва говорящий по-английски… Но Шварценеггер упорно гнул свою линию, и вот, меньше чем через год после приезда, им заинтересовался заслуженный продюсер Обри Вайсберг, работавший на небольшой киностудии «Filmpartners» - у него как раз имелся сценарий про мифического силача Геркулеса, оказавшегося в современном мегаполисе, и Обри посчитал, что молодой Шварценеггер подходит как нельзя лучше. А что до акцента – Геркулес вообще немногословен…
Арнольд согласился на эту роль после звонка своему другу Регу Парку, который и сам играл Геркулеса в кино – тот моментально посоветовал Арни «соглашаться без разговоров». Когда агент Арнольда вел переговоры со студией, он сказал, что у его клиента «есть опыт работы на сцене», умолчав при этом, что на сцене Арнольд позировал на конкурсах по бодибилдингу, а не играл Гамлета… Проведя прослушивание, директор по кастингу пришел в ужас от акцента молодого силача – его едва можно было понять. Но могучее телосложение сделало свое дело, и в картину Арнольда все же взяли, решив провести озвучку при помощи другого актера, нормально говорящего по-английски (а фамилию Шварценеггер заменить на Стронг). Спустя много лет Арни озвучил-таки Геркулеса своим голосом и картина была переиздана.
Конечно, глупо было бы ожидать от этого дешевого «шедевра» каких-то откровений, но все равно выглядело все это более чем скромно… Критики неуважительно обозвали дебютанта «австрийским дубом», а сам Арнольд потом очень не любил вспоминать про фильм «Геркулес в Нью-Йорке» (1969), считая его самым неудачным в своей карьере. И все же начало было положено, а Арнольд заработал целых 12 тысяч долларов.
Кинематограф, однако, долго не покорялся: все семидесятые годы Арни параллельно с соревнованиями снимался в фильмах, а признания все не было. Об актерском даровании этого скованного и косноязычного великана у критиков сложилось вполне стойкое мнение, в мягком варианте озвученное как «дерево», проклятый акцент преследовал неотступно (до конца Арни от него до сих пор не избавился). Так что в кино его долго не приглашали, и он с радостью принял предложение участвовать в телесериалах, понимая, что это все же возможность обзавестись портфолио и завести связи. И тем не менее, вторая картина в фильмографии Шварценеггера появляется спустя долгих семь лет, когда уже была позади его знаменитая победоносная серия из пяти титулов «Мистер Олимпия», а сам он стал богатым и знаменитым.
«Оставайся голодным» (1976) – драма, которая повествует о культуристе Джо Санто, вставшем на пути преступного синдиката, незаконно скупающего недвижимость в районе. Немного наивный, но добрый и душевный фильм демонстрирует молодого Джеффа Бриджеса и Арнольда, который не вышибает никому мозги и не размазывает по стенке, а занимается в спортзале, и для души… играет на скрипке. На сей раз критики были более благосклонны – о дубах и прочих зеленых насаждениях уже никто не вспоминал, а, напротив, отмечалось, что культурист проявил себя как настоящий актер, и явно способен на многое. В 77-м Арнольд получает престижную награду «Золотой глобус» за эту роль, почему-то в номинации «лучший дебют». Видно, «Геркулеса» критики вообще за фильм не считали. Увы, тот «Глобус» так и остался единственной наградой такого уровня за всю карьеру Арнольда – дальше были все больше «Золотые малины»…
В конце семидесятых Арнольд получает степень бакалавра по экономике в Университете Висконсина. Он всегда стремился развивать не только тело, но и ум.
«Я знаю много атлетов и моделей, которые используют только свое тело, оставляя в покое мозги. Я не из таких. Тело – лишь часть меня, и отнюдь не самая значительная».
Проектов, которые могли бы открыть Шварценеггера миру, все не появлялось. Шли годы, а фильмы с Арнольдом Шварценеггером не появлялись на экранах. В творческом багаже актера была лишь пара-тройка сериальных ролей, да «Кактус Джек» (1979), который звезд с неба не схватил, и эпизодическая роль в сомнительной комедии «Мусорная охота» (1979). Понимая, что между спортом и карьерой кинозвезды нужно все же выбрать что-то одно, Арнольд Шварценеггер в 1980-м году объявляет о своем уходе из большого спорта (выиграв напоследок седьмой титул «Мистер Олимпия»). С того времени он всего себя посвящает кинематографу, впрочем, ежедневно тренируясь для поддержания своих мощных мускулов в надлежащей форме. Культуризм он все же не оставил полностью – на протяжении многих лет вел авторские колонки в журнале для культуристов «Flex» и во многих других изданиях, организовал конкурс бодибилдеров Arnold Classic, писал книги… Шварценеггер и бодибилдинг – вещи неразделимые, авторитет его в этой сфере колоссален.
Только в 82-м к нему пришел настоящий успех в кино. Первые фильмы с Арнольдом Шварценеггером в главной роли в череде всех блокбастеров, которые и сделали актера суперзвездой - это знаменитые экранизации повестей писателя Роберта Ирвина Говарда о Хайборийской Эре, написанных в жанре фэнтези еще в тридцатых годах. Эти повести рассказывали о могучем и ловком воине-варваре по имени Конан, способном в одиночку расправиться с сотнями врагов, и сокрушающем разного рода нечистую силу. Кинокомпания «Universal Pictures» выделила внушительный по меркам начала восьмидесятых бюджет в 20 миллионов долларов, а Арнольд моментально оказался в числе фаворитов на роль Конана (между прочим, продюсерам его рекомендовал Стивен Спилберг, у которого феноменальное чутье на удачные образы).
И это был тот самый долгожданный успех, о котором мечтал Арни: «Конан-варвар» (1982) в одночасье стал хитом, поразив зрителей до глубины души своей дикарской романтикой, уверенной постановкой, брутальностью и гениальным саундтреком Поледуриса. Интересный факт: Шварценеггера обязали уменьшить размер мышечной массы – его мускулы были настолько велики, что постановщики сцен с фехтованием на мечах не могли добиться от него правильных движений… Он сбросил вес до ста килограммов (сразу после съемок набрав все 120). Критики не преминули разразиться ехидными статьями про игру актера, «немногим лучшую, чем игра его коня», и именно за «Варвара» Арнольд получил первую свою номинацию на «Золотую малину» в категории «худший актер». Позже он будет номинирован еще не раз…
Стремясь ковать железо, пока горячо, моментально сняли продолжение «Конан-разрушитель» (1984). Но занявший в режиссерском кресле место талантливого Джона Милиуса Ричард Флайшер не смог сравниться со своим предшественником, так что достаточно вялая картина так и не повторила триумф «Варвара». Но впереди был фильм, который разом вознесет в заоблачные выси не только его молодого и никому не известного режиссера, но и самого Шварценеггера, популярность которого, и так немаленькая после роли Конана, вырастет в разы.
«Терминатор» (1984) – веха в истории фантастических боевиков, разделившая жанр на «до» и «после», как это произошло с фантастикой с приходом «Звездных войн» Лукаса. Сказать что-либо новое о фильме Джеймса Камерона невозможно – все уже сказано с многочисленными вариациями и самыми красочными эпитетами. Теперь в фильмографии Арнольда появился настоящий шедевр, а его типаж моментально оказался супервостребованным, так что он теперь мог выбирать из сразу нескольких сценариев.
Похоже, самому Шварценеггеру полюбилась история про варвара, поскольку автор «Конана-разрушителя» Флайшер заполучил его в новый фильм по мотивам вселенной Хайбории. Сначала проект рассматривали как третью серию из истории про Конана, но потом все же решили сделать историю полностью оригинальной, и назвали персонажа Калидором (от Конана его почти не отличить.) Увы, затея кончилась провалом – несмотря на знакомую эстетику и сногсшибательную Бриджит Нильсен, «Рыжая Соня» (1985) не заинтересовала почти никого, бесславно канув в Лету. Возможно, в составе трилогии картина смотрелась бы более выигрышно, а может тому виной недостаток мастерства режиссера, но проект в стиле фэнтези закончился довольно бесславно.
Но в мире еще было достаточно типажей, достойных Шварценеггера! Ставший лучшим фильмом режиссера Марка Лестера, до жути прямолинейный «Коммандос» (1985) про спецназовца, мстящего злодеям, похитившим его дочь, подарил миру Джона Матрикса, без сомнения, вставшего в один ряд с другими бессмертными экранными образами Арнольда Шварценеггера. Картина стала своеобразным апофеозом брутальности – в среднем здесь на минуту экранного времени приходится одно убийство (больше 80 покойников). Увешанный внушительным арсеналом Арнольд в камуфляже и с перемазанной насупленной физиономией стал этакой подростковой иконой, своеобразным образцом для подражания – впрочем, в этой ипостаси он еще выступит не раз.
На волне популярности примитивных боевиков в свет вышел фильм «Без компромиссов» (1986), но это та самая работа, которая по праву может считаться проходной для актера – нарочито простой, явно низкобюджетный и ничего из себя не представляющий экшен с невыразительным героем и стандартной схемой «один-против-всех» - своего рода «Коммандос» без стиля и харизмы. Зритель его проигнорировал.
Но следующий проект стал настоящим хитом – это был фантастический боевик «Хищник» (1987), про инопланетного охотника за головами, который наткнулся на Земле на достойного противника в лице спецназовца по имени Голландец, и закономерно испустил дух после ряда роскошных батальных сцен. Режиссер Джон МакТирнан (который через год снимет эпохального «Крепкого орешка» с Брюсом Уиллисом), и мастер спецэффектов Стэн Уинстон, признанный лучшим в своем ремесле, выдали зрелище, которое поразило воображение зрителей и сделало фильм культом. Наводящий ужас Хищник был частично придуман Джеймсом Камероном – именно по его эскизу Уинстон смастерил знаменитую раздвижную челюсть монстра.
«Бегущий человек» (1987) – лента про антиутопическое будущее, в котором проводятся страшные реалити-шоу с участием людей, которых пытаются убить перед объективами телекамер, а те вынуждены любыми средствами спасать свою жизнь. Шварценеггер исполнил роль полицейского Бена Ричардса, который не только победил всех соперников в лабиринте смерти, но и расправился с самим автором страшной игры. Фильм принес значительно меньше, чем ожидалось, но все же он не был провальным, и содержал в себе немало плюсов – динамичный и увлекательный, он был снят по произведению знаменитого Стивена Кинга – несколько, впрочем, вторичному по своему сюжету (может, потому Кинг и написал его под псевдонимом).
Когда Арнольду позвонил снявший его в «Хищнике» МакТирнан, и предложил исполнить главную роль в боевике про копа-одиночку, который борется с европейскими террористами в захваченном небоскребе, Шварценеггер без особых раздумий отказался. Пришлось МакТирнану пригласить в «Крепкий орешек» совсем другого актера… Ну а Шварценеггер выбрал сценарий, в котором фигурировала «матушка-Россия».
Фильм «Красная жара» вышел на экраны в 1988-м, и с Арнольдом в нем играет Джеймс Белуши. Здесь Арни изображает не кого-нибудь, а… советского милиционера, пламенного коммуниста, который преследует советского же бандита на территории Соединенных Штатов. Фильм не может не вызвать улыбку своей наивностью в изображении американцами советских реалий, а уж те несколько фраз, которые «капитан Иван Данко» произнес по-русски, и вовсе стали поводом для искреннего веселья миллионов наших соотечественников на много лет вперед. «Турак!» «Хулыгани!» «Капитализьм!..» Перлы так и сыпались с экрана.
К тому моменту Арнольд созрел для того, чтобы разбавить череду брутальных образов веселой и душевной комедией «Близнецы» (1988) с Денни Де Вито. Прекраснодушный и наивный Джулиус Бенедикт явил миру совсем другого Шварценеггера: Шварценеггера, Который Улыбается. Этот образ прибавил к и без того немалой армии поклонников актера еще и тех, кто терпеть не может насилие, и даже скептики признали, что Арнольд – куда сложнее, чем может казаться на первый взгляд. Фильм оказался большим кассовым успехом.
Появившийся в 1990-м фильм «Вспомнить все» стал совершенно блистательным достижением не только в области спецэффектов (за которые он получил Оскара), но и в плане динамичности и зрелищности. Вдохновенный до гениальности, содержавший в себе ряд совершенно выдающихся компонентов, он упрочил положение в Голливуде голландского режиссера Пола Верховена (взлетевшего годом ранее благодаря гениальному «Робокопу»), и добавил в фильмографию Шварценеггера очередную успешную картину. Четверть миллиарда кассовых сборов! И одна из лучших экранизаций культового писателя Филипа Дика, которую ставят в один ряд с другой блестящей картиной по его произведению – «Бегущий по лезвию бритвы» Ридли Скотта.
Еще один уход в сторону от брутального образа – пусть и частичный. В фильме «Детсадовский полицейский» (1990) Шварценеггер предстает в образе… няньки для малышей. Что, конечно, не могло не сказаться на его популярности у наиболее сентиментальной части аудитории – Арни полюбился всем! Автор «Близнецов» Рейтман снова снял замечательное кино, в котором, правда, Арнольду явно не хватало партнера, каким был Де Вито…
Казалось, Арнольд на пике славы, и большего успеха нечего желать. И тут он принимает участие в фильме, который большинством любителей кино признается одним из лучших фантастических боевиков в истории, и самым лучшим фильмом за всю карьеру актера. Это был великий «Терминатор 2: Судный день» (1991) Джеймса Камерона, решившегося, наконец, снять продолжение оригинальной ленты 1984 года.
Отхвативший четыре Оскара из шести номинаций, и ставший революцией в сфере спецэффектов, «Терминатор 2» навсегда останется настоящей жемчужиной среди всех боевиков, снятых за всю историю кино. Другого столь интересного и захватывающего фильма, да еще настолько совершенного стилистически, найти трудно при всем желании (с особенным восторгом картину приняла молодежная аудитория). Более пятисот миллионов, собранных картиной в мировом прокате, говорят сами за себя – во всем цивилизованном мире не осталось, кажется, ни одного человека, не видевшего эту гениальную картину… Популярность Арнольда взметнулась до небес, достигнув своего апогея. Больше фильмов такого уровня у него не было – даже несмотря на бесспорные удачи.
Дальнейшую карьеру Шварценеггера в кино можно рассматривать, как некое закономерное движение по нисходящей – что вполне ожидаемо, учитывая, на какую высоту ему удалось взобраться, сотрудничая с Камероном.
Старый знакомый Арнольда по фильму «Хищник» Джон МакТирнан предложил ему сделать фильм, в котором обыгрывались бы клише из картин с участием героев боевиков – но не в пародийном, а более глубоком и драматичном стиле. Идея показалась Шварценеггеру удачной, и вот в 1993-м на экраны выходит «Последний киногерой», в котором Арнольд предстает в виде этакого собирательного образа, стараясь переосмыслить свое собственное значение и чуть ли не смысл жизни. Фильм явно был куда глубже, чем казался с первого взгляда, но широкий зритель предпочел не вникать в подобные тонкости, так что в Штатах фильм даже не окупился, да и в мировом прокате не блистал успехами. А тут еще и досадная номинация на «Золотую малину»… Не очень-то удачное вышло пополнение фильмографии.
Пожалуй, последним по-настоящему мощным фильмом Шварценеггера можно считать «Правдивую ложь» (1994), снятую Камероном – воистину, все проекты этого режиссера просто сшибают с ног. Получился прямо-таки образец зрелищного экшена, несмотря на то, что это был ремейк недавней французской «Тотальной слежки». Перчику добавила и Джейми Ли Кертис, которая здесь прямо-таки великолепна. Почти четыреста миллионов сборов означали полный и безоговорочный успех, хотя до эпохального «Судного дня» фильму все равно было далеко.
Айвен Рейтман снова снимает комедию со Шварценеггером – да еще и с Денни Де Вито, как в старые добрые времена. На сей раз режиссер разошелся не на шутку: символ мужественности и гора мышц в фильме «Джуниор» (1994) предстает в роли… будущей матери! «Забеременевший» в результате эксперимента ученый в исполнении Арнольда забавно демонстрирует манеры беременной женщины, и потешается над всеми штампами, которые неразрывно связаны с его образом. Смелый ход вполне оправдал себя – похоже, сочетание из Шварценеггера, Де Вито и Рейтмана означает гарантированный успех.
Но с середины 90-х начинается очевидный спад в карьере, который печально «дополнили» проблемы со здоровьем.
Шварценеггер в последний раз работает с Камероном, принимая участие в короткометражном 3D-фильме по мотивам «Терминатора-2» (1996). Слухи о производстве третьей части не подтверждаются.
И сразу же – «Стиратель» (1996), боевик настолько прямолинейный, что в нем нет никакого смысла искать даже нотки иронии. Все тяжеловесно и сурово – навороченные спецэффекты, роскошные трюки, драки и один Шварценеггер против сотен врагов с огнестрельным оружием, укладывающий супостатов в штабеля на протяжении всей картины. Критики сравняли «Стирателя» с землей, поклонники Арнольда были вполне довольны – по крайней мере, стомиллионный бюджет вернулся с лихвой. Но все это было уже не то…
Безо всякого перерыва после «Стирателя» Арнольд принимается за новый проект – комедию «Подарок на Рождество» (1996), в котором исполняет роль любящего отца, готового на все, лишь бы отыскать в предпраздничной суматохе хотя бы один магазин, в котором еще осталась игрушка, о которой мечтает его сын. На съемках Арнольд несколько раз чувствовал непривычное недомогание, съемки несколько раз переносили из-за болей в сердце, которые периодически ощущал актер. При этом он всех просил не распространяться о том, что ему становилось плохо… Отсутствие отдыха между съемками дорого обошлось Арнольду – в один из вечеров его увезла «Скорая».
Проблемы с сердцем потребовали операции – и вот, в 1997-м, Шварценеггеру заменили дефектный с рождения сердечный клапан на искусственный. Он все еще не хотел верить, что несокрушимое здоровье подводит его – в первый же день после операции, когда пациенту прописан строжайший постельный режим, Арнольд самовольно покинул больничную палату, нашел во дворе клиники велосипед и отправился в небольшое путешествие по парку. По слухам, он едва не умер в тот день: швы разошлись, понадобилась немедленная повторная операция. С того времени он осознал, что время больших нагрузок и изнурительных тренировок навсегда осталось в прошлом. Это было перед самым юбилеем – Шварценеггеру исполнилось 50 лет.
Оправившись после операции, Шварценеггер принимает участие в одном из своих самых сомнительных проектов – фильм Джоэла Шумахера «Бэтмен и Робин» (1997), хоть и принес внушительные 250 миллионов, кинокритиками был признан, как один из «кошмарнейших фильмов» всех времен, и получил чудовищные одиннадцать (!!!) номинаций на антипремию «Золотая малина» (правда, победил всего в одной). Обритый налысо Шварценеггер, игравший злодейского Мистера Фриза, получил за работу 25 миллионов долларов, но они не стоили того, чтобы участвовать в этом аляповатом фарсе. Более безвкусной картины и представить себе нельзя… Номинация на «Золотую малину» в категории «Худший актер второго плана» была более чем закономерна.
«Конец света» (1999) Питера Хайамса, хоть и был куда более стильным, чем творение Шумахера, но все же оказался довольно заурядным мистическим триллером, обыгрывающим средневековые мифы в преддверии наступления нового тысячелетия. Двухсотмиллионная касса – скорее дань уважения поклонников Шварценеггера, которых по всему миру насчитываются миллионы… Они просто не могли пропустить новый фильм с участием своего кумира, даже несмотря на то, что этот фильм, по существу, не представлял из себя ничего особенного. Игрой Шварценеггер не блистал – за что и номинировался на очередную «Золотую малину».
Увы, на большее фанатов Арнольда не хватило: «Шестой день» (2000), рассказывающий про мир будущего, в котором людям начинают угрожать их клонированные копии, в Штатах вообще провалился с грохотом, а после проката в мире еле вернул затраты. Критики на сей раз проехались по Арни, как никогда – он номинировался аж на три «Золотые малины»: Худший актер, Худший актерский дуэт (со своим клоном) и Худший актер второго плана (собственно клон). Мда. Шварценеггер всерьез начинает подумывать о завершении актерской карьеры: лучше уйти «непобежденным», пока еще в памяти людей свежи его великие победы, чем скатиться в категорию «В» (куда загремело немало славных в прошлом актеров), снова и снова принимая участие в провальных проектах, и под конец оставшись вовсе без предложений о съемках.
Следующий фильм – прямолинейный боевик «Возмещение ущерба» (2001) про пожарного, который теряет свою семью во время теракта, и самостоятельно находит и уничтожает виновников, только подтвердил опасения Арнольда. Опять провал, опять совершенно уничтожающие отзывы – тут было от чего впасть в депрессию. Единственный фильм Арнольда, который даже не вернул затраты и стал убыточным! Это при том, что на самом деле он был очень даже не плох – просто чересчур зауряден. Хорошо, хоть «Малины» прошли стороной.
После съемок с Арнольдом произошел несчастный случай - он упал со своего «Харлея» (Арнольд обожает эти мотоциклы). Результат – шесть сломанных ребер и неделя постельного режима. Попутно выяснился интересный факт: водительские права на вождение мотоцикла, полученные Арнольдом еще в Австрии, в США недействительны! Актер и понятия об этом не имел, много лет катаясь фактически без прав, и сразу же получил «нормальные» права, выйдя из больницы.
Череда разочарований, по мнению Арнольда, должна была прерваться мощным блокбастером, который должен был «выстрелить», поразив весь мир в самое сердце. Как раз в это время продюсеры молодой кинокомпании «C-2 Pictures» обратились к Джеймсу Камерону с просьбой срежиссировать третью часть «Терминатора» - обещали двухсотмиллионный бюджет, участие Шварценеггера и полный карт-бланш. Не исключено, что если бы Камерон взялся за дело, мир увидел бы нечто потрясающее и эпохальное. Но этого не произошло – Камерон отказался со словами: «Мне нечего больше сказать на эту тему».
Тогда постановкой занялся Джонатан Мостоу, который к тому времени снял замечательный триллер «Авария» (1997) с Куртом Расселлом, и получившую Оскар за лучший звук военную драму про подводников «U-571» (2000). В общем, вполне можно было ожидать нечто любопытное… Но Мостоу все испортил. Воистину, некоторые идеи нельзя трогать никому, кроме их авторов. «Терминатор-3: Восстание машин» (2003) был вовсе не продолжением легендарной дилогии Камерона – это было нечто совершенно чуждое по духу, сумбурное и местами странное. Как непохоже на гениальную стройность творений Джеймса! На громкое имя «Терминатор» и Шварценеггера пошел весь мир – и весь мир вздохнул с разочарованием.
В шоу-бизнесе Арнольд добился всего, о чем можно было мечтать. Пришло время для покорения новой вершины. 56-летний Шварценеггер решил уйти из кино и посвятить себя политике.
Правда, даже будучи губернатором, Арнольд не смог устоять от соблазна появиться в кадре – и в 2004-м предстает в довольно нелепом образе турецкого султана в масштабной комедии «Вокруг света за 80 дней». Зря: он не только огреб восьмую свою номинацию на «Малину», но еще и получил почетное звание «Худший малиновый лузер за последние 25 лет»… Кстати, после съемок «Вокруг света», отдыхая на Гавайях, губернатор спас тонущего человека! Так что Арни – герой не только на экране, но и в реальной жизни.
Политик
Политикой Арни интересовался с самого своего приезда в Штаты – в конце 60-х как раз проходила горячая борьба за президентское кресло между Хамфри и Никсоном, за которой следили все, от мала до велика. Никсон покорил Арнольда своими высказываниями, и Шварценеггер, узнав о том, что Никсон республиканец, немедленно записался в стан республиканцев – да так в нем и остался.
В 1990-м Джордж Буш назначил Шварценеггера руководителем Президентского Совета по Спорту и Здравоохранению, а сам Арнольд всячески поддерживал политика и вообще стал принимать довольно деятельное участие в общественной жизни. Именно с начала девяностых годов актер начал приобретать реальный политический вес, живо интересуясь жизнью народа и возможностями решать общечеловеческие проблемы (хотя еще в середине 80-х принимал активное участие в анти-наркотической пропаганде под патронажем Рейгана). Он стал «своим человеком» в элите США, хорошим знакомым крупнейших людей бизнеса и политики Штатов. Все это вполне объяснимо – в середине 80-х Шварценеггер породнился с кланом Кеннеди, женившись на племяннице Кеннеди Марии Шрайвер, а в этой семье только и разговоров было, что о большой политике.
Занимая государственный пост до 93-го, Арнольд позднее стал председателем Совета по Физкультуре и Спорту при тогдашнем губернаторе Калифорнии Пите Уилсоне. В эти годы он выступает в качестве пропагандиста Красного Креста, призывая вступать в ряды доноров (как и многие звезды в то время).
В конце 90-х во время интервью журналу «Talk» он обмолвился, что не раз подумывал о том, чтобы… принять участие в президентских выборах. Эти его слова, разумеется, стали предметом упражнения в остроумии для всех, кому не лень, но время показало, что Железного Арни не стоило недооценивать. В конце концов, стал же киноактер Рейган во главе государства! Почему бы это не сделать еще одной кинозвезде? Забегая вперед, необходимо сказать, что законы США запрещают избираться на пост президента людям, родившимся за пределами Америки. Чистокровному австрийцу Шварценеггеру здесь явно ничего не светит…
С начала 2000-х в прессе поползли слухи о намерении Арнольда баллотироваться на пост губернатора Калифорнии. Он отрицал это! Даже как-то обмолвился, что «все это ерунда. Я в середине карьеры, я актер, с чего мне вдруг перескакивать на что-то другое?» Позднее стало ясно, что он здорово хитрил. Потому что на популярнейшем «Шоу Джея Лено» в 2003-м, сразу после съемок в третьем «Терминаторе», Арни во всеуслышание объявил о выставлении своей кандидатуры на пост губернатора Калифорнии! Эта новость вызвала шок, а затем – огромное воодушевление. «Терминатора в губернаторы!» – таков был лозунг всех поклонников Арнольда по всему штату. Предвыборная гонка началась при огромном интересе к происходящему всей страны.
Это был, действительно, огромный сюрприз. Шварценеггера знала не только вся Америка – весь мир, но никто и понятия не имел о его политических предпочтениях. Взглянуть на известнейшего актера новыми глазами, увидеть в нем политика – это было непросто. Знаменитое косноязычие Арни могло сыграть с ним злую шутку – его соперники были куда речистее во время политических дебатов, так что Арни отказался от публичных конфронтаций с ними, появившись на таком споре лишь однажды, в сентябре.
Предвыборная кампания Арнольда беззастенчиво строилась на его кинокарьере – постоянно использовались названия самых известных фильмов и цитаты из них, так что конкуренты Шварценеггера упрекали его (и во многом справедливо) в нечестной игре – ведь на их стороне не было такой вселенской популярности в кино и спорте! «При чем тут политика?» - вопрошали они. Но Арнольд и в ус не дул, и во время выборов в октябре 2003-го преспокойно получил 1,3 млн голосов избирателей, уверенно победив остальных кандидатов на должность, и породив крупнейшую сенсацию тех дней. Новая огромная победа на жизненном пути – Арнольд Шварценеггер занял пост губернатора той самой Калифорнии, в которой начинал свой путь европейским иммигрантом без гроша в кармане. Self-made man!
Сперва Арнольд выступил этаким популистом – например, отменил ненавистное калифорнийцам повышение оплаты за регистрацию автотранспорта, принял меры по запрету выдачи водительских удостоверений нелегальным иммигрантам, отнимавшим работу у коренных американцев… Но постепенно он стал испытывать серьезнейшее противодействие со стороны оппозиции, которая делала все, чтобы сбросить Арни с пьедестала. Они объявили ему жестокую войну. Поднялась кампания компромата, в которой Шварценеггеру припомнили все его неосторожные высказывания (а их было ого-го сколько!), поддержку одного националистически настроенного австрийского лидера, и даже отца-нациста, хотя, казалось бы, он-то тут при чем? Сюда же приплели и сексуальные домогательства, в которых Арнольда обвиняли несколько женщин (он нередко был чересчур, скажем так, прямолинеен с дамами). Популярность явно падала. Скоро немалое количество калифорнийцев уже не было уверено в том, что они сделали правильный выбор…
Тем не менее, на перевыборах 2006-го, к ярости оппонентов, Шварценеггер… побеждает снова! Причем с ощутимым перевесом. Воистину, не так-то просто бороться с Терминатором – он в очередной раз вышел победителем в схватке и пошел на второй срок, а противники ничего не смогли с этим поделать (хоть и потратили на анти-губернаторскую кампанию полторы сотни миллионов долларов и еще больше ушатов грязи).
«Я знал, на что иду. И я знал, что политика – не такое уж веселое дело. Мне говорят, что за годы на посту губернатора я потерял 200 миллионов, которые мог заработать, снимаясь все это время в кино. Я скажу вот что: это тысячу раз того стоило. Потому что я помогал людям».
Перед самым Рождеством 2006-го Арнольд упал, катаясь на горных лыжах, да так неудачно, что сломал себе бедро и попал в больницу. Травма не повлияла на выполнение им губернаторских обязанностей – лежа на больничной койке, он продолжал участвовать в конференциях по видеосвязи и подписывал важные бумаги. Спустя короткое время Арни полностью поправился. На своей инаугурации после перевыборов он появился на костылях…
В том году был и еще один инцидент: когда Арнольд ехал на «Харлее» (в коляске которого сидел его сын Кристофер), на улицу из переулка задом выехал какой-то водитель, в результате Арнольд врезался в него и разбил себе губу, на которую наложили 15 швов. Претензий к тому водителю Арнольд не предъявлял.
Во время второго срока Шварценеггера на посту губернатора Калифорнии большая часть проблем, с которыми он обещал справиться, так и не была решена (а некоторые еще и усугубились). Поэтому надо признать, что третья карьера Арнольда не так удалась, как две предыдущие – если спортсмен и актер он был уникальный, то политик – довольно-таки заурядный. Но он находился на посту семь лет и был переизбран, а это что-то да значит! С 2011 года Арнольд Шварценеггер освободил кресло губернатора по истечению срока полномочий (третий раз избираться запрещено), заявив, что «с него хватит».
Снова актер?
Еще будучи губернатором, Арнольд появился в небольшой роли в фильме своего друга Сильвестра Сталлоне «Неудержимые» (2010). Ходят слухи, что во второй части «Неудержимых» ему отведено куда более значительное место. Есть сведения и о других проектах, в которых он может принять участие. Хотя актеру далеко за 60, он, как видно, еще ощущает в себе достаточно сил для того, чтобы продолжать актерскую карьеру и возможно мы скоро увидим новый фильм с Арнольдом Шварценеггером!
Личная жизнь
Примерно через полгода после переезда в США Арнольд познакомился с молодой школьной учительницей Барбарой Бейкер, и прожил с ней пять лет. Сам Арнольд так рассказывает о причине их расставания: «Она была спокойной и уравновешенной, и хотела жить обычной, размеренной жизнью. Я же был очень неуравновешенным, и ненавидел саму идею «Быть как все». А вот из воспоминаний Бейкер: «Он был веселым, невероятно харизматичным и авантюрным парнем, но под конец стал просто невыносимым – весь мир обязан был вращаться вокруг его драгоценной персоны. В жизни не встречала такого законченного эгоиста». Арнольд изменял ей направо и налево. В 2006 Бейкер выпустила книгу воспоминаний об их жизни с Арнольдом, обозвав ее без затей: «В тени австрийского дуба». Против ожиданий, Арнольд не протестовал, и даже… написал к этой книге предисловие!
В 77-м Арнольд стал встречаться со Сью Морей, работавшей парикмахером, и примерно в то же время начались его отношения с журналисткой Марией Шрайвер (племянницей Джона Кеннеди), с которой он познакомился на теннисном турнире имени Роберта Кеннеди. Примерно год он преспокойно встречался с ними одновременно, пока Морей, наконец, не порвала с ним. Более того: тогда же у Арнольда, оказывается, был еще и роман с Бриджит Нильсен!
Но главной женщиной в его жизни оказалась в итоге Мария (хотя он зрел до женитьбы аж целых девять лет). В 1986-м году они вступили в брак. У пары четверо детей: дочери Катерина и Кристина, и сыновья Патрик и Кристофер. Увы, буквально в последнее время разразился грандиозный скандал, который закончился тем, что Мария, после четверти века совместной жизни, подала на развод и уехала из их огромного дома в Брентвуде спустя всего пару недель после серебряной свадьбы…
Виной всему – сам Арнольд, а точнее – его супружеская неверность. Открылся сенсационный факт: оказывается, у Арни есть внебрачный сын Джозеф, ровесник Кристофера, родившийся у служанки, работавшей в особняке четы Шварценеггеров во второй половине девяностых! Причем этот мальчик был дорог Арнольду, он виделся с ним, и всегда находил возможность поддерживать отношения. Как ни странно, сам парень до скандала и не подозревал, что он сын Шварценеггера, а узнав, был в шоке. Как бы то ни было, для Марии эта новость оказалась последней каплей – и она ушла. Впрочем, купила дом по соседству – чтобы чаще видеться с детьми, так что отпрыски теперь курсируют между особняками отца и матери.
Совсем недавно стало известно о несчастье, которое произошло летом 2011-го с 13-летним младшим сыном Арнольда – Кристофером Шварценеггером. Он вместе с матерью был на пляже и катался на серфе, когда его накрыло волной и он получил ряд тяжелых травм – несколько переломов и размозжение легкого… При подобных увечьях легко погибнуть, так что можно себе представить переживания его родителей. В тяжелом состоянии мальчик был немедленно доставлен в больницу в Лос-Анжелесе, и все обошлось.
Арнольд не собирается отправляться на пенсию. И хотя он уже в довольно преклонном возрасте, но по-прежнему ведет активный образ жизни, тренируется в спортзале, бегает по утрам, и постоянно уверяет всех, что он полон сил. Так что не приходится сомневаться в том, что он о себе еще заявит, и довольно скоро.
«Силу дают не победы. Силу дает борьба. Когда ты проходишь через трудности, и не сдаешься – вот это сила». |