Ридли Скотт (фильмография, награды)
«Человека учат не победы. Часто проигрыши становятся источниками мудрых мыслей, в числе которых и та, что побеждать намного приятней. Жизнь такова, что поражения неизбежны, но надо стараться, чтобы они не стали правилом». Почти три десятка фильмов, среди которых есть культовые шедевры, и слава одного из самых зрелищных мировых режиссеров – все это заслуженный голливудский патриарх Ридли Скотт.
Ридли Скотт родился 30 ноября 1937 года в Саус Шилдсе, в Англии, в семье полковника Фрэнсиса Перси Скотта. Его мать звали Элизабет. Вырасти в семье военного, да еще такого ранга, означало практически вырасти без отца – Фрэнсис постоянно пропадал на службе. Старший брат Ридли по имени Фрэнк тоже выбрал карьеру военного, почти подростком поступив на службу в Британские Военно-морские силы, и Ридли с ним почти не общался. Все детство Ридли семья Скоттов провела в постоянных переездах, как это принято у военных – Камбрия, Уэльс, потом предвоенная Германия.
После Второй Мировой семья Скоттов вернулась на северо-восток Англии, обосновавшись в Тиссайде (чьи промышленные пейзажи позднее вдохновят Ридли на создание нескольких сцен в культовом фильме «Бегущий по лезвию бритвы»). Мальчик был завзятым киноманом, любимые фильмы Ридли Скотта - это классические ленты «Лоуренс Аравийский», «Гражданин Кейн» и «Семь самураев».
С 54-го по 58-й будущий режиссер Ридли Скотт учился в средней школе Тиссайда, после чего поступил в Хартлпулский Колледж Искусств, который благополучно окончил с дипломом дизайнера. После чего продолжил образование в Королевском Колледже Искусств в Лондоне, окончив который в 1963-м, получил степень магистра. Именно в этом колледже он создал свою дебютную картину – это была черно-белая короткометражка под названием «Мальчик и велосипед», в которой Ридли снял младшего брата Тони (впоследствии тоже ставшего знаменитым режиссером), и своего отца Фрэнсиса.
После окончания колледжа 26-летний Ридли устроился дизайнером на телевидение – его взяли стажером в компанию BBC, где он принимал участие в работе над популярным в то время телесериалом про полицейских «Z-Cars» и еще одним сериалом – научно-фантастическим, под названием «Из неизведанного». При поступлении на работу Ридли предоставил руководству ролик под названием «Тропы славы» - короткий фильм по мотивам одноименной картины Стэнли Кубрика (молодой Ридли был его горячим поклонником).
«Меня всегда поражало, сколько всего можно втиснуть в тридцатисекундный рекламный ролик». Во время работы на BBC Ридли прошел обучение на телережиссера, и даже успел снять несколько серий из сериалов, шедших тогда на британском телевидении. А потом основал свою съемочную компанию RSA, которая специализировалась на изготовлении рекламных роликов. Примечательно, что пятеро из семьи Скоттов – режиссеры. Младший – Тони, сам стал большим мастером, а кроме того, сыновья Джейк и Люк, и даже дочь от второго брака Джордан стали телережиссерами-рекламщиками и начали свой творческий путь в отцовской компании. На протяжении семидесятых режиссер Ридли Скотт изготовил сотни рекламных роликов для британского телевидения. А потом - переехал в Голливуд.
«Мне всегда хотелось делать нечто большее, чем просто снимать рекламу. И мне повезло, что в итоге я получил возможность делать то, к чему так стремился».
Первым полнометражным фильмом Ридли Скотта стали «Дуэлянты» (1977) – рассказ о пятнадцатилетнем противостоянии между двумя офицерами наполеоновской армии. В фильме снялись Кит Кэррадайн и Харви Кейтель, и он был высоко оценен критиками того времени. Скотт блестяще воссоздал атмосферу Франции 19-го века, а особенно ему удались сцены с фехтованием, которые консультировали специалисты-историки. На Каннском кинофестивале «Дуэлянты» заслуженно получили приз в номинации «Лучший дебют». Тем не менее, кассового успеха они так и не добились, к сильнейшей досаде режиссера, который возлагал большие надежды на этот фильм.
«Для меня хит – это когда лично мне фильм нравится. Остальное не важно».
Сперва Ридли Скотт хотел снять в качестве своей второй полнометражной картины «Тристана и Изольду», но тут на экраны вышли великие «Звездные войны» Лукаса, которые перевернули все представления о кинофантастике. Именно тогда Ридли задумал снять большой фантастический проект с авангардными спецэффектами, и когда ему подвернулся сценарий про инопланетного монстра, с радостью взялся за дело.
«Я снимал Чужого по наитию, словно кто-то водил моей рукой. Знал все кадры до тонкостей, еще прежде, чем начинал снимать. Самый вдохновенный мой фильм».
Тогда еще никто не знал, какая огромная популярность ждет «Чужого» (1979), как он будет растиражирован, и какую череду продолжений породит. Для всех это был очередной ужастик на сомнительную тему. Для всех – но не для Ридли Скотта. Режиссер с самого начала был совершенно уверен, что у него получится нечто особенное.
К большой досаде Ридли, он так и не смог реализовать все свои идеи с надлежащей полнотой – продюсеры кинокомпании «20 Век Фокс», выложившие огромную по тем временам сумму в 11 миллионов долларов на съемки, были очень заинтересованы в максимальных кассовых сборах, и буквально силой заставили Ридли избавиться от особенно кровавых сцен и трагической концовки – на самом деле главной героине должны были откусить голову в финале, а Чужой – отправиться на Землю и заразить ее.
Успех был неимоверный. Больше ста миллионов в прокате. Статус иконы киноэкрана для молодой актрисы Сигурни Уивер, протащившей на себе все продолжения фильма про монстра-убийцу. Престижная премия «Сатурн». «Оскар» за спецэффекты. «Чужой» стал бессмертной классикой и одним из удачнейших голливудских фильмов всех времен – наравне с «Терминатором» и «Бэтменом».
После «Чужого» Скотт приступил к работе над картиной «Дюна», но по некоторым причинам оставил этот проект (позднее фильм снял великий Линч), и переключился на экранизацию романа культового американского писателя Филиппа К. Дика, который назывался «Снятся ли андроидам электрические овцы?» Громоздкое название уступило место словосочетанию «Blade Runner» - на американском жаргоне это означает «живодер», но у нас он известен в буквальном переводе – «Бегущий по лезвию бритвы» (1982).
Фильму была уготована противоречивая судьба – один из лучших научно-фантастических фильмов всех времен и родоначальник жанра «киберпанк» (апофеозом которого стала великая «Матрица»), он при этом стал провалом в кинопрокате – не помогло даже появление в главной роли Харрисона Форда, только что снявшегося в сверхкассовом спилберговском «Индиане Джонсе». Как бы то ни было, это все равно был огромный творческий успех Ридли Скотта, и один из его лучших фильмов. Кстати, именно его считает своим лучшим творением сам режиссер. Фильм буквально поражает своими грандиозными декорациями и удивительной атмосферой, которую ему придает медитативная музыка Вангелиса. По мнению специалистов, это лучшая экранизация фантастического романа.
В 1985 Ридли Скотт снимает дорогущую сказочную ленту под названием «Легенда» - с молодым Томом Крузом в главной роли. Перед зрителем предстал масштабный волшебный мир с принцессами, троллями, единорогами и демоническим злодеем. К сожалению, проект преследовали постоянные неудачи – множество проблем во время самих съемок, и крайне мучительный, неимоверно затянувшийся процесс монтажа усугубились неразберихой с саундтреком: прекрасная музыка Джерри Голдсмита из-за внутренних дрязг в кинокомпании была заменена значительно более слабым сопровождением от группы «Tangerine Dream».
Итог – провал в прокате (картина даже не вернула потраченных на нее денег) и совершенно уничтожающая критика. Правда, время было благосклонно к «Легенде» - с выходом на DVD фильм стал культовой классикой – как и многие из творений Ридли Скотта.
Режиссеру нужен был кассовый хит. Поэтому он решил пока отложить проекты, связанные с научной фантастикой и жанром фэнтези, и снять что-то более приближенное к жизненным реалиям. Следующей ступенькой его развития как режиссера стали триллеры.
«Тот, кто меня бережет» (1987) – полицейская драма с примесью романтики, с Томом Беренджером в главной роли, стала довольно успешным фильмом, но еще большего успеха добился рассказывающей про якудзу «Черный дождь» (1987) с Энди Гарсиа и Майклом Дугласом, снимавшийся частично в Японии: более ста тридцати миллионов кассовых сборов говорят сами за себя. Тем не менее, Скотта продолжали критиковать за то, что его фильмы напоминали масштабные и развернутые версии рекламных роликов – так щедры они были на визуальную составляющую, и бедны содержанием.
«Меня все время упрекают, что я обращаю слишком много внимания на визуальную составляющую. Господи, я же не ролик для радио делаю, а КИНО. Люди будут его СМОТРЕТЬ».
«Тельма и Луиза» (1991) с Джиной Дэвис и Сьюзен Сарандон - картина, которая полностью реабилитировала режиссера как автора по-настоящему драматических кинолент – теперь уже никто не назвал бы фильмы Ридли Скотта пустыми красивыми поделками. Нешуточная драма про двух отчаянных домохозяек (в которой так удачно для своей дальнейшей карьеры засветился Брэд Питт) была прекрасно принята как зрителями, так и критикой, и помимо прочего получила «Оскара» за сценарий. Теперь Ридли Скотт мог вплотную заняться жанром, который привлекал его сильнее всего – масштабной исторической драмой.
«1492: Завоевание рая» (1992) – гигантский независимый проект про открытие Америки Христофором Колумбом (Колумба сыграл Жерар Депардье). Наконец Скотт развернулся во всей красе: масштабные сцены, аутентичное окружение и неизменный драматизм – фильм поражал воображение своим размахом. На тот момент это была самая дорогая лента, снятая Ридли Скотом – 47 миллионов долларов. Увы, в прокате ее ждал полный провал. Зритель, видимо, был еще не готов к такого рода картинам, поскольку в будущем исторические драмы Скотта будут неизменно находить заслуженное признание.
В 1995-м режиссер Ридли Скотт совместно с младшим братом Тони основал в Лос-Анджелесе производственную кинокомпанию «Scott Free Productions», на которой и были выпущены все его последующие фильмы. Первой картиной, снятой на новой студии, стал «Белый шквал» (1996) с Джеффом Бриджесом в главной роли – фильм рассказывал про капитана парусника, который набирает команду из юношей, чьи родители хотят сделать из них настоящих мужчин и закалить в бурях.
Далее была «Солдат Джейн» (1997) про женщину, наравне с мужчинами проходящую боевую подготовку в спецназе (в главной роли Деми Мур). Оба фильма собрали довольно умеренную кассу и неоднозначную критику, хотя большинство рецензентов признавали, что драматизма Ридли Скотту не занимать. И все-таки удачными их назвать было нельзя – все чувствовали, что режиссер способен на много, много большее. Главный успех Скотта в карьере был еще впереди. И вот его время пришло.
«Гладиатор» стал для меня чем-то особенным. Я люблю создавать миры так достоверно, что вы почти можете их пощупать. Мир Гладиатора был самым реальным». «Гладиатор» (2000) с Расселом Кроу в роли генерала Максимуса, ставшего рабом, и вынужденного биться на арене, стал огромным успехом, собрав в прокате полмиллиарда. Это самый коммерчески успешный фильм Ридли Скотта за всю его карьеру, который возродил жанр повествования об эпических событиях древних времен.
Зрелищная составляющая была выше всяких похвал, а историческое окружение - совершенно достоверным. Когда фильм вышел на DVD – он установил рекорд продаж, который до сих пор остался не побитым. Это был настоящий триумф и всемирное признание, разом поставившее Ридли Скотта в один ряд с величайшими кинорежиссерами всех времен. Фильм получил «Золотой глобус». Во время церемонии вручения «Оскаров» он получил 12 номинаций, и пять статуэток – Лучший актер, Лучшие спецэффекты, Лучшие костюмы, Лучший звук, а также главная награда – Лучший фильм. Абсолютный триумф.
Сразу после «Гладиатора» Скотт снял… сиквел. Знаменитый фильм «Молчание ягнят» Джонатана Демме про маньяка-интеллектуала в исполнении блистательного Энтони Хопкинса получил свое продолжение в фильме «Ганнибал» (2001). И хотя мировой зритель оказался в восторге от продолжения, критики сочли эту ленту не вполне достойной такого мастера. Тем не менее – кассовый успех и несомненный статус одного из успешнейших фильмов в карьере, обусловленный более чем 350-миллионной кассой.
Большой удачей стал и следующий фильм – «Черный ястреб» (2001). Трагическая история американских спецназовцев, принимающих неравный бой в африканском городе Могадишо, получила два «Оскара» (монтаж и звук), и еще более укрепила репутацию Ридли Скотта, как профессионала, снимающего зрелищное и успешное кино. Критики не могли не отметить безупречную режиссуру, операторскую работу, бережное обращение с историческими фактами (фильм основан на реальных событиях). Многие считают именно этот политический боевик вершиной творчества Ридли Скотта.
«Суть в том, чтобы делать то, чего еще не делал, я так считаю».
Далее – совершенно нехарактерная для Скотта лента «Великолепная афера» (2003) с Николасом Кейджем и Сэмом Рокуэллом, повествующая о похождениях двух профессиональных жуликов – матерого и начинающего, который в итоге феерически обманывает своего учителя. Прежде Ридли Скотт не был замечен в пристрастии к комедиям, и это для него был в некотором роде новый опыт. Лента получилась душевная и достаточно трогательная, несмотря на всю свою криминальную направленность.
И вот – возвращение к теме эпического исторического блокбастера. Посвященный крестовым походам фильм «Царство небесное» (2005) с Орландо Блумом в главной роли рассказывал о противостоянии Запада и Востока в средние века. Рыцари, захватившие Иерусалим, и в течение многих лет удерживающие его в своих руках, терпят поражение от осаждающего город султана Саладина.
Битвы и атака города катапультами – самое зрелищное из того, что когда-либо снимал Ридли Скотт – тут он просто превзошел самого себя. Тем не менее, с историческим материалом здесь режиссер обращался уже не так бережно, как в предыдущих своих работах, так что историки отмечали многочисленные вопиющие расхождения с фактами, недостойные фильма такого уровня. В американском прокате фильм потерпел фиаско, но собрал отличную кассу за рубежом – это одно из самых сильных расхождений между сборами в США и в других странах.
В 2006 году Скотт и Рассел Кроу, с которым режиссер работал над «Гладиатором», снова объединились, но фильм, который получился в результате, был далек от жанра исторического блокбастера, как никакой другой. «Хороший год» (2006) был комедийной мелодрамой про биржевого игрока, приезжающего во Францию, чтобы вступить в права владения небольшой винодельней в Провансе. Фильм снимался всего в нескольких минутах езды от французского дома самого Ридли Скотта, в котором режиссер периодически жил на тот момент уже более 15 лет.
Снова фильм, основанный на реальных событиях – Ридли Скотт всегда говорил, что жизнь много богаче любого воображения. «Гангстер» (2007) – криминальная драма про чернокожего водителя главы мафии, который после смерти своего босса прибирает к рукам торговлю наркотиками в Гарлеме, с чудовищной жестокостью расправляясь с конкурентами, и провозя героин через американскую границу в гробах с телами солдат, погибших во Вьетнаме.
Это еще один фильм Ридли Скотта, в котором главную роль (а точнее, одну из главных ролей) вновь играет Рассел Кроу. Актер и режиссер обсуждали новый фильм, еще когда работали вместе над «Хорошим годом», и вот на свет появилась мощнейшая картина о преступности и полицейской коррупции. Роль гангстера великолепно исполнил Дэнзел Вашингтон, который, благодаря особенностям контракта, заработал на этом фильме по меньшей мере сорок миллионов долларов. Фильм получил две номинации на «Оскар».
«Актеры – это все. Большую часть фильма я делаю на этапе кастинга».
Рассел Кроу, определенно – любимый актер Ридли Скотта. Иначе как объяснить то, что в следующей работе Мастера – «Совокупность лжи» (2008) он снова играет одну из ведущих ролей? Хотя роль центрального персонажа – агента ЦРУ Роджера Ферриса, который с риском для жизни борется с терроризмом на Ближнем Востоке – досталась Леонардо ДиКаприо. Добротный шпионский триллер не стал откровением для зрителей, но собрал неплохую кассу и отзывы критиков.
«Когда я делаю большой фильм, то пропадаю для всех на 10 месяцев, а то и на год».
2010-й год ознаменовался выходом самой дорогой на сегодняшний день (и последней по времени) работы Ридли Скотта – классической истории про благородного разбойника. «Робин Гуд» обошелся в 200 миллионов долларов, которые сделали этот проект одним из самых масштабных в Голливуде в настоящее время. Рассел Кроу и здесь играет главную роль, а в паре с ним работает Кейт Бланшетт. Историческая драма – лучший жанр для Кроу, поэтому он смотрелся необычайно органично.
Окружение персонажей выглядит естественно, как никогда, словно создатели фильма не использовали спецэффектов, сделав упор на роскошные декорации. На самом деле это далеко не так – к примеру, Тауэр был нарисован на компьютере целиком – но максимальная естественность происходящего на экране явно была приоритетом для режиссера. Закономерный итог – восторженные отзывы и хорошая касса (хотя она и была несколько меньше ожидаемой).
Достоверно известно, что Ридли Скотт решился-таки снять новый фильм про Чужого – причем из двух частей. Нет никаких сомнений, что это будет самый ожидаемый фильм.
Личная жизнь
Ридли Скотт был женат на Фелисити Хейвуд, брак продлился с 1964-го по 1975-й год. У них родились сыновья Джейк и Люк, оба стали режиссерами, как отец, и по сей день работают в отцовской компании. Второй брак – с исполнительным телепродюсером Сэнди Уотсон – продержался десять лет - с 1979-го по 1989-й год, и тоже окончился разводом. От этого брака на свет появилась дочь по имени Джордан (она тоже работает в отцовской фирме).
Сейчас у Ридли близкие отношения с актрисой итальянского происхождения Джанниной Фачио, которую он снимает практически во всех своих картинах. Сегодня Ридли живет «на три дома», постоянно курсируя между своими особняками в Англии, Франции и США.
«Знаете, какой момент в процессе производства фильма для меня самый любимый? Монтаж. Я беру весь отснятый материал, и отбираю из него лучшие кусочки, которые соединяю в целый фильм. Так он вбирает в себя все лучшее из сотен часов на съемочных площадках. Это прекрасно». |