Питер Джексон (фильмография, награды)
«Я был немного странным ребенком. Мои ровесники, когда им было 12-13 лет, интересовались машинами, спортом и девочками. Я интересовался монстрами».
Один из самых известных в мире людей шоу-бизнеса - режиссер Питер Джексон, взлетевший на пик популярности со своей потрясающей трилогией по мотивам вселенной Толкиена, сейчас является неофициальным олицетворением всей Новой Зеландии, и гордостью своих соотечественников. Настоящий национальный герой.
Питер Роберт Джексон родился 31 октября 1961 года в новозеландском городе Веллингтоне, а вырос в Пукеруа-Бэй – крошечном городке на морском побережье, к западу от Веллингтона. Питер был единственным ребенком в семье госслужащего Вильяма Джексона и домохозяйки Джоан, английских эмигрантов, решивших поселиться в Новой Зеландии в пятидесятые годы. Новая Зеландия – райский уголок на краю света, искреннюю любовь к которому Питер пронес через всю жизнь, и пейзажи которого увековечил позднее в своих масштабных картинах.
«Новая Зеландия – это не маленькая страна, а большая деревня».
Как и у многих будущих режиссеров, у Питера с детства была страсть к кинематографу, особенно его потрясли картины Рэя Харрихаузена о приключениях отважных мореплавателей и их встречах с разнообразными чудовищами. «Седьмое путешествие Синдбада»(1958) поразило воображение Питера сделанными с помощью искусной покадровой анимации огромными существами, с которыми сражались главные герои, и он пересматривал этот фильм снова и снова, с головой погружаясь в атмосферу опасных приключений. Циклоп, Ящер, Птица Рухх – ожившие мифические персонажи казались Питеру невероятно реалистичными, и с самого детства в мальчишке проявился огромный интерес с покадровой анимации. У Пита было буйное воображение, и позднее он вспоминал, что многие сцены, реализованные им в его дальнейших проектах, зародились в его голове, когда он был еще подростком.
Другой картиной, которая стала для юного Питера настоящим откровением, стал черно-белый «Кинг-Конг» 1933-го года, в котором тоже использовалась покадровая анимация для «оживления» чудовища – гигантской обезьяны, наводящей ужас на Нью-Йорк. Образ гориллы, карабкающейся на небоскреб, так прочно запечатлелся в сознании будущего режиссера, что он потом всю жизнь мечтал снять свой вариант этого бессмертного фильма (и снял-таки!). С самого начала его влекло неземное, волшебное, невозможное. Тяга к сверхъестественному, совершено немыслимому в обыденной жизни, прослеживается во всех его картинах до единой. За всю карьеру Питер Джексон не снял ни одного фильма без фантастических кадров – они присутствовали даже в самых серьезных его картинах. Питера тянуло ввысь от земли, в заоблачные дали фантазии… Инопланетяне, зомби, эльфы, привидения – все что угодно, только не обыденность! Питер Джексон – великий фантазер.
Родители жили небогато, так что поощрение пришло со стороны – друзья семьи как-то подарили Джексонам на Рождество 1969 года любительскую кинокамеру «Super 8», широко распространенную в то время. На такую же снимали свои первые короткометражки Стивен Спилберг и Роберт Земекис. Благодаря этой камере родились первые пробные фильмы Питера Джексона. Девятилетний Питер с самого начала буквально не расставался с ней, снимая кукольные мультфильмы с пластилиновыми драконами, изрыгающими бумажный огонь, и пожирающими отчаянно машущих мечами человечков… Одной из работ стал «ремейк» Кинг-Конга с ужасающей пластилиновой обезьяной, неистово колотящей себя в грудь. Фильмы становились все сложнее: в 14 юный Питер Джексон со своим другом соорудил целые сцены, повторяющие эпизоды из «Синдбада» - и они не слишком уступали оригиналу. Ребята бегали по прибрежным скалам, сражаясь с гигантским циклопом…
Он нигде не учился. Он не оканчивал курсов и не получал дипломов. Режиссер Питер Джексон является талантливым, целеустремленным самоучкой, который постиг премудрости кинематографа исключительно путем собственных проб и ошибок.
Окончив школу, 16-летний Питер устроился на работу в газету литографом. Спустя два года он накопил на 16-миллиметровую кинокамеру, которая позволяла получить вполне приличное качество картинки, и при этом была очень проста и надежна. Пришло время для более серьезных работ, чем просто юношеские упражнения с камерой на заднем дворе.
Ни о каком бюджете и речи не было – только личные сбережения Питера, да несколько долларов, которые подкинули и без того небогатые родители. Но юный режиссер так загорелся, что его уже ничто не могло остановить. В 83-м году Питер приступает к съемкам короткометражки «Блюдо дня» (Roast of the day), в которой сотрудник компании по сбору пожертвований приезжает на автомобиле в маленькую деревушку, и сталкивается с каннибалами, которые стремятся его сожрать. 10-минутный ролик вырос в полуторачасовое кино.
Сперва Питер и не думал размахиваться так широко, поскольку прекрасно понимал, что большая картина потребует массу денег, которых не было. Так что он просто занимался своим проектом в свое удовольствие, не помышляя о финансах. Он своими руками сделал тележку для камеры, кран, грим и спецэффекты, а также сыграл целых две роли, используя то, что он был сильно непохож сам на себя с бородой и без. Постепенно Питер Джексон решил развернуть короткий фильм в полнометражную картину, добавив сюжет об инопланетянах, которые используют землян в качестве еды в некой сети межгалактических закусочных. Первоначально снятый ролик с каннибалами без натяжек вписался в сумбурное повествование. Фильм был назван «Плохой вкус» (Bad Taste). В России он стал известен под названием "Инопланетное рагу".
У Джексона ничего не вышло бы без помощи его друзей. О том, чтоб нанять настоящих актеров, не могло быть и речи, так что школьные приятели и сослуживцы Питера (считавшие его большим талантом) с радостью согласились сыграть бесплатно, и при этом очень старались. Фильмы Питера Джексона не имели никакого сценария – режиссер работал по наитию, понятия не имея о том, чем закончится вся эта эпопея. Он мог придумать целые сцены и начать их снимать, и на другой день отказаться от них, и перескочить на что-нибудь совершенно другое. Съемки велись по выходным (на неделе Питер продолжал трудиться в типографии), изготовление грима и спецэффектов проводилось на кухне у родителей и в их же гараже на верстаке путем многочисленных проб и ошибок. Все это занимало массу времени. Ничего удивительного, что «Плохой вкус» он снимал целых четыре года. За это время начинающий режиссер Питер Джексон накопил такую массу материала, что монтаж и пост-продакшн потребовали целого состояния, которого у него не было…
В итоге молодой режиссер обратился за помощью в Новозеландскую Комиссию по фильмам. Он, в общем-то, не особенно рассчитывал на помощь – это был, скорее, жест отчаяния. Ну кто будет вкладывать кучу денег в кино, которое началось как хобби, и снималось без малейшей оглядки на маркетинг и потенциальную прокатную ценность? Но случилось невероятное – новозеландские чиновники выдали Джексону аж 250 тысяч новозеландских долларов на завершение его фильма…
Питеру повезло – председатель комиссии Джим Бут остался под таким сильным впечатлением от таланта молодого человека, что ухитрился убедить чиновников выделить-таки эту крупную сумму своему протеже (потом он вообще стал продюсировать фильмы Питера Джексона, начав работать с ним постоянно, и уйдя из комиссии). Не поддержи Бут Питера в самом начале творческого пути, мир мог бы не увидеть «Властелина колец». Получив деньги, молодой режиссер основал собственную производственную компанию “Wingnut Films», на которой благополучно закончил съемки задуманных сцен, смонтировал материал, и подготовил картину к просмотру. Из крошечного предприятия, на котором трудилось полтора десятка человек, «Wingnut» спустя годы выросла в мощнейшее производство с оборотами в сотни миллионов долларов…
Для тех, кто знает Джексона по «Властелину колец», просмотр «Плохого вкуса» обернется шоком. Кто бы мог подумать, что автор волшебной сказки способен снять такое тошнотворное зрелище! Здесь в каждом кадре подростковый цинизм и жестокий стеб над американским кинематографом, а уж натуралистичность такая, что людям со слабым желудком его смотреть и вовсе противопоказано. С дьявольской ухмылкой Питер Джексон сует объектив камеры прямо в сырое мясо и внутренности, смакует гнуснейшие подробности разнообразной «расчлененки», которые сделали бы честь любому «шедевру» в жанре «трэш». Больше всего «Плохой вкус» похож на издевательство над зрителем, это своеобразная пощечина чувству прекрасного, которое Джексон оскорбляет, как заправский хулиган…
«Зрителя не так-то просто напугать. Гораздо проще рассмешить его, или вызвать отвращение».
Запредельный цинизм ленты сделал Джексону имя – те зрители, которые не покинули зал во время просмотра, выходили из него ошеломленными. Попав на Каннский фестиваль, эта чудовищная картина неожиданно отхватила поощрительный приз (кажется невероятным, что кто-то решил поощрить режиссера на продолжение такого безобразия), после чего права на прокат моментально приобрели в 12 странах. Многочисленные комиссии просто не хотели выпускать ЭТО на экран! До зрителей фильм добрался только в начале 87-го, спустя почти шесть лет после начала производства. Тем, кто не желает портить образ Джексона в своем воображении, смотреть «Плохой вкус» строго противопоказано – только «упертым» фанатам и любителям черного юмора в крайнем его проявлении. Дешево и сердито.
После успеха в Каннах режиссер Питер Джексон мог легко уехать в Штаты – его приглашали, давали возможность снимать, но он совершенно неожиданно отказался. Другой бы на его месте ухватился за такую возможность попасть в Голливуд, но Питер понимал, что вынужден будет выполнять заказы продюсеров, работая над тем, к чему у него не будет интереса. А интерес у него в то время был к все тому же жанру экстремального черного юмора, и он хотел снимать только те картины, которые его по-настоящему вдохновляли. Режиссер остался в Новой Зеландии, чтобы работать над низкобюджетной, но полностью оригинальной «чернухой».
«Все что я хотел – это вернуться к себе на студию, и вместе с Фрэн придумывать новые истории. Я не хотел быть проглоченным Голливудом».
Так что фильмы Питера Джексона, относящиеся к «черной серии», благополучно продолжились новым циничным издевательством над зрителем (хотя на сей раз куда более совершенным во всех отношениях) – «Познакомьтесь с Фиблами» (1989). Это был своеобразный эксперимент – на сей раз в кадре вместо людей пушистые зверюшки. Только эти зверюшки вытворяют на экране такое непотребство, что детям их лучше не показывать. Джексон по-прежнему не церемонится со зрителем, и не очень-то заботится о «вкусе» - до самых титров происходит натуральная жуть пополам с вандализмом, полуторачасовое путешествие в дебри самых изощренных и грязных фантазий без оглядки на приличия. Задуманный, как короткий телевизионный ролик, фильм получил финансирование после возникновения интереса со стороны… японских инвесторов!
«Юмор этого фильма отталкивал многих людей… Он слишком черный, слишком сатирический, слишком жестокий… Слишком веселый».
Воистину, Джексон дал себе волю с самого начала, смачно наплевав на все табу, какие только можно – и именно это придает его ранним картинам столь своеобразное очарование. «Познакомьтесь с Фиблами» про неприглядную изнанку шоу-бизнеса - в высшей степени неприличный и чудовищно бредовый фильм, который при этом на порядок лучше «Плохого вкуса» (хотя его безумие он сохранил). Такого вы больше нигде не увидите – кое-что прямо-таки отдает гениальностью. По крайней мере, картина блестяще продемонстрировала удивительный талант Джексона как режиссера… Весьма показательно то, что еще не войдя в этот самый шоу-бизнес по-настоящему, Питер Джексон уже высмеял его с ног до головы, да еще и в уникальной авторской манере.
При производстве этого «Маппет-шоу под крэком» не обошлось без скандала: выступавшая главным спонсором Новозеландская Кинематографическая Комиссия, узнав о серьезном перерасходе бюджета… уволила Джексона, лишив его права занимать режиссерское кресло! Питеру стоило больших трудов убедить Комиссию позволить ему закончить работу.
Кассовых сборов от «Фиблов» «Wingnut» так и не дождалась (в Америке он вообще не выходил на экран до середины девяностых), но голливудские боссы были в восторге. Телефон Джексона звонил без перерыва, заманчивые предложения сыпались одно за другим – и он снова отверг их. Но американское влияние четко прослеживается в последующих работах – Джексона сильно впечатлило выступление заокеанского специалиста Роберта МакКи, который провел в Новой Зеландии семинар по правилам написания сценариев. Питер почерпнул для себя много нового, и не преминул использовать это. Он нарабатывал режиссерский опыт, с каждым последующим фильмом становясь все более профессиональным мастером своего дела, взрослея на глазах.
Третий «черный» фильм - «Живая мертвечина» (1992), отложенный было в связи с работой над «Фиблами» – дождался своего часа и стал лучшим из серии, производя впечатление уже вполне профессионально сделанного и грамотно продуманного произведения. В своем жанре он стал настоящей классикой, встав в один ряд с «Живыми мертвецами» Сэма Рейми (который сам позднее станет режиссером суперкассовых блокбастеров стоимостью сотни миллионов). Зрелище перестало быть нарочито примитивным, хотя цинизм сохранился в полной мере – отдельные моменты просто ошеломляют своим «черным» безумием. Неизменный юмор стал значительно тоньше, и теперь картину смог воспринять не только узкий круг поклонников жанра, но и более-менее широкий зритель.
Фильм моментально стал культовым – "мясная" феерия про суматранскую обезьяну, своим укусом запустившую карусель превращений людей в ходячих мертвецов, до сих пор считается уникальной в своем роде. Это не только самый кровавый фильм Джексона – это вообще самый кровавый фильм в истории кино. В одной только сцене с кромсанием мертвецов газонокосилкой на съемочную площадку вылили около 300 литров бутафорской крови. В крови утонули не только актеры, но и оператор с камерой, и сам режиссер. Нужно увидеть это своими глазами, чтобы осознать тот градус «черного веселья», до которого дошел Питер Джексон в своей картине.
«Небесные создания» (1994) положили конец серии циничных упражнений на ниве черного юмора, и продемонстрировали миру совсем другого Джексона – не дьявольски хохочущего, а напротив, вдумчивого и по-настоящему трагичного. История двух юных девушек, чья дружба зашла слишком далеко, и в итоге привела к убийству матери одной из них, случилась на самом деле. Это реальное происшествие, в начале пятидесятых потрясшее тихую, патриархальную Новую Зеландию, и ставшее местной сенсацией номер один. Питера сподвигла на работу над сюжетом Фрэн Уолш – позднее он признался, что картина появилась на свет практически благодаря ее энтузиазму.
«В свое время это была очень громкая и трагичная история. Я хотел проникнуть в глубину событий, понять, что сделало кротких и невинных девушек убийцами».
Джексон в течение года изучал все доступные материалы по этому делу, включая дневник, который вела одна из девушек. Он пытался понять, что же привело подруг к трагичному финалу. Провел самое настоящее независимое расследование, стараясь проникнуть в глубину психологии будущих преступниц – и это ему удалось. На основе собранной информации Питер развил полноценный сценарий, и блестяще показал, что привело Полин и Джулиет к преступлению.
Стремление к фантастичности повествования нашло свое воплощение в ирреальных вставках из мира фантазий девушек. Даже в столь реалистичном фильме (который был снят с удивительным вниманием к деталям, и практически буквально повторял реальные события) нашлось место для волшебства. Одну из главных ролей прекрасно сыграла будущая звезда «Титаника» Кейт Уинслет.
Теперь Джексон уже не был в глазах критиков «чокнутым новозеландцем, снимающим кишки». Теперь это был довольно известный и уважаемый режиссер, новых работ которого ждали с неподдельным интересом. Номинация на Оскар за лучший сценарий, хвалебные отзывы прессы на родине – к Питеру пришло признание и почет, которых он заслуживал.
Примечательно, что именно для «Небесных созданий» была основана компания по производству спецэффектов WETA, которая спустя несколько лет превратится в мощную корпорацию, и примет участие в работе над всеми ведущими блокбастерами. Питер Джексон стал одним из ее основателей.
Но в середине девяностых до больших прибылей было еще далеко. А следующей картиной Джексона неожиданно стал… телефильм, да еще снятый в документальной манере! «Забытое серебро»(1995) - фильм о «забытом гении» начала века Колине Маккензи, новозеландце, ставшем изобретателем множества нововведений в кинематографе (цветная пленка, звуковое кино и т.д.), и затем незаслуженно всеми забытого. Вся соль заключалась в том, что Маккензи на самом деле… вымышленный персонаж! Так режиссер разыграл своих соотечественников, посмеявшись над их обожаемым национальным мифом о «великих новозеландцах», якобы сильно недооцененных в мире.
Джексон даже включил в повествование знаменитых актеров, дающих фальшивые интервью о невероятных изобретениях Маккензи, так что телезрители Новой Зеландии, увидевшие этот фильм, не заподозрили подвоха и приняли все за чистую монету. Узнав, что Маккензи никогда не существовал на самом деле, многие были в ярости! Но национальный комитет кинематографии Новой Зеландии, финансировавший эту псевдодокументальную шутку, присудил Питеру Джексону специальную премию за лучший телефильм года. Помимо прочего, картина оказала огромное влияние на развитие компании цифровых спецэффектов WETA, которая развернулась во второй половине девяностых во всю мощь.
Слава Джексона, как талантливого режиссера, привлекла к нему внимание американской кинокомпании «Miramax», и Питер был приглашен к сотрудничеству Голливудом - но не как наемный работник, а как полноправный участник большой игры Фабрики Грез. Питер сразу свел знакомство с режиссером Робертом Земекисом, высоко взлетевшим к тому времени благодаря своей эпохальной трилогии «Назад в будущее». И Роберт и Питер были хорошими сценаристами. У Джексона имелся сценарий (написанный им на пару с Фрэн Уолш), повествующий о детективе Фрэнке Баннистере, умеющем общаться с призраками. Сперва Земекис хотел снять по этому сценарию очередную часовую серию «Баек из склепа» - суперпопулярной серии телефильмов, имевших бешеный успех.
Но, внимательно прочтя сценарий, Роберт понял, что он вполне достоин большой экранизации. Возможно, он снял бы фильм сам, если бы не подготовка к съемкам дорогущего и масштабного «Контакта», так что бразды правления взял в свои руки Питер Джексон. Фильм «Страшилы» (1996), в котором главную роль исполнил Майкл Джей Фокс, стал первой картиной Питера Джексона, снятой им на средства голливудских продюсеров. Земекис обладал таким авторитетом, что даже смог убедить голливудских воротил позволить Джексону снять картину в Новой Зеландии (хотя по сюжету дело происходит в США). Фильм получился отменным. Компьютерные спецэффекты оказались настоящим произведением искусства, постановка – безупречной, действие – полным динамики и смысла. И все же в прокате «Страшилы» провалились.
Фильм погубил рейтинг. Задуманный изначально PG-13 (запрещено детям до 13-ти лет) был заменен на суровый R, что означало нежелательность посещения зрителями младше 17-ти… А ведь это была целевая аудитория! Джексон яростно протестовал, но все без толку – с клеймом R фильм был обречен довольствоваться крохами от возможных кассовых сборов, которые, по оценкам аналитиков, вполне могли превысить сто миллионов… Увы, они не достигли и потраченных на фильм тридцати миллионов, сделав эту отличнейшую картину финансовой неудачей. Узнав, что рейтинг R не будет отменен, Джексон переснял финальные сцены, сделав их более жестокими и зловещими – в таком виде фильм и увидел свет. Интересно, что сказали бы строгие стражи зрительских нервов, если бы увидели «Живую мертвечину»?..
Но для Джексона «Страшилы» все же были чрезвычайно выгодны: они продемонстрировали во всей красе, на что способны волшебники из студии компьютерной графики WETA. Уровень профессионализма просто зашкаливал: Джексон сравнялся с великим Лукасом и его могучей компанией ILM, куда более старой и заслуженной! После «Страшил» WETA начала развиваться колоссальными темпами, закупив 35 мощнейших графических станций. Результаты ее развития зритель позже увидит во «Властелине колец» и «Кинг-Конге», и они не оставят желать лучшего…
Кстати, именно «Кинг-Конга» Питер Джексон намеревался снять после «Страшил»! Вовсю велись переговоры с компанией «Universal», но немного погодя они безнадежно зашли в тупик: в производстве как раз находился “Могучий Джо Янг», тоже про гигантскую гориллу, так что руководство студии в итоге приняло решение отложить реализацию проекта до лучших времен годиков этак на десять. То было не лучшее время для Питера: как раз тогда разгорелась конфронтация с так выручившей его в свое время Новозеландской Кинематографической комиссией. Несколько лет спустя ее бывший протеже вдребезги с нею рассорился…
Властелин колец
История важнейшего фильма в карьере Джексона – а точнее, трех фильмов – началась еще когда будущему режиссеру было 17. Именно тогда Питер посмотрел анимационную экранизацию произведения знаменитого писателя Толкиена под названием «Властелин колец» (1978). Очевидно, она запала ему в душу точно так же, как «Кинг-Конг», потому что после отказа студии давать «зеленый свет» проекту про гигантскую гориллу Питер вплотную занялся переговорами с обладателем прав на первоисточник. В 1997-м году старания увенчались успехом: Питер Джексон приобрел единоличное право на экранизацию знаменитого фэнтезийного романа Толкиена «Властелин колец».
Старые знакомые с компании «Miramax» согласились запустить в производство проект из двух частей, в которые и нужно было уместить весь сюжет. Но спустя короткое время боссы киностудии начали настаивать на съемках одного-единственного фильма! Напрасно Питер пытался объяснить, что такое количество материала в одну картину не впихнуть при всем желании, разве что с непоправимой потерей качества… На студии и слышать больше не хотели о дилогии, и в итоге Питер… заключил договор с «New Line Cinema»! Здесь к режиссеру отнеслись совсем иначе, приняв все его условия – в том числе и предложение о производстве трех фильмов подряд. Руководству «Miramax» осталось только кусать локти, когда они узнали, какие прибыли упустили.
Работа над сценарием трилогии заняла почти два года, и вот, когда все трудности, наконец, были позади, осенью 1999-го в Новой Зеландии начались съемки лучшего фильма в жанре фэнтези за всю историю мирового кинематографа.
Несмотря на то, что эта трилогия была одним из самых дорогих кинопроектов, атмосфера во многом напоминала обстановку на съемках авторского кино – полностью снятый в Новой Зеландии, фильм вообще никак не контролировался Голливудом. То был один из немногих проектов, при производстве которых режиссеру был выдан абсолютный карт-бланш. Доверие было безграничным – Питер Джексон мог делать все, что хотел, в его руках находились все рычаги, и он силой собственного воображения буквально по кирпичикам выстроил весь тот волшебный мир, который мы увидели в кинотеатрах. Режиссер принимал участие во всех аспектах создания фильма – от грима до компьютерной графики, от трюков до декораций. Он создал все это руками сотен своих помощников, дав жизнь волшебной сказке невиданных масштабов.
Основные съемки всех трех фильмов заняли всего 14 месяцев, но общее время, отданное Джексоном «Властелину колец» составило больше шести лет – редкостный случай самоотверженности и целеустремленности. Джексон буквально вобрал в себя целый мир, описанный Толкиеном, и лично контролировал создание сотен и сотен мелких деталей, которые в итоге придали картинам ощущение невиданного доселе реализма. Питер был всеведущ и поражал всех, кто работал с ним, масштабом своего дарования. Именно здесь он развернулся во всю ширь таланта, и та неповторимая атмосфера, которой поразил «Властелин» миллионы зрителей – всецело его заслуга. Мир был покорен раз и навсегда.
Если есть на свете олицетворение слова «успех», то это «Властелин колец» Джексона. Самая кассовая (3 миллиарда долларов) трилогия в мире поставила Питера в один ряд с величайшими режиссерами всех времен, и сделала его популярным в планетарном масштабе. Семнадцать Оскаров – это вообще что-то из разряда фантастики, недосягаемая вершина. Заключительная серия под названием «Возвращение короля» (2003) получила аж 11 статуэток – до нее это делал только «Бен Гур» в пятидесятых годах, да бессмертный «Титаник» Камерона. Компания WETA Digital сделалась мощнейшей фирмой по производству компьютерных спецэффектов для кино, сравнявшись с ILM по своим оборотам, а подразделение WETA Workshop – крупнейшим производством реквизита для кинематографа. Выше – только звезды.
Закончив работу над трилогией, Питер Джексон стремительно худеет, сбрасывая больше 20 килограммов, и преображаясь на глазах.
«Мне просто надоело таскать на себе кучу лишнего, так что я перешел с гамбургеров на мюсли и йогурт. Похоже, сработало».
Новые проекты
Питер и не думал почивать на лаврах! Сразу после «Властелина колец» он приступает, наконец, к «Кинг-Конгу» - сюжету, который дожидался своего часа столько долгих лет. Компания «Universal», совершенно уверенная в будущем успехе оскароносного режиссера, не только выделила монструозные двести миллионов на фильм, но и заплатила вперед самому режиссеру аж 20 миллионов долларов – что считается самым большим режиссерским гонораром в истории. Драма огромной гориллы чрезвычайно близка сердцу Джексона – ведь он не раз отмечал, что «Кинг-Конг» 30-х годов – его самый любимый фильм.
Блистательно доказавший свою способность контролировать колоссальные проекты, Питер размахнулся так широко, что, по мнению многих, даже хватил через край: битвы с динозаврами, гигантские насекомые, проникновение в психологию обезьяны и больше трех часов экранного времени театральной версии – это все-таки перебор. Цельности, поражавшей всех во «Властелине колец», уже не было – «Кинг-Конг» (2005) вышел сверх всякой меры громоздким и навороченным, так что даже самые завзятые поклонники режиссера вынуждены были признать, что чувство меры, всегда столь верное Питеру, на сей раз несколько ему изменило.
Тем не менее, фильм все же совершенно великолепен визуально (в нем больше компьютерной графики, чем в новой трилогии Лукаса «Звездные войны»), содержит в себе совершенно захватывающие сцены, и, как и все творения Джексона, очень узнаваем благодаря фирменному юмору и разнообразным чудовищам. Горилла в исполнении Энди Серкиса (давшего жизнь образу Голлума во «Властелине колец») – выше всяких похвал. Но это творение уже не выглядит столь завершенным и вдохновенным, как другие работы режиссера. Три Оскара и полмиллиарда сборов не позволяют назвать фильм неудачей, но он не самый лучший в фильмографии…
Словно стремясь отвлечься от жанра фэнтези, Джексон обращается к жанру военной драмы, снимая небольшую работу про события Первой Мировой войны. Картина появилась на свет благодаря тестированию новейших цифровых камер Red One с высоким разрешением и записью данных прямо на жесткий диск. Компания-производитель предложила Джексону сделать «демонстрационный ролик», который нужно было показать на конференции производителей цифровой техники. Джексон сам выбрал военную тему, и всего за два дня снял короткометражный фильм «Переходя черту» (2008), показав некоторые моменты сражения французов и немцев – безупречно костюмированные, и даже с участием полностью аутентичных самолетов и танка.
Настало время немного перевести дух. «Милые кости» (2009) по одноименному бестселлеру Элис Сиболд – картина, более близкая к «Небесным созданиям», и по сравнению с гигантскими «Властелином колец» и «Кинг-Конгом» это настоящий арт-хаус. Горькая история о 14-летней девочке, изнасилованной и убитой маньяком, и в виде призрака наблюдающей за жизнью своих родителей, представляет собой разительный контраст с самыми известными работами режиссера, заставляя взглянуть на Питера, как на очень разностороннего автора… Хотя буйство волшебных спецэффектов никуда не делось.
Долгое время обсуждали возможность экранизации популярной компьютерной стрелялки «Halo» под патронажем Джексона (он был большим поклонником этой игры), но что-то не срослось – сейчас эти планы явно отложены в долгий ящик.
Начало 2010-х годов ознаменовалось новостью, радостной для всех поклонников «Властелина колец» - вовсю идет работа над экранизацией другого произведения Толкиена – «Хоббит: Туда и обратно». Памятуя о том, какую феерию развернул перед нашими глазами Джексон во «Властелине колец», не приходится сомневаться в том, что зрелище будет совершенно экстраординарное.
Кроме того, Джексон выступает продюсером нового фильма Стивена Спилберга про приключения репортера Тинтина, а из бизнес-достижений нельзя не отметить создание им компании по производству компьютерных игр. Нынешнее состояние режиссера оценивается приблизительно в четыреста миллионов долларов.
Ходят слухи о желании Джексона… запустить новую «черную серию»! Да-да, те самые леденящие кровь своим натурализмом низкобюжетные картины про взрывающиеся головы и выпущенные кишки по-прежнему интересны режиссеру, так что не исключено, что после «Хоббита» мы увидим новое шокирующее зрелище за подписью признанного мастера. Все-таки не зря он родился в день Хэллоуина...
Личная жизнь
Любовь всей жизни Джексона, его друг, соратник и родственная душа – Фрэн Уолш, с которой он вместе с самого начала своей карьеры, с конца 80-х. Фрэн работала над сценариями к его картинам, она является совладельцем его студий, и их союз крепнет с каждым годом, проведенным вместе. В 1995-м у Питера и Фрэн родился сын Билли, через год на свет появилась дочь Кэти. Питер Джексон традиционно снимает своих детей в эпизодических ролях во всех своих фильмах, в том числе во «Властелине колец».
«Я часто думаю о великих старых легендах. Они полны тьмы и страданий. Иногда даже не хочется знать, чем все закончилось. Как могут быть все счастливы в конце, когда случилось столько грустных вещей? Но тьма все равно отступает. Всегда приходит новый день, и чем гуще была темнота, тем ярче потом сияет солнце. Герои этих легенд могли отступить, повернуть назад. Но они шли вперед, и так вошли в историю. Не останавливаться – вот в чем суть. Идти вперед – вот самое главное». |