Пираты в кино: Правда и вымысел
Закройте глаза и представьте себе пирата... Наверняка у него повязка на глазу, он ходит по морю под флагом с черепом и скрещенными костями, и при всяком удобном случае закапывает награбленное золото на необитаемых островах, составляя заковыристые карты. Этот образ возник благодаря кинематографу, который именно так и изображает настоящего, прожженного флибустьера.
На самом деле это не совсем так. Точнее — совсем не так. В большинстве случаев реальные пираты были, пожалуй, покруче своих киношных образов, но выглядели, скорее всего, совершенно иначе. Вот несколько мифов о пиратах, которых мы видели в кино. Как это было на самом деле?
Пираты в кино: Правда и вымысел:
Миф о доске
Выдумка! Не делали они этого
Кажется, в каждом фильме про морских пиратов можно увидеть сцену, в которой человека заставляют идти по доске, торчащей над открытым морем из борта корабля. Делали так настоящие пираты, или нет?
Это миф. В реальности пираты никогда не заставляли своих пленников ходить по доске и прыгать в море — с теми, кого они обрекли на смерть, флибустьеры расправлялись зачастую куда более жестоким образом — например, медленно закалывали ножами. Но откуда тогда взялся миф о доске?
Знаменитый писатель Роберт Льюис Стивенсон включил сцену с доской в свою популярную книгу «Остров сокровищ». С тех пор и пошло — режиссеры не преминули вставить в свои фильмы драматический момент. Между тем историки довольно уверенно утверждают, что писатель это просто выдумал — ни одного реального свидетельства не существует, хотя вообще сведений о пиратах осталось немало.
Повязка на глаз
Йо-хо-хо
Непременный атрибут пирата в кино (разумеется, помимо деревянной ноги и железного крюка вместо руки) — это повязка на глаз. Подразумевается, что этой повязкой пират прикрывал глаз, выбитый во время абордажа.
Историки раскопали интересный факт: пираты действительно надевали эти повязки, хотя... вовсе не были одноглазыми!
Да, именно так. Пиратам, если честно, было глубоко плевать на эстетику, так что если и был среди флибустьеров кто-нибудь с одним глазом, он, наверное, не заморачивался бы носить повязку «для красоты». О внешних атрибутах заботились разве что главари пиратов и их приближенные, а они в первых рядах на штурм не ходили. Так зачем же повязка? Очень просто — для того, чтоб скрытый под нею глаз привык к темноте!
Вот как-то так
Врываясь на палубу захваченного корабля, пираты бросались в корабельные помещения, и нередко бой продолжался уже там. Так вот: защитники корабля, сидя в укрытии, имели серьезное преимущество перед пиратом, который попадал в плохо освещенное помещение с залитой карибским солнцем палубы — первые мгновения в темной комнате человек практически слеп, и лишь спустя какое-то время начинает различать предметы в сумраке. За эти мгновения защитники корабля успевали нанести немало ударов разбойникам, и даже убить некоторых из них.
Повязка на одном глазу позволяла пирату, попавшему во внутренние помещения корабля, видеть этим глазом в полумраке и эффективно сражаться. В художественную литературу повязки на глазах пиратов попали благодаря свидетельствам очевидцев — пассажиров кораблей, на которые напали пираты. Эти люди были поражены тем, что многие нападающие... одноглазые!
Миф о пиратском флаге
Технология печати на ткани была удивительно продвинутой в 17 веке
В любом фильме про пиратов мы можем видеть наводящий ужас пиратский флаг под названием «Веселый Роджер» - на черном поле череп со скрещенными костями, зловеще ухмыляется обомлевшему от страха купцу, которого грабят флибустьеры. Неужели пираты на самом деле поднимали такой флаг перед атакой на обреченный корабль?
Добрый, беззубый Роджер
Пираты действительно поднимали устрашающие флаги перед абордажем — они делали это для того, чтобы сломить боевой дух противника. Но что до черепа с костями - во многом это миф. Во-первых, такой детализации рисунка триста лет назад быть не могло — сохранилось всего лишь ДВА настоящих пиратских флага с черепом и костями, и оба они выглядят совершенно не так, как в кино. Черепа на них — скорее овалы с пятнами на месте глаз, рта и носа. Но такие флаги — огромная редкость, можно сказать, что их практически не использовали.
Вместо «Веселого Роджера» перепуганные жертвы разбойников в девяти случаях из десяти видели на пиратской мачте просто черный или красный флаг без каких-либо рисунков. Чаще именно красный флаг — само название «Веселый Роджер» (Jolly Roger) происходит от французского словосочетания jolie rouge, что как раз и означает «ярко-красный».
...а еще это обложка альбома My Chemical Romance...
Те же эстеты, на флагах которых были какие-то символы, размещали на них чаще всего песочные часы, которые символизировали неотвратимость смерти. У знаменитого пирата Черной Бороды на флаге и вовсе был рогатый черт, который тыкал копьем в красное сердце. У других встречались изображения воинов, размахивающих мечом, а то и просто отдельно рука, сжимающая кортик. Кроме того, попадались даже флаги с изображением каких-нибудь животных, например, осла или овцы!
Но в историю вошел именно флаг с черепом — конечно же, благодаря писателям, романтизировавшим яркий образ. Конечно, как-то несуразно выглядел бы пиратский флаг с овцой...
В пираты шли одни разбойники
Мы все такие колоритные
Широко распространено клише, согласно которому пиратами становились отъявленные головорезы и прирожденные бандиты. Якобы вся жизнь пирата состояла всплошную из драк, грабежей, закапывания сокровищ и безудержного пьянства, и решение о том, чтобы стать пиратом, зависело от того, насколько человека привлекала вся эта соленая бандитская романтика...
Так было до того, как изобрели патриотизм
Реальность, как водится, была значительно прозаичнее и жестче. Дело в том, что в эпоху расцвета пиратства быть моряком означало — быть самым несчастным существом во Вселенной, чья жизнь состоит практически целиком из одних страданий. Собственно, моряки ничем не отличались от каторжников — разница состояла только в том, что они не совершили никакого преступления. Более того — в 17 веке матросов на корабли, скажем, военного флота Британии, нередко набирали путем... похищения людей! Специально нанятые головорезы просто отправлялись на берег, искали кого-нибудь помоложе и с полным набором конечностей, хватали его и тащили на корабль, где чиновник на службе Ее Величества объявлял свободному гражданину, что отныне он состоит на королевской службе, а если ему не нравится такое положение дел, то он окажется на дне бухты еще до заката... Грубые были времена.
Не от хорошей жизни осьминоги идут в пираты...
Стоит ли удивляться тому, что моряки сплошь и рядом становились пиратами? Изнурительный труд, подгнившая солонина вместо еды, ежедневные жестокие побои, штормы, которые приходилось переживать на чудовищно некомфортабельных посудинах, тропические болезни, от которых сплошь и рядом вымирало по пол-команды — это такой набор радостей жизни, от которого многие вполне добродушные и милые граждане с удовольствием подадутся не то что в пираты, а хоть чертями в преисподнюю. Три четверти «насильственно нанятых» умирало в течение первых двух лет такой, с позволения сказать, «службы». Собственно, «уйти на вольные хлеба» часто означало попросту «спасти свою жизнь». Так что дело тут вовсе не в романтике — девять из десяти морских пиратов были всего лишь людьми, доведенными до полнейшей и абсолютной ручки.
Пираты закапывали сокровища
Счастье привалило
Пожалуй, самый распространенный миф! Согласно ему, пираты регулярно складывали награбленное в массивные сундуки, закапывали их в экзотических уголках земного шара, рисовали заковыристую карту, которую нельзя было понять, не зная некий «ключ», а потом отправлялись на тот свет, так и не открыв никому своего секрета. Мир просто переполнен затерянными кладами! Немного настойчивости, чуточку удачи — и вы вполне можете выкопать где-нибудь на Карибах парочку пудов чистейшего золота в антикварном сундуке трехвековой давности.
Историки, как водится, норовят развенчать очередной миф. Оказывается, нет ни одного свидетельства о том, что пираты когда-либо рисовали карты с расположением клада! Изучение сохранившихся карт показало со всей очевидностью, что это подделки (сегодня их можно купить в интернете). Более того — известно, что пираты закапывали сокровища примерно раз пять за всю историю. И все. Карт они при этом никогда не рисовали просто потому, что в них не было нужды.
Знаменитый пират Фрэнсис Дрейк в 1573 году совершил роскошное ограбление испанского корабля с большим грузом мексиканского золота и серебра. Сокровище весило так много, что люди Дрейка не могли нести его дальше (они уходили от преследования вглубь континента), так что Дрейк приказал закопать часть в джунглях, и дальше идти налегке. Испанцы, следовавшие по пятам за пиратом, нашли и выкопали золото, вернув таким образом больше половины награбленного. Судя по всему, клад пролежал в земле не больше двух недель.
...и еще сто шагов к западу от лежащего скелета...
Второй клад — это сто тысяч песо, закопанных разбойником Роше Бразильяно около Кубы. Этот клад так и не нашли бы, если б Роше не попался в лапы инквизиторов, которые хладнокровно вывернули парня наизнанку, так что он в итоге подробно рассказал, где зарыл деньги (сразу после этого его быстренько повесили). И третий случай — клад капитана Вильяма Кидда, который был закопан в 1699 на Лонг-Айленде и... выкопан английскими властями в том же году! Потом эти драгоценности еще использовали как доказательство вины пирата, вздернутого за свои дела на виселице.
Именно в те времена и поползли слухи о том, что не все сокровища Кидда были выкопаны из земли, и конечно же, эти слухи немедленно начали обрастать фантастическими подробностями, переросли в легенды и стали вовсю подстегивать воображение писателей. Тем не менее, за три века с тех пор был официально зафиксирован ОДИН найденный клад пирата — сундук с золотом капитана Томаса Тью (сегодня он находится в Пиратском музее в Ки-Уэсте, Флорида). И это при том, что число искателей пиратского золота исчислялось тысячами. В свое время эти авантюристы перекопали весь Оук-Айленд у канадского побережья, не считая островов в Тихом Океане, и ровным счетом ничего не нашли.
Если не считать небольшого сундучка Тью, все известные клады были извлечены из земли спустя считанные дни после того, как их закопали. Если кто-то когда-то закапывал еще какое-нибудь золото, свидетельств тому не нашли, хотя искали очень усердно. Какие уж там старинные карты с хитроумными схемами! Но так хочется верить...
Пираты охотились за золотом.
Золотишко - это хорошо...
В каждом фильме фигурируют сокровища, за которыми охотились пираты: тут вам и золото с серебром, и драгоценные камни, и жемчуг. Да стоит ли вообще быть пиратом, если тебе не светят все эти замечательные вещи? Наверное, нет.
Наверное, да. Потому что далеко не каждому пирату вообще хоть раз в жизни попался корабль с золотом. Судя по фильмам на данную тематику, в семнадцатом веке по морям ходили корабли, нагруженные исключительно сундуками с золотыми монетами. Между тем такие корабли были колоссальной редкостью, зато корабли, груженые мылом, пенькой и молотками курсировали постоянно.
...но желудок важнее
Грузооборот в те годы состоял преимущественно из товаров, отправлявшихся из метрополий в колонии. Так что не было на этих кораблях никакого золота. Там были пилы и топоры, сушеная говядина и пшеница в бочонках, соленая рыба и канат, свернутый в бухты — да что угодно, только не жемчуг с брильянтами. Конечно, хорошо, если среди пассажиров или команды у кого-то находились при себе монеты. Но пиратов интересовала в принципе любая материальная ценность, которую можно было продать в порту. Ничуть не меньше их интересовали такие банальные штуки, как еда и пресная вода. Да, именно так: часто пираты нападали на проходящие мимо суда, чтобы элементарно не загнуться от голода и жажды посередине океана. Истрепанные в бурях корабли требовали починки — нужны были и новые паруса, и реи, и обшивка с такелажем. Стоит ли говорить, что все это пираты аккуратно заимствовали у разграбленных кораблей?
Ну и разумеется, огромной ценностью для пиратов было оружие и порох. Пушки и мушкеты, при помощи которых разбойники атаковали корабли, были просто взяты ими с кораблей, ограбленных ранее. А где брать ядра и пули? Они были для флибустьеров на вес золота. Ну а совсем уж бесценными вещами являлись лекарства, подзорные трубы и навигационные приборы... Вот это и были основные «сокровища» пиратов на протяжении десятилетий — а вовсе не эфемерное золото, которого подавляющее большинство флибустьеров и в глаза не видело.
По-видимому, большая часть современных представлений о пиратах пришла прямиком из «Острова сокровищ» Стивенсона. Впрочем, даже несмотря на то, что эти представления неверны, нельзя не отдать должное дару автора книги, сумевшего настолько талантливо описать вымышленные события и персонажей, что они и до сих пор живее всех живых...
|