Сэм Рейми (фильмография)
«Любители фильмов ужасов — лучшая аудитория для меня. Самая мощная энергетика.»
Сэм Рейми попал в топ лучших режиссеров Голливуда со своей блестящей трилогией «Человек-Паук», которая собрала в мировом прокате в общей сложности два с половиной миллиарда долларов. Но еще задолго до этого сделал себе имя совсем другой трилогией — комедией ужасов «Зловещие мертвецы», которая стала культовой.
Сэмюэл Маршалл Рейми родился 23 октября 1959 года в еврейской семье в городе Роял Оук, штат Мичиган, а вырос в Бирмингеме. Предки будущего режиссера в начале 20 века эмигрировали из Венгрии и России. Бабушка Сэма по отцовской линии до переезда в США носила немецкую фамилию Рейнгеверц, которую изменили на «Рейми» во время регистрации в Америке. Отец Сэма — владелец мебельного магазина Леонард Рональд Рейми, мать — владелица сети магазинов нижнего белья Селия Барбара Рейми. Оба - консервативные иудеи, поднаторевшие в торговле, но совсем не творческие.
«Я не уверен, но возможно, во мне есть немного цыганской крови. Мама рассказывала, что ее бабушка могла наводить порчу и видеть будущее.»
В семье было четверо сыновей, Сэм родился третьим. Его старшими братьями были Сэндер и Айвен, младший брат — Тед Рейми. Однажды с Сэндером случилась беда — в 15 лет он утонул в бассейне во время поездки в Израиль на учебу. Сэндер показывал фокусы своим братьям и друзьям. В память о нем Сэм Рейми научился фокусам, и стал показывать их вместо брата...
С самого детства Сэм, как и многие другие знаменитые режиссеры, был фанатом кино, и точно так же снимал короткометражки на 8-миллиметровую ручную кинокамеру Super 8, столь популярную в Штатах.
«Я стал интересоваться фильмами в шесть лет, когда впервые увидел, как отец показывает ролики нашей семьи на стене в подвале. Меня поразило, что можно запечатлеть реальность, и потом проиграть ее заново.»
Он обожал группу комедиантов «Три балбеса», короткометражки которых регулярно крутили по телевизору в 50-60 годы, так что немало фильмов, снятых Сэмом в его подростковые годы, походило на коротенькие комедии на темы, подсмотренные в выпусках «Балбесов».
«Если честно, я не всегда любил фильмы ужасов... Сначала я любил только драмы и комедии.»
В 1975 году, когда 15-летний Сэм учился в старших классах, на занятиях по театральному искусству он познакомился с 16-летним Брюсом Кэмпбеллом, с которыми быстро подружился. Брюс точно так же как и Сэм был одержим кинематографом и мечтал стать режиссером (в итоге стал продюсером и актером).
«Я всегда интересовался кинокамерой, как средством для показа разных эффектов и невозможных вещей — в первую очередь именно поэтому я стал снимать кино.»
К этим двоим присоединился младший брат Сэма Тед (он тоже стал актером, снявшись потом во всех фильмах старшего брата), и все вместе в ближайшие пару лет они сделали по меньшей мере полсотни короткометражных фильмов при помощи все той же любительской 8-миллиметровую кинокамеры Super 8. Постепенно в их творчестве стала проявляться явная тяга к комедиям, доверху наполненным мрачными шуточками.
Окончив школу в 1977 году, 18-летний Сэм поступил в Мичиганский Государственный Университет на специальность «Английский язык», но он всегда чувствовал, что хочет быть режиссером, а не экспертом словесности. В университете он познакомился с Робертом Тапертом, соседом по комнате старшего брата Сэма Айвена, который тоже интересовался кинематографом (и стал впоследствии продюсером и сценаристом).
Еще будучи студентами, Сэм, Айвен и Роберт сняли немало короткометражных фильмов, наполненных «черным» юмором — они показывали их другим студентам в общежитии (не забывая брать деньги за просмотр), а потом даже начали арендовать зал в местном маленьком кинотеатре. Рекламу перед премьерами друзья давали в студенческой газете.
«Это был потрясающий опыт — когда наш фильм нравился аудитории, мы получали коробку из-под сигар, доверху наполненную пятидолларовыми банкнотами — иногда получалось баксов пятьсот за уикэнд. Помню, как мы вопили: «Мы богаты!» И сразу же приступали к новому фильму. А если он проваливался, с не меньшим рвением принимались за следующий — чтобы сделать лучше».
После первых скромных кассовых успехов Роберт Таперт предложил основать собственную кинокомпанию, чтобы заняться съемками «по-настоящему». К затее присоединился Брюс Кэмпбелл, и в августе 1979 года на свет появилась производственная компания Renaissance Motion Pictures (сперва довольно скромная). На этой студии были сняты все фильмы Рейми вплоть до середины девяностых.
«Мы решили снять фильм ужасов, потому что решили, что для нас это лучший жанр, с помощью которого можно собрать хоть какую-то кассу где нибудь в drive-in, и при этом не потратить слишком много денег. Мы были уверены, что у нас получится ничуть не хуже, чем у авторов «Ночи живых мертвецов» и «Техасской резни бензопилой». И мы ушли из университета, и принялись вкалывать охранниками и таксистами, чтобы собрать деньги на короткометражку, которая продемонстрировала бы наши возможности.»
Так на свет появился знаковый проект под названием «В лесах», сделанный специально для того, чтобы с его помощью убедить потенциальных инвесторов будущей полнометражной работы Рейми выступить продюсерами для начинающего режиссера. Конечно же, в главной роли снимался Брюс Кэмпбелл. Картина, снятая за кровные 1600 долларов молодых энтузиастов на все ту же Super 8, самым ярким образом продемонстрировала несомненный талант Рейми-режиссера.
Со скромными ресурсами (которых практически вовсе не было) Сэм ухитрился снять самый настоящий 30-минутный фильм ужасов, причем достаточно оригинальный для своего времени. После показа в кинотеатре Мичигана фильм собрал ряд положительных отзывов кинокритиков, и Рейми с друзьями отправились добывать деньги на его полнометражную версию. Денег требовалось много.
«Мы показывали его докторам, зубным врачам, адвокатам — всем, у кого могло найтись несколько лишних долларов. Именно та короткометражка убедила всех этих людей вложить деньги в наш фильм. Мы заявлялись к ним в галстуках и изо всех сил старались создать видимость серьезных парней, хотя мы были просто студентами, бросившими учебу ради какой-то немыслимой авантюры. Сама мысль о том, чтобы найти такую огромную сумму, временами казалась безумной. Мы же не могли дать никаких гарантий. Все что у нас было — кинокомпания, не выпустившая ни одного полнометражного фильма. До сих пор не понимаю, как эти люди доверили нам свои сбережения.»
Огромной удачей для начинающих кинематографистов стало знакомство с бизнесменом Ирвином Шапиро, который поверил в то, что затея может оказаться удачной, и предоставил большую часть требовавшейся суммы. Именно Ирвин придумал название «Зловещие мертвецы» (Evil Dead). Изначально фильм назывался «Книга мертвых», но Шапиро посчитал, что столь «литературное» название может отпугнуть часть аудитории. Это была на редкость жуткая история о том, как группа молодых людей, отдыхающая в домике в чаще леса, сталкивается с демоном из антимира.
Ухитрившись получить от инвесторов, поверивших в талант 21-летнего Сэма, целых 350 тысяч долларов, Рейми становится на путь режиссера-профессионала. В 1981 году он снимает свой первый полнометражный фильм под названием «Зловещие мертвецы», который вобрал в себя практически все сцены из короткометражного проекта «В лесах».
Только в США 350-тысячный бюджет отбился семь раз в первые две недели. Этот успех подтолкнул Рейми к прокату своего наводящего ужас творения в Европе. Там публика пришла в полный восторг, и юный режиссер мгновенно стал любимцем кинокритиков за свою «шокирующую смелость» и «уникальный почерк». Европейский прокат принес втрое больше денег, чем североамериканский.
После этого прокатчики в США даже заново выпустили фильм на экраны, уже в большее количество кинотеатров, так что общая сумма сборов вплотную подобралась к 20 миллионам долларов — молодой дебютант даже мечтать не мог о таком успехе! Все-таки это было ярко выраженное кино класса B, экстремальный фильм ужасов с суровым рейтингом — даже творения признанных мастеров жанра порой не собирали таких денег, при том что стоили намного дороже. Рейми с друзьями не только вернул инвесторам их вложения с обещанной прибылью, но и смог хорошо заработать, и сделать себе имя.
«Некоторые фильмы похожи на вампиров — они высасывают из вас энергию. Мне это не нравится — я, наоборот, хочу отдавать зрителю ту энергию, которая у меня есть.»
Да, это был большой успех. Сэму была открыта дорога к более дорогим и амбициозным проектам, продюсеры прониклись к нему уважением, так что следующая картина молодого Рейми «Волна преступности» (1985) обошлась уже в три миллиона долларов. Это был многообещающий проект — залихватская история от братьев Коэнов, выступивших соавторами сценария, плюс безудержный режиссер, давший себе волю, и развернувший на экране бешеный калейдоскоп событий в мультяшном стиле.
Под завязку наполненная действием, криминальная комедия должна была принести солидную прибыль за счет куда более широкой аудитории, но вместо этого ее ждал тотальный провал. В первую же неделю проката картину изъяли из кинотеатров по причине совершенно пустых залов...
«Я слишком близко принимаю к сердцу слова людей, которые критикуют меня, даже несмотря на то, что занимаюсь делом, которое по-настоящему люблю.»
Несколько обескураженный, Сэм решил поскорее вернуться к теме, проложившей ему дорогу к успеху — и, как выяснилось, не зря. Продолжение «Зловещих мертвецов», вышедшее в 1987 году, оказалось еще популярнее первого фильма, хотя и обошлось в десять раз дороже него (продюсером выступил Дино Де Лаурентис).
«Главной причиной, почему мы сделали сиквел «Мертвецов», было стремление принести прибыль нашим инвесторам. Мы задолжали всем.»
На сей раз все было быстрее, жестче, зрелищнее — если в первой картине чувствовалось, что режиссер только начинает свой творческий путь, то «Зловещие мертвецы 2» уже были сделаны крепким профессионалом. В Америке картина собрала почти шесть миллионов.
Еще профессиональнее выглядела следующая работа Сэма под названием «Человек Тьмы» (1990). Достаточно дорогой ($16 000 000), и самый успешный для Рейми на то время (почти 50 миллионов сборов), этот фантастический триллер про ученого, сделавшегося супергероем-мстителем, был признан критиками очень сильной работой. Главную роль здесь исполнил Лиам Нисон, которому всего три года оставалось до эпохального «Списка Шиндлера».
Интересно, что сперва Рейми хотел адаптировать и поставить кинокомикс «Тень», но так и не смог получить на него права. Тогда Рейми просто... создал собственного супергероя! Персонаж «Человека Тьмы» Пейтон Уэстлейк придуман самим режиссером, и он столь убедителен, что смотрится ничуть не хуже любого знаменитого героя комиксов. Фильм «Тень» все же попал на экраны в 1994-м, и главная роль там досталась Алеку Болдуину, но снял его совсем другой режиссер.
Именно любовь к комиксам принесет Рейми всемирную славу спустя несколько лет...
В 1992 году режиссер снимает третью, заключительную часть «Зловещих мертвецов» - «Армию тьмы». Самая дорогая картина трилогии оказалась еще и самой сомнительной в отношении стиля, поскольку в ней черный юмор решительно возобладал над собственно ужасами, превратив фильм в что-то вроде пародии на самого себя. Главный герой каким-то образом переместился в средние века, и продолжил там борьбу с нечистью при помощи своей верной бензопилы... В прокате третья часть провалилась, но стала культом, выйдя на видео . «Я никогда не бываю полностью доволен сделанным, и постоянно хочу что-то улучшить. Будь моя воля — я бы заново переснял все свои фильмы, но боюсь, что зритель не захочет видеть ту же историю, снятую по-другому.»
Далее режиссер обращается к совсем другим жанрам — следующей картиной стал вестерн «Быстрый и мертвый» (1995), в котором снялись такие звезды, как Шерон Стоун, Рассел Кроу, Джин Хэкмен и Леонардо ДиКаприо. Фильм явно снят с упором на визуальную составляющую, и почти всплошную состоит из штампов. Он так и не добился успеха у зрителя.
«Один журналист спросил меня тогда: каково это — чувствовать, что мои лучшие годы остались позади. Это осталось со мной.»
Возможно, именно провал вестерна не позволил Рейми занять режиссерское кресло фильма «Бэтмен Навсегда» - студия сделала выбор в пользу Джоэла Шумахера, чей авторитет в то время был выше. Сам Рейми очень хотел снять фильм по комиксам — известно, что он долгое время пытался дать жизнь проекту про скандинавского бога Тора, еще одного известнейшего героя комиксов. И хотя фильм так и не был снят (Тор появился на экране много лет спустя, в 2011, и совершенно без участия Сэма), Рейми подружился с автором комиксов Стэном Ли, и потом не раз снимал его в своих фильмах в маленьких ролях-камео.
Криминальный триллер «Простой план» (1998) с Биллом Пакстоном и Билли Бобом Торнтоном также не смог собрать сколь-нибудь значительную сумму в кинотеатрах, но на сей раз он был очень тепло принят критиками, и даже получил две номинации на Оскар: за мужскую роль второго плана (Торнтон) и сценарий. Эта блестяще рассказанная история о том, как обычные люди нашли четыре миллиона долларов в упавшем самолете, многие считают одним из лучших фильмов Рейми.
Спортивная мелодрама с Кевином Костнером «Ради любви к игре» (1999), обошедшаяся в 80 миллионов, стала самым убыточным проектом режиссера, собрав в мировом прокате чуть больше половины своего огромного бюджета. Спокойная и неспешная, картина была сделана очень качественно, и тем не менее главный актер Костнер получил номинацию на Золотую Малину за свою роль.
«Я воспринимаю критику в два раза драматичнее, чем она есть на самом деле.»
В 2000-м Рейми снимает фильм «Дар» с Кейт Бланшетт и суперзвездой «Матрицы» Киану Ривзом. Картина о ясновидящей, пытающейся раскрыть убийство, интересна тем, что в ней Киану Ривз играет чуть ли не единственную отрицательную роль в своей карьере (еще одна, роль маньяка, досталась ему в фильме «Наблюдатель», вышедшем в том же 2000-м). «Дар» так и не стал крупным событием, получив смешанные отзывы и скромную кассу.
Но все неудачи остались позади с приходом 2000-х — Сэм Рейми выпускает в свет одну из самых успешных картин мирового кинематографа под названием «Человек-паук» (2002). Экранизация популярнейшего одноименного комикса (Рейми сам с детства был его верным фанатом) получила совершенно восторженные отзывы критиков, и собрала колоссальную сумму в 820 миллионов долларов, мгновенно сделавшись одним из самых кассовых фильмов мира. Это вдохновило режиссера на два продолжения, каждое из которых ждал ничуть не меньший успех.
«Если ремейк плох, это никак не вредит оригиналу. Но если он хорош, оригинал сияет еще ярче.»
«Человек-паук 2» (2004) получил Оскара за звук, а заключительная часть под названием «Враг в отражении» (2007) является самым успешным фильмом Сэма Рейми - она собрала 890 миллионов. Снятый спустя 25 лет после фильма «Зловещие мертвецы», «Враг в отражении», стоивший около $350 000 000 (неофициально это самый дорогой фильм в истории), обошелся в тысячу раз дороже дебютной картины режиссера...
«Деньги открывают дверь в чудесный мир возможностей.»
Сэм Рейми был не прочь снять еще два фильма-продолжения про супергероя, но так и не смог найти подходящего сценария. Впрочем, и со своими тремя фильмами Рейми стал первым в мире режиссером, снявшим трилогию по мотивам комикса — предыдущие трилогии были сняты разными авторами. Благодаря «Человеку-Пауку» с 2003 года Рейми включен в список самых влиятельных персон Голливуда.
«Я осознаю, что в этом не только моя заслуга, но и самого Спайдермена. Он уже 40 лет как популярен — возможно, любой, кто делал бы кино про него, добился бы успеха со своим фильмом.»
После мощного прорыва с «Человеком-Пауком» Рейми мог стать автором практически любого блокбастера — так высок был его авторитет. Ему предложили снять «Я — легенда» с Уиллом Смитом, а также ряд других заметных проектов, но Сэм решил вернуться к самому интересному для себя жанру — ужасам. Так появился суровый фильм «Затащи меня в ад» (2009). Это история о сотруднице банка, которая отказала в кредите странной старухе, за что была ею проклята.
Фильм так сильно отличается от знаменитой комиксовой трилогии, что для многих поклонников режиссера, незнакомых со всей его фильмографией, он стал настоящим шоком. Рейми создал ряд абсолютно бескомпромиссных эпизодов, столь же зрелищных, сколь и тошнотворных — возможно, именно так он снял бы «Зловещих мертвецов», если бы делал это в 21 веке.
Кстати, «Зловещие мертвецы» нового времени все-таки увидят свет, и не без участия Рейми! Сэм решил спродюсировать режиссерский дебют 35-летнего Федерико Альвареса. Ходили слухи, что он сам снимет картину, но вместо этого Рейми предпочел заняться масштабным проектом по мотивам произведения Фрэнка Баума «Волшебник из страны Оз». Ради этого фильма Рейми отклонил и другое заманчивое предложение — экранизировать популярную компьютерную игру Warcraft (многообещающий проект снимет сын Дэвида Боуи Дункан Джонс).
«Оз: Великий и ужасный» - одна из главных премьер 2013 года. Фильм с грандиозным бюджетом ($ 200 000 000) будет на две трети состоять из компьютерной графики, и напоминать недавний проект-миллиардер Тима Бертона «Алиса в Стране Чудес». Главную роль исполнит Джеймс Франко, давний знакомый Рейми, сыгравший одну из центральных ролей в «Человеке-пауке». Продюсеры возлагают огромные надежды на картину, рассчитывая на миллиардную кассу (Бертону удалось собрать миллиард).
Помимо успешной карьеры в кино Рейми известен еще и продюсированием разнообразных телесериалов, среди которых самыми успешными стали серии про Геракла и про Зену — Королеву воинов.
«Обожаю быть продюсером. Это очень интересно, и можно многому научиться.»
Интересно, что во всех без исключения картинах Рейми в кадре мелькает желтый Олдсмобиль Дельта 88 — это его визитная карточка. Машину этой модели отец Рейми купил для семьи, когда будущему режиссеру было 14, а потом подарил ее сыну. Рейми так привязался к этому автомобилю, что вот уже много лет снимает его в своих фильмах — в «Зловещих мертвецах» на нем ездил главный герой Эш, в трилогии «Человек-Паук» это была машина дяди Бена и тети Мэй, в «Даре» - машина Энн, в «Затащи меня в ад» - машина старухи, проклявшей главную героиню.
Долгое время считалось, что Олдсмобиля не было только в одном фильме режиссера — в вестерне «Быстрый и мертвый». По понятной причине — откуда он может взяться в Америке 19 века? Но, как ни странно, машина все-таки была, хотя Рейми и скрывал, где именно. Брюс Кэмпбелл как-то признался, что Олдсмобиль находился в одном из фургонов, скрытый под тентом, и в определенный момент внимательный зритель мог догадаться, что он там.
Личная жизнь
С 1993 года Сэм Рейми женат на телевизионной актрисе Джиллиан Грин. У них пятеро детей. Дочь Эмми и сыновья Лорн и Генри снимались в фильмах Сэма «Человек-паук 3» и «Затащи меня в ад» в эпизодических ролях.
«Если режиссер сам влюблен в исходный материал, он сделает классный фильм. Это идет от души. Нельзя быть совершенно равнодушным к тому, что ты делаешь. Как бы ты ни старался сделать что-то выдающееся, каким бы бюджетом ни располагал, отсутствие страсти всегда будет заметно. И люди это почувствуют. Поэтому я никогда не делаю фильмов, к которым я равнодушен.»
|