22 местоПриключения барона Мюнхаузена The Adventures of Baron Munchausen
Год: 1988 Великобритания, ФРГ Жанр: фэнтези Режиссер: Терри Гиллиам В главных ролях: Джон Невилл, Эрик Айдл Затраты: $ 47 000 000 Сборы: $ 8 000 000
Убыток: с учетом инфляции $ 70 000 000
Терри Гиллиам – режиссер, без сомнения, культовый и совершенно уникальный. Он многими признается безоговорочным явлением планетарного масштаба в киномире.
Начавший с великого гротеска под названием «Летающий цирк Монти Пайтон» - сериала чисто британского, утонченного и изысканного-абсурдного, Терри и в последующих своих работах сохранил совершенно узнаваемый почерк – фирменная утонченность, необузданная фантазия и тот самый абсурд высшей пробы. Таков и его «Мюнхгаузен» - воображение талантливого автора, возможно, чересчур исказило первоисточник, так что вместо классического барона зритель увидел нечто новое, и так и не смог до конца разобраться – что именно.
Терри Гиллиам снимает странные фильмы. Нужно быть человеком, настроенным на волну режиссера, чтобы окончательно понять, что же создатель картины хотел всем этим сказать. Вникнуть дано не каждому – уничтожающие кассовые сборы «Мюнхгаузена» чуть было не подкосили карьеру Терри на корню. Его спас только «Король-рыбак», снятый через три года, и вернувший ему репутацию успешного режиссера. Гиллиам был на краю – потому что провал «Барона» был просто колоссальный.
Примечательно, что фильм считают либо полным бредом, либо блистательным шедевром – третьего не дано. Это и не удивительно – Гиллиам тем и знаменит, что не оставляет полутонов в суждениях. Он либо вызывает восторг, либо тягостное недоумение, и многие считают, что в том и состоит его огромная ценность. Этот режиссер был и остается одним из самых парадоксальных создателей большого кино в мировом кинематографе – по-прежнему абсурдный, странный, и талантливый. «Мюнхгаузен» - тоже кино не для всех, этим частично и объясняется его оглушительный провал.
Но все могло бы быть не так драматично, если бы не череда неудачных совпадений, которая сильно увеличила потенциальные убытки. Создатели были вынуждены терять время, утрясая неожиданно возникшие правовые вопросы, затем мучительно пытаться наверстать упущенное, сражаться с неувязками, возникшими во время съемок за границей, а в довершение всего – столкнуться с проблемами на стадии рекламной кампании, когда на студии «Колумбия» сменялось правление, и всем было не до «Мюнхгаузена». А бюджет у фильма на тот момент уже был перерасходован вдвое, и продвижение было необходимо как воздух. Увы, фильм его не получил, и итоги были печальны.
Спустя годы фильм приобрел статус культового, и получил-таки долгожданное признание. Да и кинокритики не преминули отметить его достоинства – чего стоят хотя бы четыре номинации на «Оскар» - за декорации, костюмы, грим и спецэффекты – это помимо многих других номинаций и призов. Так что на сегодня «Приключения барона Мюнхгаузена» – вовсе не провал Гиллиама, а напротив, его бесспорная творческая удача. Не все решают доллары.
|