Рецензия на фильм "Неуправляемый"
США, триллер Режиссер: Тони Скотт В главных ролях: Крис Пайн, Дензел Вашингтон, Розарио Доусон Бюджет: $ 100 000 Сборы: $ 157 000 000
"Про героев-машинистов" Гениальная «Скорость» с Киану Ривзом до сих пор дает о себе знать – не иначе, именно она вдохновила Тони Скотта на создание сего индастриэл-экшена. Признанный мастер жанра изо всех сил постарался не ударить в грязь лицом. Собственно, все старались – и Крис Пайн, и тем более оскароносный Дэнзел Вашингтон. Последний на удивление свежо смотрится в роли простого работяги – его герой Фрэнк больше четверти века водит поезда. Весь антураж фильма далек от красот, которыми норовят нас попотчевать авторы боевиков последних лет: пляжи с голливудскими красотками, шикарные авто и небоскребы уступили место прокопченным рабочим пригородам Стэнтона и «рельсам в два ряда». И рельсы не проигрывают в сравнении, приковывая внимание намертво, в чем несомненная заслуга и актеров, и режиссера, и монструозного «главного героя», а именно – смертоносного поезда, разгоняемого дьявольски-красным локомотивом с огромным номером «777».
Нечто похожее когда-то произошло в реальной жизни: товарняк с опасными химикатами больше двух часов мчался без машиниста в кабине, пока, наконец, не был благополучно остановлен работниками американских железных дорог, не потерявших в критической ситуации присутствия духа. А ситуация стала возможной, как это часто и бывает, в результате целой цепочки нелепых случайностей. Завязка в духе отчетов о халатности на производстве: машинист локомотива, грубо нарушив правила техники безопасности, покинул свое рабочее место, пока поезд находился в движении, выскочив на насыпь, чтобы перевести стрелку. Оставшийся «без наездника» локомотив, вместо того, чтобы чинно двигаться со скоростью пешехода, сам собой соскочил с тормоза, и начал разгон. Машинист бросился вдогонку, и легко бы догнал локомотив – всем известна разгонная динамика груженого состава, но вот беда – он был толстяком. Эта нелепая деталь привела к ужасной ситуации – на гравии споткнулся и поезд не догнал, в итоге товарняк отправился в путешествие сам по себе, непрерывно набирая ход.
Разумеется, он вез, в числе прочего, несколько цистерн с сильнейшим ядом, которые, в случае крушения, обеспечили бы тяжелейшее заражение округи на сотни квадратных километров, и, конечно же, как назло, путь сбежавшего поезда пролегает через густонаселенные районы. Далее все совершенно ожидаемо: тут вам и высшее начальство, которое живет в мире чистогана и плевать хотело на простых людей, и безуспешные попытки всех и вся исправить ситуацию, и отважные герои, которые своими (ну или почти своими) силами спасают пусть не мир, но немалый его фрагмент.
Сказать, что фильм полон штампов – значит ничего не сказать. Он весь состоит только из них, создавая впечатление, что так и было задумано. Что ж, экспериментировать в этом жанре не так просто, поскольку все было сказано давным-давно. Так что снова перепев, хоть и добротный.
Не штампы портят бочку меда, а ляпы. И вот здесь уже застываешь в недоумении. Начать с того, что попасть в движущийся состав, чтоб забраться в кабину локомотива и остановить поезд, удается только в конце, пройдя через все круги ада и батальные сцены, а между тем ничто не мешало сделать это в самом начале, и фильм бы закончился через полчаса после вступительных титров. Да, с первого раза высадиться с вертолета не удалось, но что с того? Что помешало властям повторить попытку? Нет, после первой же неудачи тема с высадкой с вертолета закрывается, и начинает обсуждаться все, что угодно, только не это.
Второй мегаляп: попытка сбросить поезд с рельсов путем монтажа на них неких железок (которые со звоном улетают в бока услужливо подставленных на расстоянии двух метров полицейских машин, для зрелищности, наверно). Тогда как было бы вполне достаточно просто один сегмент рельсов отвинтить от шпал, а если времени нет, так автогеном срезать. Заодно и эффект гарантирован. А чего стоит сцена с героической пальбой копов по «аварийной кнопке»! Закрадывается мысль: а уж не глупость ли американская тут показана (вспоминается задорновское «Ну тупыыые!»)? Да нет, граждане, самоиронией тут и не пахнет, а пахнет тут штампованным героизмом. Странно. Хотели как лучше, а получился гимн придуркам.
Отсюда вывод: мозг не включать. А не то непременно вскипит, наблюдая груженый товарняк, вставший «на ребро». Поменьше думать при просмотре - для таких фильмов стандарт. А несущиеся объекты Тони Скотт еще с «Дней грома» снимать умеет. Главное, попкорн не забыть.
P.S. Стрелки, переводимые вручную – даже не прошлый век, а девятнадцатый.
Влад Антонов |