Рецензия на фильм "Пила 6"
США, Канада, Великобритания, Австралия, ужасы Режиссер: Кевин Гротерт В ролях: Тобин Белл, Костас Мэндилор, Марк Ролстон Бюджет: $ 11 000 000 Сборы: $ 67 000 000
"Мясорубка со смыслом" Сериал «Пила» - вещь совершенно особенная. Эстетика у него, прямо скажем, такая, что детишек к нему подпускать не надобно – не ровен час, писаться начнут. Но при этом он разительно отличается от прочих ужастиков тем, что не просто катится по накатанному пути эксплуатации общечеловеческого страха перед неведомым и физической болью, а в высшей степени грамотно преподносит высшие идеалы. Он делает это мастерски.
Оригинальный фильм был шедевром. Середина сериала, за некоторыми исключениями – слегка сумбурной, хотя и безупречно выдержанной в общей стилистике. Но шестая часть, словно объединяясь с первой, выстреливает, как дробовик, адской смесью блистательных сцен и глубокого смысла в одном флаконе. В том и заключается разгадка феномена «Пилы» - фильма, безусловно, класса «B», но делающего многомиллионные сборы и порождающего все новые и новые продолжения. Авторы талантливо объединили самые ценные компоненты интересных проектов – в первую очередь, личности и сюжет, и подали все это в обертке идеально отточенного стиля, который не грешит против общей атмосферы ни одним оттенком, ни одним звуком.
Дьявольские механизмы. Конструктор, предстающий в виде жуткой куклы на экране старого телевизора, ставящий людей в условия вынужденного членовредительства, и при этом бездушный, как фонарный столб. Личность Пилы, к которой странным образом зритель проникается все большим и большим уважением. И самое главное – раскрытие истинной сущности людей, поставленных в экстремальные условия. Вот это и есть Жемчужина этого кино. Вот это и есть его Главное Украшение.
Люди, какие вы на самом деле? Что скрывается за внешней бравадой, холодной учтивостью, напускным весельем? Вот этот добродушный толстяк – не превратится ли он в отвратительного мерзавца перед лицом смерти? А эта миловидная вежливая девушка – не обернется ли она подлой стервой, готовой на любую низость, лишь бы подставить другого и выжить самой? Пила выворачивает наизнанку своих героев с таким леденящим цинизмом, что поневоле проникаешься к авторам чувством огромного уважения. Это смело. Это сильно, и очень впечатляет.
Пила 6 хороша своей стройностью. Она не тащит нас за руку сквозь череду флэшбеков, чересчур тесно слитых с реальностью, чем грешили предыдущие серии. Она грамотно сплетает мытарства страховщика Вильяма в лабиринте смерти, и действия преемника Пилы детектива Марка. И она выдает как минимум две сцены, которые я смело называю гениальными – а таких в мировом кино единицы. Это вступительная сцена страшного поединка толстяка и молодой девушки, которых Пила ставит перед выбором: умереть, или отрезать от своего тела как можно больший кусок, который перевесит кусок тела соперника на весах. Накал атмосферы там просто чудовищный, это что-то совершенно немыслимое в плане напряжения, я аплодировал.
И вторая мощная сцена фильма Пила 6 – это встреча блуждающего в лабиринте Вильяма со своими молодыми сотрудниками, привязанными к карусели рядом с заряженным дробовиком, который нацелен прямо в живот тому, кто находится на карусели напротив ружья. И вот таймер запущен, карусель вращается, подставляя под выстрел поочередно каждого, и только от Вильяма зависит, кому из этих шестерых остаться в живых – Пила дал ему возможность спасти только двоих. В плане реализации идеи - это нечто трудноописуемое. Режиссер попросту выжал сцену как лимон, не оставив ни шанса сделать ее хоть на каплю лучше. Здесь все: и слезные мольбы, и лихорадочные попытки подкупить Вильяма (который, натурально, рыдает перед лицом тяжелого выбора), и попытки оклеветать соседа и выгородить себя, и ярость после проигрыша в игре, в которой ставка – жизнь… Такая гамма в нескольких минутах!
А самое главное в шестой (да и не только в шестой) Пиле – это ее беспощадность к зрителю, к нам с вами. Фильм просто вытаскивает за шиворот наши тайные страхи, пронзительно заглядывает прямо в глаза, и спрашивает: а что бы сделал ты? На что хватило бы у тебя духу в такой ситуации? Каким бы ты выступил без прикрас, без напускного? Какой ты на самом деле есть?
И вот это действительно сильно. Джон Крамер посредством истязаний своих жертв (которых, к слову, нисколько не жалко, ибо они сами злодеи, каждый по-своему), учит ценить истинные ценности жизни вовсе не их – нас. Оставляя шрамы не на их телах, а на наших душах. Спустя шесть серий мы приходим от образа беспощадного маньяка к философу, жестокими методами учащему Милосердию. Вырезающему заживо безразличие. Отрубающему начисто эгоизм.
Влад Антонов |