Рецензия на фильм "По версии Барни"
Канада, Италия, мелодрама Режиссер: Ричард Дж. Льюис В ролях: Пол Джиаматти, Розамунд Пайк,Дастин Хоффман Бюджет: $ 30 000 000 Сборы: $ 8 000 000
"Любовь сквозь слезы" Дебют в кинематографе опытного телережиссера Ричарда Дж. Льюиса поразил меня до глубины души. Уровень этого кино – запредельный. Начиная со всего и заканчивая всем. Его нарочитая некассовость (восемь миллионов сборов при затратах больше тридцати) смотрится не как недостаток, или доказательство его минусов, а просто как своеобразное подтверждение элитарности. Не для всех и не как все, и намного лучше практически всех, кто только приходит на ум, мелодрама «По версии Барни» - из разряда тех фильмов, которые начинаешь смотреть случайно и от нечего делать, и внезапно обнаруживаешь себя прикованным к экрану, плачущим и смеющимся. «По версии Барни» - это шедевр.
История жизни ничем не примечательного человека, не великого, не гениального, не безумного и вовсе не талантливого, простреливается навылет настолько высоким трагизмом – начиная со знакомства Барни с женщиной, забравшей его сердце навсегда, и заканчивая прижизненной смертью этого человека и его превращением в тяжелого инвалида – что к концу сидишь перед экраном ошеломленный, пораженный до глубины души, и не понимаешь – как можно было снять ТАК КРАСИВО? Это романтизм высшей пробы, чистый, как капля росы, весь ансамбль изобразительных средств в руках дирижера Льюиса играет прямо-таки с неземной гармонией. Какая-то совершенно особенная, небывалая история про любовь.
Любовь теперь опошлена. Над ней посмеялись, по ней прошлись ногами, плюнули и растерли. Многие даже сомневаются, есть ли она вообще. Скажу точно: этим показывать «Версию Барни» бесполезно – они только плечами пожмут. Скажут, что это редкостная муть про евреев с неуместным юмором, и по сути ни о чем. И будут правы! Потому что для того, чтобы понять, почему это шедевр, нужно ощутить его магию. И у того, кто ее ощутит, перехватит дыхание, и появится комок в горле. «Версия Барни» - один из самых прекрасных фильмов, которые я видел в своей жизни.
Пол Джиаматти, исполнивший главную роль, не получил номинацию на Оскар – и это для меня внятный звоночек о том, что не все ладно в Киноакадемии. Проморгать актерскую игру такого уровня – значить блистательно доказать собственную профнепригодность. Хорошо, что он получил «Золотой глобус» за главную роль - награда тоже не последняя. Дастин Хоффман, сыгравший папашу Барни - бойкого пенсионера - в представлениях вовсе не нуждается. Но главный образ, который объединяет все повествование в единое целое, и вносит ту самую ноту необъяснимого волшебства, принадлежит Розамунд Пайк.
Когда Пушкин писал про «гений чистой красоты» - он имел в виду этот образ. Мириам - прекрасная, великодушная, очень умная женщина, заслужить любовь которой – счастье, выпадающее лишь одному мужчине на миллион. Барни, случайно познакомившийся с ней на собственной свадьбе, влюбился в нее на всю жизнь. После этого он еженедельно тайком от жены посылал цветы своей любимой, звонил ей, и наконец, покончив с постылым браком, на коленях вымолил свидание, на котором случилось чудо – она сама полюбила его... Все это звучит как нечто, тысячу раз слышанное, и каким талантом должны обладать все участники фильма, чтоб вытащить его на такую эстетическую высоту! Потому что при просмотре внезапно осознаешь, что это космически возвышенно и красиво.
И космически трагично. Идиотское поведение Барни, изменившего горячо любимой Мириам с первой встречной, разрушает их счастье – Мириам настолько чиста душой, что решает уничтожить запятнанный брак. И даже мысли не возникает о том, что она не права! Потому что такие высокие отношения рвутся при первой тени лжи. Барни оказался недостойным пришедшего в его жизнь ангела. Она уходит, продолжая… любить его, как прежде! И все равно остается рядом – в том числе и когда открывается неизлечимая болезнь Барни, превратившая его в полностью отключенного от жизни, ничего не понимающего и не помнящего инвалида. Последний кадр фильма – надгробный камень с именами Барни и Мириам – только под именем Барни дата смерти, а Мириам еще жива – вот она, стоит над его могилой, и ВСЕ ЕЩЕ ЛЮБИТ. Блин. Даже когда я пишу эти строки, у меня слезы на глазах.
Влад Антонов |