Рецензия на фильм "Аноним"
Германия, Великобритания, драма Режиссер: Роланд Эммерих В ролях: Рис Иванс, Ванесса Редгрейв, Себастьян Фернандес-Арместо
«Шекспир как позор мировой культуры, или Научный труд невежи» Да, это очень, очень интересный фильм. Но интересный не в том плане, что его смотришь затаив дыхание, с головой погружаясь в перипетии сюжета и проч. Интересен он тем, что Роланд Эммерих, который Годзилла, «замерзни-все-живое», и «пусть-весь-мир-провалится-в-тартарары» взял, да и, что называется ЗАВЯЗАЛ. Все. Кончено. Он больше фильмы-катастрофы не снимает. Вроде как, достиг своего потолка с «2012» (как по зрелищности, так и по нереальности), и теперь переключается на проекты совершенно другого рода.
А вот и первый из этих самых проектов — называется «Аноним». И что же мы видим? Эпичность на месте (колоссальные панорамы, шикарная обстановка), но на месте и клюква. Без нее Роланд, видимо, совсем никак не может. Вот на клюкве-то и хотелось бы остановиться.
Итак, Шекспир. Это англоязычный Пушкин и один из величайших гениев в истории (а некоторые договариваются до того, что и самый великий). Чтоб оценить его творения по достоинству, надо знать английский, пожалуй, даже получше среднестатистического янки — словарный запас у писателя был примерно 15 тысяч слов, а по некоторым подсчетам и вовсе 21 тыс., что для простенького инглиша вообще-то немыслимо (и даже для великого и могучего довольно круто).
А вот вам интрига: Шекспир личность загадочная. Начать с того, что о нем почти не дошло информации (жил он давно, полтыщи лет назад, сущее средневековье). А та информация, что все же дошла, с образом гения как-то не вяжется. К примеру, он был из простой семьи, а между тем пьесы написаны великолепно образованным любителем аристократии. Далее: давал деньги в рост, а сам в «Венецианском купце» страстно обличал ростовщичество. Наконец, в завещании не упомянул ни об одной книге — а ведь в те времена книги были ценными (тогда и читать-то не все умели), и у автора изумительных пьес их наверняка должно было быть множество. Но где же эта библиотека? Нету. Упоминается в завещании какой-то домашний скарб, даже «кровать поплоше», а книг нет как нет. Кроме того, Шекспир явно был актером — когда он еще успевал и пьесы писать? В общем, непонятная история.
Вывод напрашивается сам собой: пьесы и сонеты Шекспира написал некий блестяще образованный аристократ, который не мог издавать сочинения под своим именем, поскольку в те времена писать пьесы считалось уделом простолюдинов (и это правда), и подобное занятие могло запросто испортить репутацию вельможи.
Исследователей появилась масса. «Стратфордианцы», т. е., сторонники Шекспира из Стратфорда, утверждали, что актер вполне мог писать такие пьесы, поскольку семья у него была все же из зажиточных, и вполне могла обучить его в школе, да и прочие странности легко объяснимы. Антистратфордианцы, напротив, были совершенно уверены, что истинный автор гениальных произведений — Аноним.
Вот тут и завязочка фильма. Кто Аноним? Кто мог писать так роскошно, оставаясь при этом в тени столь надежно, что его так и не раскрыли? Антистратфордианцы насчитали человек 50 претендентов — тут вам и мыслитель Фрэнсис Бэкон, и граф Ретленд, и даже собственной персоной королева Елизавета (пописывала сонеты между государственными делами, когда вдохновение накатывало). Но самым вероятным претендентом всегда был граф Оксфорд, которого Эммерих и выбрал на роль Неизвестного Гения.
Это, знаете ли, сомнительное дело. С историей легко обращаться вольно — кто его знает, как оно было на самом деле. Но палку перегибать тоже нельзя, потому что в данном конкретном фильме Роланд просто жестоко растоптал память собственно Уильяма Шекспира. В его версии актер Уилл Шекспир является скопищем скверны. Он туп, бездарен, похотлив, жаден, ленив (какие там еще есть смертные грехи?), он вор, и, не падайте, даже убийца! Нарочно не сыщешь личности мерзопакостнее — смотришь фильм, и изумляешься, как его до сих пор гром не разразил. И славу-то он себе самовольно забрал — изначально Оксфорд отдал свои пьесы молодому драматургу Бену Джонсону. Висельник!
А тут еще дивная история про инцест Оксфорда и королевы Елизаветы, которая, оказывается, графу мать родная (вот те новость, хоть стой хоть падай), и Кровавое воскресенье с расстрелом толпы, вдохновленной на революцию пьесой «Ричард II”... Клубочек! Возможно, интересный для тех, кто слабо знаком с историей Англии 16 века. Для тех же, кто знает хотя бы в общих чертах, о чем идет речь, весь фильм — клюква столь же ароматная, что раскидывала мощные ветви в картине про ящерку-мутанта, топчущую мегаполис.
Над сторонниками теории об Анониме потешаются уже, считай, лет двадцать, с тех самых пор, когда после компьютерной графологической экспертизы подписей Шекспира стало окончательно понятно, что пьесы написал действительно Шекспир. Имеются даже шуточные исследования о том, что и Мольер не сам писал свои произведения (действительно, сын обойщика — и вдруг такой взлет таланта), а публиковал под своим именем творения короля Людовика XIV, что за Вольтером стоит прусский король Фридрих II, за Наполеоном — его мамлюк Рустам, за Виктором Гюго — критик Сен-Бев... И на подобной сырой, неверной почве Эммерих осмеливается выстраивать столь роскошное поругание памяти драматурга!
Это — невежество. Погоня за сенсацией при отсутствии таковой. За упомянутой клюквой уже не видны очевидные достоинства картины, и особенно чудесная актерская игра Риса Иванса в роли анонимного автора. Но в итоге-то фильм действительно жестоко оскорбляет память Шекспира, не имея на это никакого права. И стыдно должно быть уважаемому режиссеру, что свою теорию о Неизвестном Авторе он выстраивает на «доказательствах» вроде того, что портреты Шекспира на самом деле рисовались с престарелой графини Пемброк, надевшей парик с плешью и привязавшей себе бороду.
Влад Антонов |