Рецензия на фильм "Аноним"
Германия, Великобритания, драма Режиссер: Роланд Эммерих В ролях: Рис Иванс, Ванесса Редгрейв, Себастьян Фернандес-Арместо
«Шекспир как позор мировой культуры, или Научный труд невежи» Да, это очень, очень интересный фильм. Но интересный не в том плане, что его смотришь затаив дыхание, с головой погружаясь в перипетии сюжета и проч. Интересен он тем, что Роланд Эммерих, который Годзилла, «замерзни-все-живое», и «пусть-весь-мир-провалится-в-тартарары» взял, да и, что называется ЗАВЯЗАЛ. Все. Кончено. Он больше фильмы-катастрофы не снимает. Вроде как, достиг своего потолка с «2012» (как по зрелищности, так и по нереальности), и теперь переключается на проекты совершенно другого рода.
А вот и первый из этих самых проектов — называется «Аноним». И что же мы видим? Эпичность на месте (колоссальные панорамы, шикарная обстановка), но на месте и клюква. Без нее Роланд, видимо, совсем никак не может. Вот на клюкве-то и хотелось бы остановиться.
Итак, Шекспир. Это англоязычный Пушкин и один из величайших гениев в истории (а некоторые договариваются до того, что и самый великий). Чтоб оценить его творения по достоинству, надо знать английский, пожалуй, даже получше среднестатистического янки — словарный запас у писателя был примерно 15 тысяч слов, а по некоторым подсчетам и вовсе 21 тыс., что для простенького инглиша вообще-то немыслимо (и даже для великого и могучего довольно круто).
А вот вам интрига: Шекспир личность загадочная. Начать с того, что о нем почти не дошло информации (жил он давно, полтыщи лет назад, сущее средневековье). А та информация, что все же дошла, с образом гения как-то не вяжется. К примеру, он был из простой семьи, а между тем пьесы написаны великолепно образованным любителем аристократии. Далее: давал деньги в рост, а сам в «Венецианском купце» страстно обличал ростовщичество. Наконец, в завещании не упомянул ни об одной книге — а ведь в те времена книги были ценными (тогда и читать-то не все умели), и у автора изумительных пьес их наверняка должно было быть множество. Но где же эта библиотека? Нету. Упоминается в завещании какой-то домашний скарб, даже «кровать поплоше», а книг нет как нет. Кроме того, Шекспир явно был актером — когда он еще успевал и пьесы писать? В общем, непонятная история.
Вывод напрашивается сам собой: пьесы и сонеты Шекспира написал некий блестяще образованный аристократ, который не мог издавать сочинения под своим именем, поскольку в те времена писать пьесы считалось уделом простолюдинов (и это правда), и подобное занятие могло запросто испортить репутацию вельможи.
Исследователей появилась масса. «Стратфордианцы», т. е., сторонники Шекспира из Стратфорда, утверждали, что актер вполне мог писать такие пьесы, поскольку семья у него была все же из зажиточных, и вполне могла обучить его в школе, да и прочие странности легко объяснимы. Антистратфордианцы, напротив, были совершенно уверены, что истинный автор гениальных произведений — Аноним.
Вот тут и завязочка фильма. Кто Аноним? Кто мог писать так роскошно, оставаясь при этом в тени столь надежно, что его так и не раскрыли? Антистратфордианцы насчитали человек 50 претендентов — тут вам и мыслитель Фрэнсис Бэкон, и граф Ретленд, и даже собственной персоной королева Елизавета (пописывала сонеты между государственными делами, когда вдохновение накатывало). Но самым вероятным претендентом всегда был граф Оксфорд, которого Эммерих и выбрал на роль Неизвестного Гения.
А тут еще дивная история про инцест Оксфорда и королевы Елизаветы, которая, оказывается, графу мать родная (вот те новость, хоть стой хоть падай), и Кровавое воскресенье с расстрелом толпы, вдохновленной на революцию пьесой «Ричард II”... Клубочек! Возможно, интересный для тех, кто слабо знаком с историей Англии 16 века. Для тех же, кто знает хотя бы в общих чертах, о чем идет речь, весь фильм — клюква столь же ароматная, что раскидывала мощные ветви в картине про ящерку-мутанта, топчущую мегаполис.
Это — невежество. Погоня за сенсацией при отсутствии таковой. За упомянутой клюквой уже не видны очевидные достоинства картины, и особенно чудесная актерская игра Риса Иванса в роли анонимного автора. Но в итоге-то фильм действительно жестоко оскорбляет память Шекспира, не имея на это никакого права. И стыдно должно быть уважаемому режиссеру, что свою теорию о Неизвестном Авторе он выстраивает на «доказательствах» вроде того, что портреты Шекспира на самом деле рисовались с престарелой графини Пемброк, надевшей парик с плешью и привязавшей себе бороду.
Влад Антонов |