Рецензия на фильм "Поезд на Юму"
США Режиссер: Джеймс Мэнголд В главных ролях: Рассел Кроу, Кристиан Бэйл, Бен Фостер Бюджет: $ 55 000 000 Сборы: $ 70 000 000
"Сказание о хромом фермере" Судя по всему, перед нами представитель нового жанра – «психологический вестерн». И не то, чтобы в прочих вестернах совсем не было психологии – просто там во главу угла ставились все же погони, лихие перестрелки и особенно романтика прерий и кактусов. История же, рассказанная в «Поезде на Юму»- это в первую очередь очень немудреная драма, где никаких сюжетных и прочих вывертов не сыщешь днем с огнем. Не сыщешь там и спецэффектов, и поражающих воображение батальных сцен – ничего, кроме того, что вдумчивый зритель, пожалуй, сочтет самым важным – Трагической Истории и Человеческих Личностей. Честь и хвала режиссеру Мэнголду за то, что предпочел не увлекаться эстетикой вестерна ради самой эстетики, и предпочел раскрыть характеры.
Актеры хороши настолько, насколько это возможно. Персонажи их просты, а в самом повествовании сквозит этакая документальная достоверность, хоть и нельзя сказать, что все поступки главзлодея Бена Уэйда в исполнении Рассела Кроу так уж логичны. Чего не скажешь о «заместителе» бандита Чарли Принце (блистательный Бен Фостер), фермере-бедняке Дэне Эвансе (Кристиан Бэйл) и особенно его храбром сыне Вильяме.
Время, о котором рассказывает фильм – смутное время. То была эпоха, когда закон и порядок только начинали становление свое, время, когда шерифы избирались из бывших грабителей только за то, что все знали, что в трудную минуту они не струсят, да и скачут на лошади ловко, а стреляют метко. Что же удивляться, что в необжитых местах (а в обширной Америке 19-го века таких было больше, чем обжитых) бандиты терроризировали власти, и могли, в случае чего, перестрелять кого угодно и исчезнуть в степи.
Банда Уэйда – сброд дикарей, у которых нет ни сострадания к своим жертвам, ни тяги к нормальной человеческой жизни. Грабители не хотят завести семью, они презирают те ценности, которые важней всего для простого человека, а хуже всего – живут одним днем, и для них стоит один ломаный цент не только чужая жизнь, но и, что много страшнее, своя голова. Каждый из них прекрасно знает, что лишь только его сцапают власти, он окончит жизнь на виселице посреди пыльной площади – и черта с два эти бандиты так просто сдадутся.
Вдвойне тяжело приходится несчастному фермеру, одноногому инвалиду войны, который вылезает из кожи вон, лишь бы выбиться из бедности. Проклятая засуха вот уже третий год подряд не дает ему ни шанса. Деньги на хозяйство, взятые в долг, висят на нем, как кандалы. А кредиторы в то грубое время не ограничивались увещеваниями. Сожженный амбар, и недвусмысленное обещание спалить дом – Дэну есть от чего впасть в отчаяние… Духом он не силен, что вдвойне сильно ранит его, поскольку он начинает разочаровывать своего четырнадцатилетнего сына.
Драма разворачивается, когда Дэн принимает вызов судьбы, соглашаясь сопровождать пойманного главаря бандитов из городка в пустыне на станцию, чтобы посадить его в зарешеченный вагон, идущий прямиком в тюрьму Юмы. Задача не из легких – шайка Уэйда скорее перестреляет все население города, чем позволит забрать своего предводителя. А страшней их всех Чарли Принц, «правая рука» Уэйда, опасный и жестокий тип, бесконечно преданный «боссу».
Именно в актерском дуэте Кроу-Бэйл раскрывается боль обоих – драма фермера, получившего последний шанс доказать всему миру, своему сыну и самому себе, что он настоящий мужчина, и трагедия прирожденного грабителя почтовых дилижансов, открывающего для себя глубокий смысл истинного мужества и благородства. Уэйд в исполнении Кроу – самый противоречивый персонаж во всей картине. Спокойное обаяние странно соседствует в нем с готовностью убить человека вилкой за назойливую песенку, с одной стороны – он в чем-то благороден, а с другой – как же тогда он стал главарем банды конченых мерзавцев, которые жизнь за него готовы отдать?
Ничего удивительного, что поединок между этими двумя в итоге заканчивается тем, что бандит переходит на сторону добра, точнее, пытается это сделать. При этом ясно как день, что кровь его жертв не будет уже с него смыта даже кровью всех его подельников, включая Принца, которого Уэйд застрелил в сердце, глядя ему прямо в глаза. Но как ни крути – этот «благородный поступок» по отношению к бывшему другу Принцу – самое настоящее предательство. И не что иное, как безграничное изумление читается в глазах Чарли Принца, умирающего от пули Босса, ради освобождения которого он только что через ад прошел.
Прошел свой путь до конца и бедный фермер Дэн – жизнь его была окончена, но он умер в спокойной уверенности, что его сын будет гордиться им до конца своих дней. И даже несмотря на то, что до Юмы Уэйд, скорее всего, не доедет, совершив дерзкий побег по дороге (не первый и не последний в его жизни), все равно этот путь, наполненный простым и ничем не приукрашенным героизмом маленького человека с большим сердцем, тысячу раз стоило пройти до конца именно так, как это сделал Дэн.
Влад Антонов |