Рецензия на фильм "Земное ядро"
США, катастрофа Режиссер: Джон Эмиел В главных ролях: Аарон Экхарт, Хиллари Суонк, Чеки Карио Бюджет: $ 60 000 000 Сборы: $ 74 208 267 "Клюква раскинула мощные ветви" «Удар метеорита создал новое измерение, в котором над людьми властвуют динозавры…» «Свет Луны отразился от природного газа, и запустил цепную реакцию…» «Планету поразил вирус, который перекодирует человеческую ДНК и превращает людей в инопланетных чудовищ…»
Главное – не вникать! Не вникать и еще раз не вникать во весь этот бред буйнопомешанного, который создатели современных блокбастеров сыплют в глаза и уши ни в чем не повинного зрителя. Ибо то, что выдают в тотально безумном фильме «Земное ядро» за научную основу, с реальностью имеет общего не больше, чем путешествие во времени с помощью приспособления из пустой консервной банки и буйного энтузиазма.
Нет, ей-богу – это ж каким молодецким задором надо обладать, чтобы на полном серьезе, и с серьезной же физиономией, заставлять бедных актеров выдавать с экрана такую псевдонаучную дурь, рядом с которой произведения Жюля Верна кажутся научными трактатами!
Судите сами: правительство Соединенных Штатов в ходе испытания новейшего сейсмического оружия, ни много ни мало… случайно остановило вращение земных недр. Ну, это как если бы храбрая бабочка, случайно оказавшись на пути товарного поезда, отправила его под откос. Дальше – больше (держись, зритель!). Можно, оказывается, эти недра снова заставить вращаться (бабочка, устыдившись, напряглась, и поставила поезд обратно на рельсы, в том числе платформы с лесом). А сделать это можно, всего-навсего скатавшись под землю на пару-тройку тысяч километров, оставив там ядерную бомбу в тыщу мегатонн и быстро убежав обратно, пока тикает таймер.
Авторы не слыхали про такое понятие, как инерция – даже если вращение некого расплава имеет место, «триллионы тонн» вещества будут тормозить движение свое десятки тысяч лет, пока хоть какой-то эффект от этого замедления станет виден на практике. Здесь же «мотор глохнет» по щелчку пальцев. Стало быть, представления о мироздании у тех, кто сочинил эту ересь, примерно такие же, как у древних египтян, свято уверенных в том, что весь мир заключен в долине Нила. По идее, им должно быть стыдно за то, что они всю школьную программу мимо ушей пропустили. Но это не так – двоечники горды тем, что могут просветить темного зрителя, и храбро бросаются в атаку на мозг.
Так что накал идиотизма не ослабевает на протяжении всего кино: для того, чтобы доставить бомбу к центру Земли, используется некая конструкция, у которой в носу – супер-лазер, прожигающий базальты как тополиный пух (у нормального человека глаза на лбу), а сам аппарат покрыт супер-бупер материалом под научным названием «Хрендостаниум» (Unobtainium), неразрушимый ни жаром, ни холодом, ни давлением в тысячи атмосфер. Изобретатель очень легко объяснит вам, как он получил этот материал, и даже глазом не моргнет. Слушайте, только не упадите: «Я скомпоновал кристаллы вольфрам-титановой матрицы при сверхнизкой температуре». Делов-то. Научное сообщество в шоке: такой развесистой клюквы оно давно не обоняло.
Но если б только это! Чтоб пересчитать все конвульсии невежества «Земного ядра», не хватит пальцев на руках и ногах… За помощью в достижении цели правительство США обращается к каким-то энтузиастам-частникам, то есть, вся могучая научная машина страны с миллиардным финансированием оказывается глупее некого негра в очках и с бородой, двадцать лет просидевшего в пустынном ангаре в Юте, а все специалисты по компьютерам безнадежно пасуют перед лицом юного киберхулигана (и рекомендуют его как «лучшего», а сами, видимо, умывают руки и идут пить чай или вешаться). Если бы было так, то США можно идти завоевывать с одними только вилами. Потому что грош цена тогда всей системе обороны Америки и всему ее руководству вместе взятому. Во всех нормальных странах лучшие ресурсы собраны воедино, чтобы совместными усилиями решать поставленные задачи. Так оно в реальном мире и есть.
Но не забываем, что мы не в реальном мире, а в мире горячечного безумия, клокочущего в воспаленной подкорке режиссера-неуча. Так что загибаем пальцы дальше: птицы сходят с ума и атакуют людей, как у Хичкока (хотя в реальности просто тихо потрепыхались бы без агрессивных намерений – и только). Гранит жгут «сочетанием высокочастотных импульсных лазеров с генератором ультразвука М-типа» со скоростью пятьсот километров в час, переводя тысячи тонн камня в жидкое, а то и газообразное состояние в доли секунды (мозг уже отключился, и лишь иногда вздрагивает в тихом ужасе). Но Эмиел беспощаден: он не очень-то дает зрителю дух перевести – космический шаттл при снижении оказывается в двухстах километрах от места посадки, потому что «телеметрия врет» (весь ЦУП уволить к чертовой матери!), при этом, конечно же, топлива у него в этот момент «минуты на три».
Электромагнитное поле Земли выставляется как единственная защита от солнечной радиации – да будет известно уважаемым авторам киношедевра, что роль поля Земли в защите от излучения Солнца ничтожна по сравнению с атмосферой, которая в основном и защищает нас с вами от потоков опасных частиц светила. Здесь же ослабление поля ведет прямо-таки к выжиганию всего живого адским пламенем – да с чего почтенный Эмиел вообще взял, что наша планета «запечется, как пирожок», где это написано? Не одни ведь невежи ходят в кино, в самом деле, надо и совесть иметь!
Но совести нет, и вот мы уже наблюдаем систему обозрения вперед при движении под землей (надо ведь знать, куда прешь), которая представляет собой не что иное, как «больничный рентген с прибамбасами», причем в данном случае термин «прибамбасы» заменяет собой хрень типа «ультравысокочастотный мазер с градиентной модуляцией», что, ей-богу, к лучшему.
Прибамбасы следуют нескончаемой чередой – кристаллы в три обхвата режут кислородом, будто это стальная балка (но даже будь это так, такую толщу кислородом не проймешь), причем разъем кислородного шланга для резака совпадает с разъемом для такового же шланга в скафандре, хотя дышит человек вовсе не кислородом, а смесью его с азотом, а от чистого кислорода пьянеет и постепенно начинает биться в конвульсиях. Но иначе герой не проявил бы героизм! Так что вперед – дышим кислородом, переключаем шланги… Господи…
Перечислить все ляпы невозможно – получится книга ужасов. По количеству бреда «Ядро» превзошло даже бэевский «Армагеддон», хотя после подвыпивших «совьетских козмонавтов» в футболках с надписью «Перестройка» удивить нас может уже мало что – не справится даже говорящая мартышка с оленьими рогами. Но «Ядро», блин, удивило. Могут, черти!
Когда клюквы полон рот, трудно воспринимать все остальное. Ну, там, игру актеров, накал страстей. Игра, конечно, есть, ибо Экхарт, Суонк и прочие – это, как ни крути, звезды. Каким калачом Эмиел их к себе заманил, отдельный вопрос, но они делают хорошую мину при плохой игре, честно обеспечивая хорошую игру в плохой картине. Так что единственное, о чем стоит упомянуть – это примитивность компьютерной графики. Такое впечатление, что смотришь фантастический телевизионный сериал – до кино это зрелище совершенно не дотягивает, поскольку ненатурально и примитивно.
Очень жаль: подключилась бы лукасовская ILM к процессу – фильм бы вышел визуально просто роскошным: все эти океаны магмы, разрушения мостов-городов и прочее. Но спецэффекты дешевые и простенькие, местами так и просто убогие – одно расщепление конной статуи на два десятка поролоновых комочков чего стоит, жалкое зрелище. Но если бы графикой занималась ILM, бюджет вырос бы этак раза в полтора. А он и так не отбился в прокате, отправив фильм на свалку истории еще при жизни. Положим, там ему и место. Но актеров жаль – актеры здесь хорошие, нельзя не вспомнить их работы в действительно стоящем кино, и вдвойне обидно видеть, как они прожигают свой талант в подобном барахле. А Эмиела я бы отправил учиться в школу – начиная не с первого класса, а с подготовительного, с шестилетками. Потому что для него и букварь-то, похоже, темный лес.
Влад Антонов |