Рецензия на фильм "Почтальон"(11 место в рейтинге самых провальных фильмов)
США, фантастика Режиссер: Кевин Костнер В главных ролях: Кевин Костнер, Джеймс Руссо, Уилл Паттон Бюджет: $ 80 000 000 Сборы: $ 17 000 000 "Это он, это он, постапокалиптический почтальон" В очередной раз жизнь убедительно доказывает, что провал в мировом прокате вовсе не обязательно является провалом творческим. Вдвойне жаль беднягу Костнера, который вместо ожидаемого и долгожданного триумфа получил еще один болезненный удар буквально через пару лет после трескучей неудачи «Водного мира». Не любит, что ли, зритель масштабных постапокалиптических фильмов?
Аналогий с «Водным миром» - множество. Герой-одиночка, который не примыкает ни к чьей стороне. Полукриминальный сброд с диктатором во главе. Обнесенное стеной поселение людей, которые просто хотят спокойно жить, а вместо этого получают штурм с применением крупнокалиберного пулемета… Случайно, что ли, так получилось?
Но есть главное отличие, фундаментальное. Если «Водный мир» был чисто приключенческим кино с немалой долей хорошего стеба, то «Почтальон» драматичен и убийственно серьезен. Что же погубило этот фильм?
Прежде всего – хронометраж. Эпически-размашистое повествование вообще не подразумевает стремительного развития событий, а здесь тягучая неспешность словно является самоцелью: действие течет плавно, порой даже слишком плавно, до упора заполняя собой аж сто восемьдесят минут. Сцены сражений редки и непродолжительны, и явно играют вспомогательную роль (в то время как во вдвое более коротких кассовых картинах на них делается основной упор). Может быть, широкий зритель до такой подачи материала не дотягивает, погони и взрывы ему подавай?
Нет, здесь что-то другое – принес же миллиардную кассу трехчасовой неспешный «Титаник». Скорее всего, зритель просто счел, что фильм не стоит того, чтобы потратить на него три часа в кинотеатре. Скажем так, он вовсе не плох – просто есть лучше. Думается, сократи Костнер свое творение до двух часов, оставив самое главное – и финансовые дела фильма были бы куда успешнее. Ведь своим «Почтальоном» Кевин убедительно доказал, что он не только хороший актер, но и режиссер по-настоящему талантливый.
Потому что бездарный режиссер физически не потянул бы огромный проект, и без сил свалился бы под его тяжестью, превратив результат своих потуг в невнятицу. Только сильный режиссер может так объединить все сюжетные линии в столь цельное произведение, добиться такой отдачи от актеров (на их фоне даже сам главный герой теряется и кажется вялым). Вся эта огромная конструкция прочно стоит на земле и ладно скроена. Множество режиссерских ходов имеющий глаза да оценит: тут вам и предательство, и выбор между куском хлеба и собственной совестью, и скромный героизм, и природная тяга к свободе, и сломленная личность, и трагическая любовная линия – боже мой, да здесь столько всего, что по фильму можно книгу написать! Словно для самого Костнера это труд всей жизни.
Среди многих десятков персонажей главные герои возвышаются, как некие утесы в бурном море, и особенно хорош тиран в исполнении Уилла Паттона. Генерал Бетлехем, который до апокалипсиса работал продавцом ксероксов, противоречив и при этом убедителен – образованность в нем странно сочетается с жестокостью во имя порядка, плюс эта его странная тяга к справедливости, которая проявляется в неизменной готовности сражаться за власть с любым смельчаком, который осмелится бросить ему вызов, сражаться один на один, и уступить эту власть в случае проигрыша. Да, он диктатор, он жесток, но ведь при этом ухитряется чем-то подкупать – много ли фильмов, где главзлодей вызывает столь противоречивые чувства? То-то и оно. Жаль, подлой концовкой образ подпортил.
Глубокое произведение. Оно намного лучше большого количества кассового барахла. Да и снято по высококачественному литературному источнику. Сил вложено очень много, так что даже не страшно в конечном счете, что в прокате «Почтальон» провалился – не все определяется одними деньгами. Есть здесь и яркие персонажи, и хороший сюжет, и широкий размах, и глубокая идея. Конечно, не обошлось без штампов и некоторых странностей (лично меня очень удивила зима с сугробами, наступившая через сутки после зеленого солнечного лета), да и не самый утонченный пафос буквально режет глаза. Но минусы с лихвой искупаются Человечностью фильма. «Живи и дай жить другим» - кто же поспорит...
Влад Антонов |