Рецензия на фильм "Кровавая жатва"
Франция, ужасы Режиссер: Александр Ажа В ролях: Сесиль Де Франс, Майвенн Ле Беско, Филипп Наон
«Что курил Александр?» После просмотра фильма, которым юный французский мясолюб Ажа открыл себе дорогу к успеху в Голливуде, челюсть отвисает крепко и надолго. Александр сказал новое слово в мире кино – он послал к чертям собачьим здравый смысл, поведав нам историю, которая ближе к финалу вообще перестает быть историей и превращается даже не в фантасмагорию, а в некое, не знаю, произведение искусства, что ли… Причем в плохом смысле – это совершенно уникальный фильм только потому, что его вторая половина перечеркивает первую так, что от нее остаются рожки да ножки. Это фильм, который отрицает сам себя, змея, поедающая собственный хвост.
Интересно, что больше Ажа не снимал такой шизофрении – дальнейшие его шаги в кинематографе хоть как-то да укладывались в рамки нормального человеческого разума, принадлежащего вменяемому человеку. Но сценарий «Кровавой жатвы» не то что невменяем – если бы кто-то вознамерился снять по нему полнометражную картину, это сначала было бы похоже на первоапрельскую шутку, а потом на звоночек соответствующим службам Красного Креста.
Есть на свете такая штука, как причинно-следственная связь. То есть, если вы бросите камень, вы вправе ожидать, что он упадет на землю, а не взмоет в небеса. Если вы куда-то идете, вы удивитесь, если окажетесь там, откуда стартовали. Если вы сидите дома один, вы с беспокойством отнесетесь к тому, что позади вас откуда-то взялся ваш двойник, похожий на вас как две капли воды (а скорее всего, подумаете, что вы спятили). И это нормально – вменяемость человека является неотъемлемым условием нормальной жизни. А иначе вы будете в магазине расплачиваться вместо денег рваной туалетной бумагой, а на вопрос «Сколько времени?» отвечать «Мешок кроликов».
В фильме «Кровавая жатва» Александр Ажа размашисто расписывается в том, что он психопат. Разумеется, это не так – психопаты принудительно лечатся, а не кино снимают. Конечно, он нормальный человек, такой же, как мы с вами. Возможно, он прикололся, произвел этакий эксперимент над зрителем. Вот почему этот фильм – произведение искусства, хотя и с жирным знаком минус.
Сейчас будут спойлеры (да и черт с ними, все равно в этом празднике больше прикола, чем интриги). Две девушки, Мари и Алексия, едут по Франции на своем красненьком Пежо, и останавливаются у родителей Алексии, живущих в старом доме на отшибе. Наступает ночь. К дому подъезжает скрипучий ржавый фургончик Ситроен, из него вылезает грузный плешивый мужик в кепке и грязном комбинезоне, стучится в дверь. Папа Алексии открывает – и спустя минуту остается совершенно без головы. В общем, начинается действие – Мари и Алексия спасаются от маньяка, прячась под кроватями, потом этот мужик ловит Алексию, связывает ее и грузит к себе в фургон, чтобы куда-то увезти и, ну не знаю, надругаться, наверное. Мари горит желанием спасти подругу, и тайком пробирается в кузов фургона к Алексии, у которой руки-ноги связаны и кляп во рту. Вся веселая компания куда-то едет.
Дальше – больше. На бензоколонке Мари тайком выбирается наружу, чтоб позвонить в полицию, а маньяк тем временем на ее глазах зарубает заправщика топором (чтоб за бензин не платить, наверное), после чего преспокойно заправляется и уезжает. Мари бросается за ним в погоню на спортивном Форде заправщика, но маньяк, схитрив, спихивает ее машину с дороги, и она переворачивается. Мари вынуждена вступить с мужиком в смертельный бой, прекрасно понимая, что если не она – то ее. В итоге при помощи самодельной дубины, опутанной колючей проволокой, она превращает морду маньяка в кровавое месиво, и он, вроде как, умирает. Как водится, не до конца: снова оживает, и настойчиво норовит покромсать обеих девушек при помощи дисковой бензопилы, так что его, поднапрягшись, надо окончательно доубить.
Казалось бы, банальный ужастик, да? Фиг. Ажа не лыком шит. Он вам сейчас устроит кровавую баню здравого смысла. Маньяка нет и никогда не было, он не существует.
Ага, прикольно? Вот и мне прикольно. Хотелось бы задать уважаемому Александру вопрос – а как это? Думаете, он вам ответит? Как бы не так! Я же говорил – произведение искусства… «Кровавая жатва» - пожалуй, единственный фильм, в котором режиссер ВООБЩЕ НЕ ОБЪЯСНЯЕТ, КАК ЭТО ВОЗМОЖНО. И я даже знаю, почему – потому что объяснения нет. Он, видимо, просто пошутил.
В общем, ближе к концу комиссар полиции смотрит на заправке видеозапись с камеры наблюдения, на которой запечатлен момент убийства маньяком заправщика. На этой видеозаписи убийство совершает не кто иная, как сама Мари. Это, вроде как, неожиданная развязка. Вот только если Шьямалан в «Шестом чувстве» объяснил шокирующий финал в высшей степени вменяемо (за что и заслужил полумиллиардную кассу и статус супер-режиссера), то Ажа в своем шизофреническом слэшере чихать хотел на объяснения.
Кто обезглавил папу Алексии, пока Мари пряталась под кроватью на втором этаже? Чей фургон марки Ситроен? Он приехал сам, без водителя? За кем гналась маньяк-Мари в спортивном Форде заправщика – за пустым фургоном с пустым местом за рулем? Кого она била по морде дубиной с шипами – себя, что ли? Чья бензопила и откуда она взялась? Почему заправщик вел себя так, будто видел маньяка и Мари по отдельности, а не в виде одной личности? Бесполезно эти вопросы задавать. Ответов на них нет. Это не фильм в нормальном понимании – это чистая психопатия без намека на логику.
А ведь идея-то была хорошая. Можно было бы все это классно обыграть – Мари совершает убийства, хотя потом о них не помнит, и многочисленные странности по ходу действия выстраиваются во вполне себе логичную картину в свете шокирующего финала (см. шедевральный фильм «Сердце Ангела» с Микки Рурком). Но на черта Ажа в своем дичайшем творении намеренно сделал невозможным примерно половину происходящего в фильме в свете этого самого финала – остается совершенно непостижимым нормальному человеческому уму.
Да ведь маньяка в фургоне показывают еще в самом начале, когда он, извиняюсь, совершает половой акт с чьей-то отрезанной головой. Мари, которая как бы и есть маньяк, в этот момент мирно едет в «Пежо» вместе с Алексией, мирно болтая с ней о том, о сем. Таким образом, Ажа четко дает понять, что Мари – это не маньяк, что маньяк реально существует сам по себе, ездит на старом Ситроене, носит кепку, надвинутую на глаза, и занимается сексом с отрезанными головами. Он не может быть Мари, Мари не может быть им. Никак.
Это неевклидово пространство, в котором параллельные прекрасно пересекаются, а кратчайшим расстоянием между двумя точками является отнюдь не прямая линия. Это просто полный идиотизм.
P.S. Отдельно повеселил туалет на захолустной бензоколонке. Он очень обширный, рассчитан на пятьдесят человек, и снят в метро. Я же говорю, шизофрения.
Влад Антонов рецензия на фильм "Кровавая жатва" |