Рецензия на фильм "Белоснежка и охотник"
США, фэнтези Режиссер: Руперт Сандерс В ролях: Кристен Стюарт, Крис Хемсворт, Шарлиз Терон
«Сказка о спившемся Торе» Голливудские закулисы — тайна за семью печатями. Поэтому мы никогда не узнаем, каким образом фильм за 170 (прописью: сто семьдесят) миллионов долларов доверили снимать молодому режиссеру, у которого предыдущих работ ровно столько же, сколько волос на башке у Фантомаса. Это шутка. Фантомас совершенно лысый. А дебютная работа Руперта Сандерса в кино получилась хоть и супернавороченной, но при этом унылой, как дохлая лошадь, и это совсем не смешно.
Взору королевы предстало чудо: роза, цветущая среди стужи зимней. Потянувшись к розе, уколола королева палец... Уколола, надо сказать, знатно: чтоб на снег кровь закапала, колотая рана должна быть будь здоров. Впрочем, речь не об увечьях, а о типа красивой аналогии. «И так прекрасны были алые пятна на белом снегу, что подумала королева...» Что же? «Какого черта я за иголки хватаюсь голыми руками? Где пластырь?» А вот и нет! Она подумала совсем неожиданное: «Надо срочно рожать. Пусть родится у меня дочь с лицом белым, как снег и губами красными, как кровь». Лично у меня перед внутренним взором немедленно возник Мэрилин Мэнсон в его лучшие годы. Готично!
Уже по этой мертвенно-кровавой аллегории можно судить о том, что ждет зрителя: этакий «Волк и семеро козлят на новый лад» с примесью поэтической жестокости в духе жанра. Здесь будет кровь.
Суровенько этак. Страшный искусственный младенец в роли новорожденной Белоснежки с ходу настраивает на нечто вроде триллера в обертке фэнтези, и уж точно нет ни малейших сомнений в том, что терзать невинных здесь будут в промышленных масштабах, несмотря на умеренный рейтинг PG-13. Так и есть: стоило только мачехе Белоснежки Равенне попасть в королевский замок в венценосном статусе, как она тут же втыкает в сердце законного супруга кривой нож, после чего устраивает своим подданным неиллюзорный массакр, за каким-то чертом повелевая «убить всех», кого видит вокруг себя.
Классический сюжет про Белоснежку потыкали ножом, и он испустил дух. Принцесса томится в заточении лет десять, сидя в каменном мешке на груде тряпья, и нагуливая себе тот самый мертвенно-белый цвет кожи, о котором так мечтала мать-королева. Тем временем королевство благополучно загнулось от нездоровой ауры, окружающей злую мачеху — теперь здесь молоко киснет еще в коровах, фрукты гниют прямо на глазах, а население ходит исключительно в обносках. Причем — внимание! - зная о маниакальном стремлении злой Равенны истреблять всех девушек королевства, которые, по мнению этой шизофренички, хоть самую малость симпатичнее, чем она, эти самые девушки, натурально, режут себе лица ножом, покрывая их шрамами, и обезображенные, живут себе спокойно.
Сказочка, блин. Хочешь покруче? Ну ладно, получишь... И вот уже Равенна поедает окровавленные внутренности какой-то птички крупным планом, ни к селу ни к городу купается в сметане, получает ножом в живот от героического юноши, сурово высасывает молодость из юной девы, а ближе к финалу и вовсе превращается в стаю ворон и болотную грязь. На заднем плане при этом валяются полуразложившиеся олени, и происходит такая бойня, что по числу покойников фильм значительно превосходит любую серию Рэмбо.
От всей этой неуместной готики веет тоской, и даже потрясающая Шарлиз Терон в роли Равенны не способна вытащить картину из болота провисшего сюжета. Режиссер-дебютант героически пытался продемонстрировать внутренний мир героев, показать драму их отношений, выстроить захватывающее повествование и даже ошеломить зрителя некими поворотами событий, но все, чего он в итоге добился — это демонстрации своего тотального бессилия снять захватывающее кино. Если на свете и есть фильм, который смотрится на одном дыхании — то это не «Белоснежка и охотник». Потому что при просмотре данного конкретного творения голливудских чародеев вы ощущаете некоторую приятность, только когда оно заканчивается. Это не что иное, как чувство облегчения.
Ну наконец-то мы поглотили все спецэффекты до последнего, ничего не упустив из двух с гаком часов экранного времени. Оценили, с каким размахом можно потратить 170 миллионов долларов. И в очередной раз поняли, что титанический бюджет еще ровным счетом ничего не означает. Фильм срежиссирован очень и очень посредственно, и тут уж хоть полмиллиарда ввали — все равно толку не будет.
Яблоня, покрытая одновременно и цветами, и яблоками, внятно символизирует наплевательское отношение создателей фильма к основам бытия. На протяжении всей ленты мы созерцаем хаос: у злой мачехи откуда-то взялся брат-альбинос и флэшбеки тяжелого детства, у Белоснежки откуда-то взялся боевой скилл не хуже чем у рыцаря Джедай, «Свет мой, зеркальце» превратилось ажно в золотого Терминатора Т-1000, а в лесу сидит натуральный черт с рогами, который ужасно боится молодых девушек, орущих на него благим матом. Забыли только вампиров и оборотней с Ван Хельсингом, а так все есть.
Сваленные в одну большую кучу многочисленные компоненты все вместе производят впечатление груды разрозненных фрагментов, довольно слабо увязанных в единое целое. Характеры не проработаны: охотник больше похож на спившегося Тора, Белоснежка, которую подают как «прекраснейшую из живущих», значительно некрасивее Равенны, но гораздо хуже ее деревянная игра, за которую Кристен Стюарт получает очередной почетный Деревянный Оскар С Открытым Ртом.
Сюжетные дыры вроде средневековой канализации и случайного коня на пляже немилосердно режут глаз. Фразы героев нелепы, слащавый пафос неприятен (спич Белоснежки с его перлами типа «Железо плавится, но плавясь, бурлит, закипая внутри» — в Адъ, на самую большую сковородку!). Сценарий слаб, драма выжжена огнем, и вообще самая меткая характеристика фильма «Белоснежка и охотник» - «Замах на рубль, удар на копейку».
Потому что авторы, получив в руки все необходимое для создания душераздирающей драмы и грандиозного эпика, свою задачу, по сути, провалили. Никого здесь особенно не жалко, ничего по-настоящему захватывающего и в помине нет, и даже гномы, с которыми хотя бы можно было сделать пару-тройку забавных моментов, даже и не думают шутить, и в результате непонятно, зачем они вообще нужны в картине. Собственно, в сухом остатке - только яростно-прекрасная Шарлиз Терон и изумительная компьютерная графика класса А. И все.
Маловато для эпической сказки за страшные деньги. А вот для фильма-разочарования, не вернувшего свой бюджет в американском прокате, пожалуй, в самый раз.
P.S. О чем будет «Белоснежка и охотник 2», когда и в первом-то фильме ближе к концу уже зевать тянет - просто ума не приложу.
Влад Антонов рецензия на фильм "Белоснежка и охотник" |