Рецензия на фильм «007: Координаты «Скайфолл»
США, боевик Режиссер: Сэм Мендес В ролях: Дэниэл Крейг, Хавьер Бардем, Джуди Денч, Ральф Файнс «007 хочет на пенсию, его все задолбало»
Отдаю должное харизме Дэниела: он выглядит так, будто, по меткому выражению одного мужского журнала, «способен убить человека голыми руками». Только есть одна маленькая малость: Крейг — никакой не Джеймс Бонд. Он суров как отбойный молоток, в нем нет и тени той самоуверенной легкости, которой блистал Пирс Броснан, нет ни грамма чудной, тонкой иронии Шона Коннери. Он всего лишь загруженный, мрачный, депрессивный наемный убийца. Сыграй тут Джейсон Стэтхем — хуже бы не было.
Это боевик. При том, что настоящие-то фильмы про Бонда боевиками никак не являлись, а были они приключенческими лентами, насквозь пропитанными романтическим, изысканным Стилем. Именно Стиль был самым лучшим в нетленной классике про британского шпиона — все, вплоть до его эстетского отношения к выпивке. «Смешать, но не взбалтывать»... Новому Бонду в исполнении Крейга глубоко плевать, взболтано его спиртное или не взболтано, он вообще не видит смысла во всей этой утонченной белиберде. Даже от таких важных для Бонда аксессуаров, как шпионские гаджеты от Кью, в фильме демонстративно отказались.
Старая добрая Бондиана, которую зачинал Коннери сотоварищи, упокоилась с миром. Джеймс Бонд страдает. Пожалуй, такого раньше еще не было — всегда агент смотрелся этаким юморящим суперменом, который физически не умеет выходить мокрым из воды и гореть в огне. Всегда и везде «два ноля» давал понять, что нет такой ситуации, из которой бы он не вывернулся самым хитроумным способом, нет такого форс-мажора, который заставил бы его потерять свое фирменное самообладание. А теперь он... плачет?
Все это похоже на лебединую песню, вот что. Ироничный персонаж Флеминга времен «холодной войны», истинный британский джентльмен старой закалки, сегодня выглядел бы таким же анахронизмом, как рыцарь на коне, с копьем и в латах. А агент 007 нового времени уже совсем не тот — он страдает от неуверенности в себе, ощутимо стареет, и вообще, кажется, не получает ни малейшего удовольствия от своей нелегкой работы — просто тянет лямку, потому что «долг». Полувековая эра лощеного англичанина подошла к концу: герой лишился самоиронии. А без самоиронии, стиля и гаджетов Бонд просто утрачивает себя. Представьте себе Шерлока Холмса, бросившего курить трубку, играть на скрипке и пользоваться дедуктивным методом — что останется? Правильно, обычный наркоман.
Теперь перед нами одинокий, угрюмый, раненый тип, который неиллюзорно мучается от того, что не может попасть по мишени из-за трясущихся рук. Который допущен к оперативной работе исключительно благодаря заступничеству начальницы, потому что даже не смог пройти тесты. C настоящим, классическим героем Яна Флеминга нынешний Бонд имеет так мало общего, что фильм практически перестал отличаться от любого масштабного боевика современности. Главного персонажа вполне можно было обозвать другим именем без малейшей потери качества кино.
Что же до самого фильма, то он довольно занудный. Оскаровский лауреат Сэм Мендес, раньше никогда не снимавший боевиков, сделал все правильно, но никакого перца в его творении не обнаруживается даже под увеличительным стеклом. Более того — Мендес, похоже, вообще не собирался снимать экшен. Разумеется, ведь он специализируется на загрузных трагедиях...
Вступительная сцена, переполненная динамизмом, настраивает было на активный лад, но потом фильм скатывается в ощутимую тягомотину, хотя местами и довольно атмосферную. Эта реалистичная неспешность была бы вполне оправдана, если бы история стала нарочито правдивой и жизненной. Но нет: совершенно сказочные моменты, которыми изобилует с виду будничное действо, вносят мощную долю диссонанса - Бонд падает в воду со стометровой высоты без вреда для здоровья, злодей отцепляет вагон от поезда, дав очередь по сцепному устройству, газовый баллон взрывается с силой тонны динамита и прочее, прочее... Красивой сказки больше нет, но нет и правдивого рассказа. Ни то ни се. Безукоризненны только роскошнейшие вступительные титры под песню Адель — все остальное до них, увы, не дотягивает.
Хавьер Бардем, сыгравший антагониста, сильно промахнулся. Мало того, что он блондин, что ему сильно не идет — так еще и гей впридачу! Сцену, в которой он интимно поглаживает по ногам связанного Бонда, мне хочется сжечь на ритуальном костре — настолько она вызывающе-неприятна, и вообще не характерна для франшизы. Более того — злодей вторичен по отношению к нолановскому Джокеру в исполнении Хита Леджера, и при этом сильно ему уступает. Ну не идет Бардему эта роль! Вот Антон Чигур, которого актер сыграл в «Старикам тут не место» и за которого получил своего Оскара, подходил Хавьеру идеально, потому что там Бардем был смертоносен как кинжал, и не улыбался до ушей в каждом эпизоде.
Но не герои портят дело. И даже не беззубый сюжет и наивные клише. Гораздо хуже другое — общее ощущение депрессии. Студия MGM обанкротилась аккурат посередине съемочного процесса, из-за чего работу над фильмом заморозили на несколько месяцев, и никто вообще не был уверен, что картина увидит свет. Может, фильм получился таким унылым из-за подавленного настроения всех людей на съемочной площадке?
P.S. Никто не сможет объяснить мне, на что потратили 200 миллионов долларов. Ничего, хотя бы отдаленно оправдывающего такие затраты, в фильме и в помине нет.
Влад Антонов рецензия на фильм «007: Координаты «Скайфолл» |