Рецензия на фильм «Экипаж»
США, драма Режиссер: Роберт Земекис В ролях: Дензел Вашингтон, Дон Чидл, Джон Гудман «Зеленый змий на борту»
Если кто-то рассчитывал увидеть сногсшибательный фильм-катастрофу о крушении авиалайнера и героическом пилоте, спасающем всех и вся, он... увидит это. Поскольку именно о катастрофе идет речь. Но авария самолета — всего лишь фон к личной катастрофе алкоголика, ищущего в себе силы признаться перед самим собой в том, что да, у него проблемы. И эта катастрофа так трагична, что она спокойно затмевает крушение.
Роберт Земекис не был бы тем парнем, что подарил миру гениального «Форреста Гампа», если бы ограничился только умелой режиссурой и роскошными эпизодами катастроф. Он снова проявляет себя как драматурга высшей пробы — даже несмотря на то, что мировую славу себе завоевал проектами нисколько не глубокомысленными. Да и вообще все, что он делал примерно до середины девяностых, никак не подпадало под определение не то что «драмы», но в принципе переживательного и глубокого кино. Его фильмы были просто безумно интересными, но проблем они не поднимали и ран не врачевали, предпочитая просто развлекать.
Когда же грянул «Форрест Гамп», мир увидел совсем другого Земекиса — проникновенного, кристально честного перед своими зрителями, и самое главное — человеколюбивого. Это называется - «гуманизм». Роберт Земекис — гуманист кинематографа ничуть не в меньшей степени, чем, скажем, Чехов был в литературе. И произведения Роберта не просто глубоки и серьезны — они, натурально, пробуждают Надежду, Веру и Любовь. Собственно, не могу припомнить, чтобы кто-то в жанре драмы сделал что-то лучше упомянутого «Форреста Гампа». И не я один.
«Экипаж» - первый после «Гампа» фильм Земекиса, который подает драму человека на таком же образцовом уровне. Картина воспринимается как натуральный глоток воды в пустыне громоздких и заумных опусов наподобие «Облачного атласа». «Экипаж» умен, сдержан, убедителен и сверху донизу прозрачен и понятен любому. Именно таким бывает Самое Лучшее Кино. Думаю, «Экипаж» стоит внести в список лучших произведений Роберта Земекиса.
Да если б только Земекиса! Исполнитель главной роли, обладатель двух Оскаров (таких актеров в Голливуде — по пальцам пересчитать) Дэнзел Вашингтон, не побоюсь этого слова, ВЕЛИКОЛЕПЕН. Это ж надо так изобразить сильного человека в минуты слабости! Его харизматичный Уип — пилот редкостного дарования, и одновременно — несчастный пьяница, не способный устоять перед бутылкой даже под угрозой пожизненного заключения.
Ведь перед тем роковым рейсом, который закончился катастрофой, Уип пил несколько дней. И он был пьян, поднявшись на борт и сев за штурвал. И даже несмотря на то, что катастрофа произошла по причине неисправности самолета, а Уип по какому-то немыслимому наитию сумел посадить практически неуправляемый аппарат на поле, и спас почти всех, кто находился на борту — ему все-таки придется ответить. Если не перед людьми, то перед самим собой.
Стоит ли лгать ради своего спасения, если этим ты оскорбляешь память невиновного? Можно ли победить самого себя, если это в тысячу раз труднее, чем ты ожидал? И как далеко можно зайти, прежде чем ты перестанешь себя уважать? Когда Уип уже практически вышел сухим из воды, последний шаг на темную сторону вранья и пути под уклон ему не позволяет сделать беспощадная Совесть. Это суровый, мощный режиссерский ход. Это уверенная рука профессионала. Я не пью, но если б пил — после «Экипажа» я бы бросил.
P.S. А как же обязательный медосмотр пилотов перед рейсом?
Влад Антонов рецензия на фильм «Экипаж» |