Рецензия на фильм «Жизнь Пи»
США, Китай, драма Режиссер: Энг Ли В ролях: Сурадж Шарма, Ирфан Кхан, Жерар Депардье «Мы с тобой в одной лодке — ты и я»
«Я должен обуздать его» - понял Пи. «Дело не в том, кто останется — я или он. Мы были единое целое. Мы были, буквально и образно, в одной лодке». Ян Мартел, «Жизнь Пи».
Этот фильм абсолютно великолепен в своей спокойной мудрости. По своему философскому посылу он вполне способен сравниться с сочинениями легендарных мыслителей. Это своего рода Рассуждение о Боге и о его месте в современном, холодном, расчетливом мире науки и материализма. О том, что есть Духовность в своем высочайшем проявлении. О Бытии Бога, если уж на то пошло.
Не так-то просто подать подобные рассуждения так, чтоб проняло до костей. В самом деле, не станешь же выкладывать на всеобщее обозрение прописные истины, которые всем давно набили оскомину! В конце концов, речь идет вовсе даже не о религии как таковой. Она-то, как выясняется, столь же материальна, сколь материален полуторный матрас — недаром мальчик Пи так носится одновременно с исламом, буддизмом и христианством, норовя исповедовать их все, и в конце концов разочаровывается.
Фильм — о Вере. Той самой, что выше ислама, христианства и буддизма как таковых, со всеми их проявлениями. Той, что идет от души, той, что иррациональна, что жива исключительно своей недоказуемостью.
Это совершенно фантасмагорическая история про юношу, который спасся с утонувшего корабля, и оказался в открытом море в спасательной шлюпке, в которой вместе с ним — бенгальский тигр. Вместе с тем эта история очень реалистична, хотя временами и кажется сном. Притча о том, как Человек ищет примирения со Зверем и пытается существовать с ним в одном пространстве, понимая, что иначе ему не выжить. На протяжении всего фильма зритель даже не подозревает о том, что на самом деле все это — одно большое иносказание.
Конечно же, не было никакого тигра в лодке. Конечно, бедняга Пи не причаливал к густо покрытому сусликами съедобному острову в виде лежащего Вишну, и не исключено, что все эти красоты морского мира, раскрывшиеся перед ним, на самом деле остались скрытыми. И все-таки тигр — был.
Он всегда есть. Он есть в каждом из нас, этот полосатый внутренний Зверь с зубами, заставляющий думать жестоко, поступать сурово, смотреть со злорадством. Человек, не сумевший обуздать своего Зверя, попадает ему в пасть, и после этого уже человека нет, остается только тигр. Но тот, кто сумел обуздать хищника, кто смог, несмотря на все испытания, не сделаться злым и жестоким — тот приходит к гармонии. Собственно, вся история — про то, как юноше Пи Пателю удалось справиться со своим тигром, и в результате прийти к Истинной Вере.
Недаром в режиссеры прочили Шьямалана! Во-первых, кому, как не индийцу, снимать кино про индийского мальчика, а во-вторых — тут ТАКОЙ финальный твист! Собственно, в его свете фильм превращается в сплошную аллегорию от начала до конца. Но к счастью, заменивший Шьямалана Энг Ли (оскароносец, прекрасный талант) выдал на-гора режиссуру образцовую, безупречную.
Видеоряд потрясает. Кажется, такой красивой картины мы еще не видели. Кастинг впечатляет еще больше — чего стоит один только Депардье в роли злобного судового кока-Гиены. Впечатляет вообще все. Действие захватывает, оно струится и плывет, не замирая, временами хватает за душу, выжимая слезу, а в конце приводит к натуральному Просветлению. Для всякого оно разное, а для меня было таким: даже если никакого Бога на самом деле и нет, одно только то, что Человек хочет в Него верить, является доказательством Его Бытия.
Честное, слово, Энг Ли, это невозможно было сказать лучше. «Жизнь Пи» - блестящий шедевр, и похоже, прижизненная классика.
P.S. Полностью нарисованный на компьютере тигр с забавной кличкой Ричард Паркер — самый потрясающий персонаж кино из всех, кого я видел в жизни. Он ЖИВОЙ. Художники суперкомпании спецэффектов «Rhythm and Hues» сами вроде богов — взяли и сотворили искусственное существо, которое играет в кино значительно лучше подавляющего большинства живых актеров...
Влад Антонов рецензия на фильм «Жизнь Пи» |