Рецензия на фильм «Оз: Великий и Ужасный»
США, фэнтези Режиссер: Сэм Рейми В ролях: Джеймс Франко, Мила Кунис, Рейчел Вайс «Падает планка»
Даже великим людям свойственно совершать ошибки. Сэм Рейми — потрясающе одаренный режиссер, он так талантлив, что слов никаких нет — и все-таки он ошибся. Замахнувшись на проект грандиозного масштаба и беспредельной стоимости, да еще столь важный для мировой аудитории, да еще такой ожидаемый, он сделал все верно и правильно, кроме...
Экранизация «Волшебника страны Оз» режиссера Виктора Флеминга, снятая в довоенном 1939-м — вещь для Америки культовая. Многочисленные кинокритики раз за разом признают картину лучшим семейным фильмом всех времен и народов, а рейтинги у нее соответствуют понятию «идеал» чуть более, чем полностью. Так вот: автор трилогии про Человека-Паука почувствовал себя готовым к изготовлению приквела к этой картине. Ну, это примерно как попытаться снять «Терминатор 3»... Товарищ Мостоу, вы не должны переставать икать ни на секунду.
Это ответственность необъятных размеров, потому что снимая приквел к шедевру, вы обязаны выдать ничуть не менее чем еще один шедевр. А такие штуки так просто, по щелчку пальцев не рождаются... Для появления на свет настоящего идеала чистой красоты совершенно недостаточно собрать воедино безупречные компоненты и грамотно их перемешать — нужно еще чуточку чего-то сверхъестественного. Какая-то искра проскакивает в разуме автора «Парка юрского периода» или «Чужих» - и БАЦ! Это неповторимо. После просмотра новейшего творения Рейми «Оз: Великий и Ужасный» с сожалением приходится признать — искры не проскочило.
Что самое интересное, сразу видны причины, которых ровным счетом две: сценарий и кастинг. Все остальное сделано в диапазоне от «образцово» до «гениально» - спецэффекты необозримой роскоши, саундтрек Денни Эльфмана, более чем уверенная режиссура... Фильм просто неописуемо красив. Но всего лишь двух ложек черной субстанции оказалось вполне достаточно, чтобы мед в бочке Сэма приобрел ощутимый привкус дегтя.
Во-первых, над всем повествованием постоянно витает злой дух предсказуемости. Конечно, будь это проект чуть менее ожидаемый, от режиссера чуть менее могучего — о такой безделице никто бы и не упомянул. Но это ведь должен быть шедевр — а для шедевра сюжет уж очень прост и заштампован, и, увы, заставляет зрителя слегка потерять доверие к происходящему на экране, и начать просто любоваться окружением. Драматургия в этом случае страдает, что никаким спецэффектом не поправить.
Но предсказуемость истории и вполовину не портит фильм так, как отчаянный мискаст. Джеймс Франко, отличный актер, который так хорошо отыграл в пронзительнейшей драме «127 часов» Дэнни Бойла, здесь не просто не проявил себя как следует — он провалился. В каждую секунду, в любой момент его игры вы точно знаете, что за его спиной зеленый экран, а сам он считает минуты до окончания съемочного дня и прикидывает, как потратить гонорар. Он словно изображает этакого всезнайку, который «выше этой сказочки», он этим бравирует, и СОВЕРШЕННО неубедителен в роли Оскара Диггза. На минуточку — это главный герой, на котором должно держаться все.
Но словно мало было этой беды — Мила Кунис в роли волшебницы Теодоры наносит новый сокрушительный удар. В первой половине фильма эта девушка настолько же искренняя и живая в своей актерской игре, как силикатный кирпич. И это при том, что именно ее героиня — действующее лицо номер два после Оскара, на ней — впечатляющее перевоплощение из доброй обманутой волшебницы в злобную мстительную ведьму, которое надо отыграть с демоническим задором, так, чтобы у зала дыхание перехватило. И я совершенно не понимаю, как Сэм Рейми, подобравший актеров в «Человека-Паука» с прямо-таки сверхъестественной точностью, проморгал Джеймса и Милу как раз в тот момент, когда не имел на это ни малейшего права — при подборе актеров на главные роли...
Актрисы, сыгравшие двух других волшебниц, Эванору и Глинду — отрада для глаз, но они не могут спасти положение. Рейчел Вайс возвышается над остальными героями штормовым утесом в своей уверенной, звездной манере, чудесная Мишель Вильямс дарит зрителю подлинное ощущение душевности и лучезарной доброты — будь главные герои столь же хороши, фильм стал бы шедевром даже наперекор сюжету. Это проклятое слово «БЫ».
Оскара могли сыграть Роберт Дауни-младший или Джонни Депп. И надо же было такому случиться, что именно во время съемок «Оза» первый был непоправимо занят в «Железном человеке 3», а второй — в «Одиноком рейнджере»! Нет ни малейшего сомнения в том, что оба вытащили бы роль ловкого пройдохи Диггза на ту высоту, где ей самое место. Тогда все встало бы на свои места — весь этот немыслимый дизайн, визуальная роскошь, образы, идея... Увы: сделав все, чтобы стать шедевром, фильм не достал до этого уровня буквально самую малость.
Так знаменитый чемпион, всеми признанный фаворит в борьбе за олимпийское золото, на глазах всего мира устремляется к планке, установленной на недосягаемую высоту, и ему не хватает всего лишь пары сантиметров для того, чтобы взять ее.
Влад Антонов рецензия на фильм «Оз: Великий и Ужасный» |