Рецензия на фильм «Обливион»
США, боевик/фантастика Режиссер: Джозеф Косински В ролях: Том Круз, Ольга Куриленко, Морган Фримен «В песке по маковку»
Недаром так ждали. Джозеф Косински, в качестве первого фильма сотворивший шедевр синтетической мысли «Трон: Наследие», ухитрился во втором своем проекте еще дополнительно вырасти над и без того очень высоким уровнем самого себя: к технологическому совершенству окружающего мира добавился еще и сюжет в виде замысловатой выпукловогнутой спирали, и довольно достоверная актерская игра. «Обливион» вылизан до последнего квадратного сантиметра, неимоверно красив и убедителен внешне, и совсем не пуст внутри. Все это делает Косински одним из ярчайших явлений современного кинематографа. Ай да Джозеф!
Преподаватель 3D-графики в школе архитектуры, а по совместительству творец блокбастеров стоимостью с целый квартал новостроек, Косински впервые берется еще и за сценарий. Сюжет вырос из старой идеи для коротенького комикса (появившейся еще задолго даже до «Трона»). В центре внимания — опустевший и заброшенный мир, непригодный для проживания. И то, как воплощен на экране этот образ, выглядит потрясающе хорошо. Кажется, еще нигде мы не видели настолько проработанного, и вместе с тем такого достоверного пейзажа с руинами.
Но одного антуража мало — Джозеф преподносит нам еще и «финальный твист», ставящий с ног на голову все, что в первой половине фильма подавалось как истина в последней инстанции. А именно: главный герой Джек, оказывается, с самого начала играл совсем не на той стороне. К слову, Том Круз вынес на себе всю местную драматургию: ни Андреа Райзборо в роли Вики, Ни Ольга Куриленко в роли Юлии ровным счетом ничего не показали. Первая только и смогла, что изобразить полнейшее равнодушие, да посверкать голой попой в бассейне, а вторая и вовсе выглядела как бездушный портрет на белом листе бумаги. Что же до престарелого Моргана Фримена, то он участвовал в проекте ровно три съемочных дня, после чего удалился почивать на лаврах.
Сразу бросаются в глаза нешуточные «матричные» параллели. Главный герой служит системе, которая в итоге оказывается врагом человечества, об истинном положении вещей его просвещает некий мудрый афроамериканец в круглых очках, наш протагонист выходит на последний бой, идя на великую жертву, и в этот самый момент машины, готовые убить его друзей, падают замертво... А еще здесь есть аналогия с «Днем независимости», когда Джек попадает внутрь исполинского инопланетного корабля, гостеприимно открывающего треугольный проем. А еще с «Луной 2112», когда герой узнает о достижениях современного клонирования. Словом, совсем уж оригинального видения все равно не получилось, но это с лихвой компенсируется безупречным воплощением.
Кроме того, здесь еще и экшен высочайшей пробы, местные боевые эпизоды просто валят с ног (большая разборка с «бешеными колобками» в катакомбах — это ВАУ!). И самое главное — в качестве постановщика Джозеф Косински не просто хорош — он безупречен. Зрелище создано до такой степени грамотно, что гораздо больше смахивает на творение какого-нибудь маститого гранда, у которого за плечами четверть сотни картин. А между тем это всего лишь второй фильм молодого режиссера, не имеющего даже кинематографического образования. Талант, однако.
К сожалению, чудовищные сюжетные провалы не дадут вдумчивому зрителю ни минуты покоя. Невдумчивый, конечно, останется в полном восторге, но человек, который не умеет останавливать мыслительные процессы в головном мозге, мигом провалится в пасть недоумения.
«Уничтожение Луны привело к катаклизмам на поверхности Земли. Землетрясения, цунами, ураганы до неузнаваемости изменили облик планеты». Но Луна на месте! Правда, расколота на несколько фрагментов, но в основном вся здесь, никуда не делась, и ее гравитация по-прежнему воздействует на Землю. Тюк!
«Дроны уничтожают остатки инопланетной армии, до сих пор воюющие на поверхности Земли». Ай-яй-яй, Джозеф. Ты утверждаешь, что Джек и его супруга Вика на протяжении долгого времени ни разу не обратили внимание на то, что «пришельцы», уничтожаемые дронами, как-то не очень сильно отличаются от людей? Они же их ежедневно наблюдали через видеокамеры летающих роботов! Да, видели, не моргнув глазом отвечает Джозеф, но пока сюжет не позволит героям узнать, что это люди, противники будут выглядеть монстрами. Ну а потом уже до конца фильма проходят в виде людей. Тюк по темечку!
И вот это тюканье так и продолжается до самого финала. Сколько там времени прошло после войны — 60 лет? Этого срока вполне достаточно, чтобы Эмпайр Стейт Билдинг зарос грунтом до верхней смотровой площадки, расположенной в 380 метрах над уровнем земли. Может быть, прошло 60 МИЛЛИОНОВ лет? Вряд ли: само здание превратилось бы в прах еще за 59,9 миллионов лет до этого момента. Да ладно тебе придираться, говорит Косински, зато вид какой прикольный!
Словом, сюжет точно относится к разряду тех сюжетов, которые безумны до такой степени, что их безумие перестает быть заметным — точно так же перестаешь видеть слона, если уткнешься носом ему в бок. Какой слон? Я ничего не вижу! Человеческое тело создает больше биоэлектрической энергии, чем аккумулятор в 120 вольт! «Обливион» - очень достоверная, научная-пренаучная фантастика!
Дичь, но снято просто суперски.
Влад Антонов рецензия на фильм «Обливион» |