Рецензия на фильм «Железный человек 3»
США, боевик/фантастика Режиссер: Шейн Блэк В ролях: Роберт Дауни мл., Гвинет Пэлтроу, Гай Пирс «Пластиковый человек»
Железный человек - ничуть не менее культовый герой, чем, скажем, Бэтмен. И у него довольно продолжительная история, которая вовсе не исчерпывается его появлениями на большом экране. Изобретенный еще в 1963 году, Айронмен пережил на страницах комиксов буквально тысячи залихватских приключений, заполучив себе колоссальную армию верных поклонников. И только потом — ПОТОМ! — про него сняли кино.
К счастью, режиссер Джон Фавро соорудил первые два фильма крепкими, веселыми и забористыми, сохранив настроение комикса в полной мере. Таким его Тони Старк и был, каким этого парня в свое время придумал Стэн Ли — юморным, бесшабашным, и донельзя самоуверенным типом, который только и делает, что выходит сухим из воды да сыплет остротами.
В этом отношении Железный человек Шейна Блэка — полновесный удар мимо ворот. Какое там юморной и самоуверенный — он просто лузер какой-то! Только и делает, что переживает жестокие панические атаки да эпические неудачи. Чего стоит один только тот факт, что его хваленый костюм Mark 42 по сюжету предстает этакой неотлаженной грудой вечно ломающегося барахла. Да, главная фишка третьего "Железного человека" состоит не в головокружительных победах, а в глупых неудачах, неисправностях, и севших аккумуляторах.
Шейн Блэк уверенной рукой изничтожил величие героев на корню. Не только сам Тони Старк в его творении упал с горних высот технологического всемогущества, но и противник Старка смешан с мусором. Если кто не знает, Мандарин — это в комиксах фигура вообще-то самая что ни на есть эпическая и знаковая, он как Джокер для Бэтмана, как Лекс Лютор для Супермена, он могучий и почти что непобедимый антагонист Старка, его суровое Анти-Я... К черту все! У Блэка Мандарин оказывается забавным похотливым старикашкой, бойко семенящим из сортира со словами «Фу, как я навонял!» На этой точке фанаты комикса дружно испустили свист презрения.
Впрочем, хардкорные фанаты вообще должны свистеть, как кипящие чайники. Потому что новый режиссер вообще вышиб третий фильм из колеи, накатанной предшественниками, отправив его куда-то в неизведанные дебри авторского видения. К примеру, костюм Железного человека, тот самый, что сделан из самых прочных и дорогих материалов, рассыпается на куски буквально от щелбана. Его достаточно элементарным поленом стукнуть, чтобы у него тут же голова отвалилась, а потом и все остальное. Четыре десятка костюмов, гибнущих в финальной битве, вызывают тихое изумление — они что, теперь сделаны из пластика? После того, что вытворял чудо-костюм в ЖЧ1, ЖЧ2 и Мстителях, очень странно видеть, как он вот так распадается на запчасти.
Нет, светлые моменты на самом деле в фильме не просто есть, но они пронизывают его насквозь. Так, прекраснейший Роберт Дауни-младший все так же приковывает внимание к своей блистательной персоне, Гвинет Пэлтроу не только по-прежнему хороша собой, но еще и на полном серьезе вступает в драку мужиков, раздавая массу смачных оплеух. И, конечно же, компьютерные спецэффекты выше всех и всяческих похвал. Но если обозреть картину с высоты Железночеловечьего полета, то становится ясно, что здесь больше нет ни скорости и вдохновения, ни бережного обращения с источником. Духа нет!
Конечно, вполне понятно стремление авторов взглянуть на культового героя под новым углом, довести его до предела возможностей, и посмотреть, на что он способен. Но они почему-то сделали шаг не вперед а назад — вместо того, чтобы заставить Тони прыгнуть выше головы, они всего лишь ослабили его, сделали уязвимым и ранимым. Теперь его усилия выглядят не как напряжение чемпиона-пауэрлифтера под небывалым весом, а как потуги новичка, тощими ручонками пытающегося выжать первую в своей жизни штангу весом сорок килограммов.
Словом, после просмотра создалось полное впечатление, что Шейн Блэк перед написанием сценария даже не посмотрел предыдущие фильмы с Железным Человеком. Об этом, кстати, говорят и многочисленные сюжетные неувязки, на которые зритель напарывается буквально на каждом шагу. Чего стоит одна только трогательная история с извлечением из сердца Тони той самой шрапнели, от которой его все время спасал светящийся реактор в груди... Раз это было так легко сделать, дорогой Тони, что ж ты не удалил этот осколок еще много лет назад? Ты тупил?
Как отдельный фильм «Железный человек 3» очень неплох. Как часть вселенной Marvel он по меньшей мере непривычен, а как максимум — просто неудачен. Так что можно с уверенностью сказать, что грандиозные обещания трейлеров окончились довольно тусклым подарком на один просмотр.
Влад Антонов рецензия на фильм «Железный человек 3» |