Рецензия на фильм «Стартрек: Возмездие»
США, боевик/фантастика Режиссер: Джей Джей Абрамс В ролях: Крис Пайн, Закари Куинто, Бенедикт Камбербэтч «Мир ликует, фанаты в печали»
Классный развлекательный фильм! Вы сидите с широко открытыми глазами, не желая пропустить ни секунды этого зрелища — так оно красиво, так динамично, так захватывает. За время просмотра в зале никто ни разу не взглянул на часы, при том, что фильм отнюдь не из коротких. Вот это и есть то самое кино, в котором есть Волшебство Большого Экрана. Злые языки поговаривают, что сия субстанция мало-помалу отходит в мир иной, но они не правы — Магия жива, и она прямо здесь, за стенами ближайшего кинотеатра.
«Стартрек: Возмездие» делает с нами то же самое, что в допотопные времена делали оригинальные «Звездные Войны» и «Индианы Джонсы» - уносит из реального мира в неизведанные дали невероятных приключений и какой-то чистой, незамутненной романтики. Огромное спасибо всем авторам картины за то, что в эти прагматичные времена они сумели сохранить детскую любовь к такой вот вдохновенной веселухе.
Новый «Стартрек» быстр, как эскадрон гусар летучих. Никаких прелюдий, к чертям — с первых же кадров мы с вами обрушиваемся на дно кипящего вулкана высотой в пять Эверестов, причем аккурат за секунду до удара огненной волны размером с дом. Никаких глубокомысленных диалогов при луне — экшен прерывает свой стремительный полет только для того, чтобы зритель не задохнулся и у него от эмоций пробку не вышибло. Милосердно дают перевести дух — и опять обрушивают Ниагару событий.
Джей Джей Абрамс, вне всякого сомнения, талантливый малый. Начав карьеру режиссера прямо с самой верхотуры с третьей частью «Невыполнимой миссии» (до «Трона» это был вроде как самый дорогой режиссерский дебют в истории), бывший сценарист начал бороздить просторы голливудской вселенной победоносно, как бронепоезд. Все, что он снимал, зрители неизменно принимали на ура. Везде сквозила уверенность истинного мастера своего дела, а самое главное — у изделий парня есть тот самый штрих таланта, без которого картины иных авторов выглядят какими-то незавершенными, даже несмотря на то, что, вроде бы, все в них на месте. Так вот: в «Возмездии» все точки над Ё расставлены до последней. Это законченная, полнокровная, вдохновенная вещь.
Изобретательный, непредсказуемый, гипнотизирующий космический вояж. Один из тех редких блокбастеров, которые не кажутся просто большущей упаковкой компьютерных спецэффектов. Актерская игра всех без исключения (а имена там — не кот чихнул) очень убедительна, и особенно доставил Камбербетч в роли главзлодея — его исполнение даже на фоне прочих талантов выглядит феерически. Постановка, видеоряд, музыкальное сопровождение — все безупречно как на подбор.
Сценарий написан с немалым вниманием к человеческой составляющей, чему дополнительно способствуют достаточно объемные и проработанные персонажи — для нынешних изделий Голливуда с их характерами из некрашеного картона уже одно это можно считать достижением. И никакого пафоса, никаких простираний конечностей к горизонту на пустом месте — уж если в кадре есть слезы и дрожащий голос, то они от начала до конца оправданны на сто сорок шесть эмоциональных процентов!
Скептики не преминут указать на немалое количество клише, но тут уж масштаб творения обязывает. В кино такого рода без роялей в кустах обойтись так же трудно, как в автомобиле трудно обойтись без колес более-менее круглой формы. Причем, прекрасно зная о штампах в своем творении, авторы «Возмездия» даже в этих условиях исхитрились удивить зрителя, и не один раз.
Конечно, это то еще фэнтези, нелепое даже не местами, а прямо целыми эпизодами. Взрывы в космосе грохочут неимоверно, плавание под водой происходит на скорости 50 км/ч, вулкан заморозили за считанные секунды, мертвеца с того света вернули по слову «Сим-салябим!», с тридцати метров прыгают и даже лодыжку не ломают... Зачем было в начале фильма прятать космический корабль от туземцев на дне моря, когда его можно было с куда большим успехом оставить летать на орбите? И почему прыжок корабля в гиперпространство оформлен теперь с этими колоссальными инверсионными следами из загадочной «звездной пыли», в то время как в первом «Стартреке» их в помине не было?
С чего вдруг баловница Кэрол надумала переодеваться, когда Кирк с ней в одной комнате? Еще позабавила метафора доктора Боунза: «Кто идет грабить банк, когда у машины спустило колесо?», при том, что машины в 23 веке уже вовсю парят над дорогой, и никаких колес у них не наблюдается. Это то же самое, что в наши дни выразиться: «Кто грабит дилижанс, когда лошадь ногу подвернула?» Смешной анахронизм выставлен на самое видное место, и сценарист явно не видит в нем ничего странного, равно как и в том факте, что спустя 250 лет люди вовсю пользуются сотовыми-раскладушками.
Ну а главный упрек, пожалуй, могут бросить авторам «Возмездия» хардкорные фанаты культового телесериала. Почему, спросят они, вся история про злодея Хана с небольшими вариациями выдрана сценаристами из фильма «Звездный путь 2: Гнев Хана» тридцатилетней давности? Финальный диалог между Споком и умирающим Кирком вообще воспроизведен чуть ли не дословно, разве только по смертельную сторону стекла в оригинале находился Спок. Неужели, вопрошают фанаты, трудно было придумать какую-то новую историю? Кризис идей? Видимо да — ремейки давно уже стали общим местом даже там, где их совсем не ждут. Так не проще ли было заново переснять фильм Николаса Мейера?
В этом свете упомянутая гипердинамичность уже воспринимается несколько иначе. Истинный «Стартрек» никогда не был бешеной скачкой от одной батальной сцены до другой. Именно поэтому «Возмездие» при всех своих многочисленных достоинствах не попадает в категорию безоговорочных шедевров — популизма в нем все же малость чуточку через край. Но то поколение, для которого оригинальный Стартрек — звук пустой, даже не поймет, о чем вообще идет речь, и будет просто впиваться глазами в экран, стараясь ничего не пропустить в этой громкой, красивой развлекательной карусели.
Влад Антонов рецензия на фильм «Стартрек: Возмездие» |