Рецензия на фильм «Великий Гэтсби»
США, мелодрама Режиссер: Баз Лурман В ролях: Леонардо ДиКаприо, Тоби Магуайр, Кэри Маллиган «Апофеоз Лео»
Классическая книга Скотта Фитцджеральда уже экранизировалась несколько раз, самый заметный фильм вышел на экраны в 1974-м. Сценарий к нему написал Фрэнсис Форд Коппола, а роль Джея Гэтсби исполнил молодой Роберт Редфорд. Теперь, когда мир увидел монументальное творение Лурмана образца 2013 года, то тут то там вспыхивают перепалки на тему «да этот ваш ДиКаприо Редфорду в подметки не годится», и все непрерывно сравнивают фильм с классикой семидесятых и попутно с первоисточником.
Не надо! Совершенно незачем забивать себе голову соображениями на тему того, кто больше похож на истинного Гэтсби, и где музыку лучше подобрали. Этим чрезмерно вдумчивый зритель только напрасно испортит себе удовольствие от просмотра. Потому что фильм База Лурмана нужно и должно воспринимать именно в отрыве от прочего культурного наследия на тему. Он самодостаточен, он совершенно в своем стиле, он такой один и он сам по себе. Его атмосфера принадлежит только ему, и она, эта атмосфера, восхитительна.
Я за то, чтобы дать уже Леонардо ДиКаприо Оскара. Сколько лет парень к успеху идет, и все не придет никак, при том, что влияния на современное искусство он оказал поболе, чем иной двух-, а то и трехкратный лауреат. То, как Лео исполнил в этом фильме роль замкнутого миллионера Гэтсби — потрясающе.
Это выдающийся артист нашего времени. В сущность своего противоречивого персонажа ДиКаприо ухитрился проникнуть так глубоко, что там просто не осталось пространства для кривотолков. Мы как на ладони увидели сущность загадочного мистера Гэтсби — неисправимого романтика, создавшего себя с абсолютного ноля, отталкиваясь исключительно от своей мечты.
Гэтсби — ожившая фантазия, плод своего собственного воображения, выдумавший себя сам. Но мало выдумать — он оказался настолько талантлив и энергичен, что его мечты нашли свое воплощение в реальном мире, поразив всех присутствующих размахом поистине эпическим. Рассказы о вечеринках стоимостью сотни тысяч долларов с салютом и бесплатным шампанским не сходят с первых полос газет, легенды о Гэтсби складываются восторженной толпой еще при его жизни, и сам он, подобно Говарду Хьюзу, удивительный и таинственный Человек-Загадка.
Стоит ли напоминать о том, кто играл Говарда Хьюза в эпике Скорсезе «Авиатор»?
ДиКаприо превзошел самого себя. Из всех его ролей за всю карьеру роль Гэтсби, несомненно, лучшая. Он предстает самоуверенным хлыщом и светским львом, а позднее — неуверенным в себе влюбленным, страдающим от бесконечных сомнений и терзаний по поводу своей давней любви — и все это странным образом уживается в одном и том же человеке невероятно аутентично, пластично, естественно. Ни одной надуманной позы, ни одного фальшивого взгляда! Если ДиКаприо не получит Оскара за роль Гэтсби, американская Киноакадемия может накрываться простыней и медленно ползти в сторону вечной стабильности.
Остальные центральные актеры картины, тоже не сфальшивившие решительно ни в чем, оттеняют образ Гэтсби образцово-показательно, они слаженно играют вместе, как виртуозные музыканты в блистательном ансамбле. Удивил Джоэл Эдгертон, похожий на накачанного молодого Ричарда Гира. Рассказчик в исполнении Тоби Магуайра ни одним движением брови не напоминает Человека-Паука. И конечно же, стоячих аплодисментов заслуживает Кэри Маллиган, потрясающе сыгравшая безвольную, слабую Дейзи, метания которой между двумя мужиками и породили печальную драму финала.
Баз Лурман, большой любитель театральных эффектов и роскошного видеоряда, показавший нам изумительную феерию «Мулен Руж» двенадцатилетней давности, снова в своем репертуаре. «Великий Гэтсби» - это фейерверк. Искры, блестки, роскошь, бьющая через край, расшвыривание бесчисленных миллионов и стремительные полеты над головокружительными панорамами. Судя по чрезмерной красивости задних планов, каждый из них виртуален, но от этого не менее прекрасен.
Особого упоминания заслуживает музыкальное сопровождение. Любитель эклектичного смешивания разных эпох (как в «Ромео + Джульетте» с ее современным антуражем на фоне строк Шекспира), Лурман преспокойно включил в повесть о 1920-х годах совершенно современные биты забойной электронной музыки, и — вот чудо-то! - это выглядит уместно, создавая необходимое настроение, и при этом воспринимаясь как вполне допустимая эстетическая вольность большого мастера.
Мощнейший режиссер, прекрасные артисты, культовый первоисточник, роскошное воплощение.
Влад Антонов рецензия на фильм «Великий Гэтсби» |