Рецензия на фильм "Последний самурай"
США Жанр: военная драма Режиссер: Эдвард Цвик В главных ролях: Том Круз, Кен Ватанабе, Уильям Атертон Бюджет: $ 140 000 000 Сборы: $ 460 000 000
"Совершенство"
Таким должен быть «правильный» «Форт Аламо». Таким должен быть фильм про великих бойцов. Таким должен быть фильм в жанре «историческая драма». Эдвард Цвик ухитрился снять эталон.
Тот случай, когда полумиллиардные сборы и огромный бюджет вполне укладываются в привычную картину мира, в которой все логично. Великолепная картина, прекрасно принятая зрителем, не оставляет возможности себя критиковать, будучи абсолютно, совершенно безупречной во всех отношениях. Даже не хочется перечислять, что именно в ней хорошо – придется упомянуть все компоненты фильма от А до Я. Цвик не упустил ровным счетом ничего.
Конец 19-го века – переломный момент в жизни Японии. То было время, когда страна Восходящего Солнца переходила от старого уклада к совершенно новой жизни в мировом сообществе. Переходила трагично и болезненно.
Старая Япония была другой планетой. Веками жившие совершенно обособленно на своих островах, японцы развили у себя до того оригинальную культуру, что редкие приезжие неизменно бывали шокированы открывавшимися видами – тут вам и каменные подушки (очень удобно!), и черненые зубы (очень красиво!) и вся эта жертвенно-трагическая эстетика, в которой честь много больше, чем жизнь.
Древний орден самураев – традиция, для Японии священная, но непоправимо, самоубийственно старомодная. «Последний самурай» повествует как раз о том самом поворотном моменте, когда противоречия между древним укладом, и исторической необходимостью развития должны были привести к конфликту, в котором старое уступит место новому. Трагедия состояла в том, что «старое» было вооружено острыми мечами и не боялось умереть в бою, а у «нового» не было такой смелости, зато были пушки и пулеметы.
Самураи много столетий охраняли своего императора, которого боготворили. И когда в конце 19-го столетия правитель стал испытывать большое влияние со стороны Запада, они восприняли это попросту как предательство. Ибо для настоящего самурая вообще не может быть такого понятия, как прогресс. И битва между последними самураями и набранным из презренных крестьян воинством современного японского правительства ознаменовала смерть старой, патриархальной Японии и переход страны к новой жизни в мире остальных государств. В том самом мире, где Япония в итоге стала одной из мощнейших экономик и отхватила себе семь процентов мирового ВВП. Вставшие на пути прогресса самураи неизбежно должны были быть сметены этой лавиной, ибо в новом мире места им не было вообще.
И они спокойно приняли вызов. Не колеблясь ни секунды, самураи встали на защиту традиций и безмятежно отдали за них свои жизни. И главный герой – капитан американской армии Натан Альгрен – пошел на верную смерть вместе с ними.
Казалось бы – зачем этому человеку присоединяться к самоубийственному предприятию самураев? С этими фанатиками все понятно – они родились и выросли в окружении такой эстетики, что для них смерть куда предпочтительнее, чем позор подчинения чужеземным обычаям. Но позже становится ясно как день – Натан нашел в обществе этих людей ЧИСТОТУ ДУХА. Дело в том, что его собственная душа страшно, непоправимо запятнана многочисленными убийствами женщин и детей, которые он совершил, «зачищая» американский Запад от мятежных индейцев. Он топит свою совесть в виски – безрезультатно, ибо не проходит и ночи, чтоб невинные жертвы не являлись ему в кошмарах.
Вот почему он идет с обреченными самураями плечом к плечу навстречу пулям. Он уже испепелил себя изнутри, и для него такой конец – не что иное, как искупление грехов, огненная жертва. Потому что совесть его еще жива.
Странный парадокс… Самураи с этим их презрением к черни, на которой они не колеблясь испытывали остроту своих клинков, с их абсолютным неприятием слияния Японии с остальным миром – со всеми их представлениями об окружающем они преграда для прогресса, не имеющая никаких шансов выстоять. Они, сами того не осознавая, идут против блага своей страны, которой жизненно необходимо развитие, железные дороги, новые технологии, чтобы не стать задворками мира, жалкой маленькой страной, обреченной на прозябание и отставание. Но именно переход Японии к новому укладу, тесно связанный с уничтожением самураев и прочей старины, сделал островное государство омерзительным хищником-милитаристом, навеки запятнавшим себя страшными выходками в начале 20-го века, конец которым положил только ядерный гриб Хиросимы. Так не самураи ли хранили ту самую честь, о которой забыла нация, сравнявшая архаичных воинов с землей?
Это фильм о героях. Он хватает за душу. Застывшие во времени самураи, сделавшие отказ от движения вперед своим кредо, и отдавшие жизни за традицию – исполины духа, невозможные в современном мире. Таких людей сегодня быть не может, ибо им нужна своя собственная эпоха, которая осталась далеко позади. О таких людях слагают легенды. Не случайно последними словами вождя самураев Кацумото, испускающего дух на поле боя, были слова о совершенстве. «Они все – совершенство.» Ибо ни один самурай из его войска, горстки храбрецов, вышедших с мечом наперевес против тысяч солдат с гаубицами и пулеметами, не запятнал себя бегством и мольбой о пощаде. Старая Япония умерла, унеся с собой Величие Духа, которому уже не возродиться никогда. Жители новой Японии о нем до сих пор помнят.
Влад Антонов |