Рецензия на фильм «После нашей эры»
США, фантастика/драма Режиссер: М. Найт Шьямалан В ролях: Джейден Смит, Уилл Смит, Софи Оконедо «Уилл окостенел»
К сожалению, после просмотра пришлось признать, что данное кино не удалось по позициям значительно более многочисленным, чем, к примеру, разочаровавший многих «Оз». Там-то, по сути, только с главными героями промахнулись по-настоящему, а тут...
Начать с того, что здесь творится что-то неладное с режиссурой. Говоря по простому - это, наверное, самая недраматичная драма в истории кино. Напряжения в ней - как в куске провода, отключенном от сети. М. Найт Шьямалан, так и не сумевший реабилитироваться после целой череды дорогостоящих провалов, судя по всему, скис окончательно и бесповоротно. Но хуже всего то, что в данном конкретном проекте он не только не был единоличным авторитетом на съемочной площадке, но вообще играл вторую скрипку!
Да, именно так: этот фильм снят двумя режиссерами, и среди них Шьямалан — отнюдь не номер один. Он отвечал за панорамы, цвет и композицию, в то время как актерской игрой центральных персонажей и повествованием занимался Уилл Смит, продюсер картины, владелец выпускающей компании и автор сюжета. Не в обиду будь сказано, но из этого тандема получилось одно только разочарование: фильм получился ни разу не динамичный и не увлекательный. Какой уж там экшен — большую часть времени действие вообще стоит как вкопанное, никак не затягивая и не влюбляя в себя. Лежачий камень.
Вторая беда — с актерской игрой. Все экранное время проходит во взаимодействии двух главных персонажей — сумрачного вояки Сайфера Рейджа и его сына Китая. Так вот: что Уилл, что Джейден совершенно не убедительны и не интересны в своей актерской игре, более того — между их персонажами нет той связи, той химии, что вызывает у зрителя ощущение сопричастности к драме. Это тем более удивительно, что в реальной жизни Сайфер и Китай — на самом деле отец и сын Смиты.
Возможно, оба актера просто восприняли описание своих персонажей слишком буквально. Про Сайфера в сценарии наверняка сказано: «Эмоционально отстраненный, суровый военный, который не любит проявлять свои эмоции и испытывает трудности в общении с сыном». В результате Уилл Смит показывает Сайфера, как человека, вообще избегающего эмоций! Любых. Честное слово, не припомню, чтобы я когда-либо видел живого, обаятельного Уилла Смита таким скованным, скучным и деревянным — бубнящий свои реплики бесцветным голосом, Сайфер больше похож на восковую фигуру из музея мадам Тюссо. Такое впечатление, что ему просто начхать на своего сына, да и на самого себя тоже.
Игра Джейдена немногим лучше. Изо всех сил стараясь изобразить метания юноши, вынужденного проходить нелегкий путь взросления за считанные дни, он то и дело переигрывает, словно не ощущая той грани, за которой уходит доверие и начинается раздражение. И это после столь убедительных образов, созданных им в «Погоне за счастьем» и «Карате киде»! Его хочется убрать из кадра, и заменить кем-то другим. Создать действительно искренний и хватающий за душу образ Джейден Смит оказался фатально неспособен.
Кого винить за столь ужасное превращение двух актеров? И чья вина в том, что в который уже раз поклонники таланта Шьямалана вышли из зрительных залов с ощущением стойкого чувства разочарования? Честное слово, так серенько выступить при таких обширных возможностях и нынешнем интересе публики к кинофантастике (вспомним, какие сильные проекты в этом жанре только что феерично отгремели по всему миру!) - это какой-то особенный талант надо иметь. В картине не оказалось ни атмосферы, ни интриги, ни визуальной феерии — только унылая беготня с компьютерными мартышками, да начисто отказавшийся играть Фреш Принс на заднем плане. Ей-богу, лучше б мы еще раз «Обливион» пересмотрели.
На фоне двух эпически провальных элементов уже не так плох очень слабый сценарий, в котором стопроцентной предсказуемости даже больше, чем затасканных клише. И все равно только слепой не увидит притянутых за уши обстоятельств, которые нужны были сценаристу «для пущей драмы», но вместо своей функции только напрасно насмешили зрителя. На заполненной пышной зеленью Земле так мало кислорода, что там запросто можно задохнуться... В первой же попавшейся пещере имеются наскальные рисунки, красиво подсвеченные привольно текущей магмой... Ночью ни с того ни с сего в тропиках начинается арктический мороз... Гигантская хищная птица разумно жертвует своей жизнью ради героя... Бред какой-то, честное слово.
Феерического камбэка Шьямалана не произошло. Его новый фильм «После нашей эры» на фоне классного «Обливиона» и великолепного «Стартрека: Возмездие» выглядит еще более беспомощным, странным и унылым. А что до Уилла Смита — роль Сайфера Рейджа, сухого, мрачного, и чудовищно неинтересного человека, стала низшей точкой его некогда блестящей карьеры... Так держать, Уилл. Еще пара-тройка подобных ролей, и с кино можно будет завязывать.
Влад Антонов рецензия на фильм «После нашей эры» |