Рецензия на фильм "Сахара"(4 место в рейтинге самых провальных фильмов)
США, Германия, Великобритания, Испания Жанр: приключения Режиссер: Брек Эйснер В главных ролях: Мэттью Макконахи, Пенелопа Крус Бюджет: $ 160 000 000 Сборы: $ 121 671 925
"Пыль, пыль, пыль" Бреку Эйснеру, когда он снимал «Сахару», было всего 34 года. Совсем молодой парень, а вознамерился удержать в руках такой проект. До этого он снимал рекламные ролики (и неплохо снимал), да еще работал над сериалами. Но как продюсеры молодому дебютанту доверили столь циклопическую конструкцию – совершенно непонятно. Колоссальный бюджет плюс съемки на двух континентах – звучит как дело для опытного профессионала, а не возможность новичку в киномире этот самый опыт приобрести.
Получилось что-то напоминающее поговорку про человека, который норовит откусить больше, чем может проглотить. Сдается мне, масштаб личности Брека примерно соответствует хорошим таким, масштабным рекламным роликам. В качестве автора потенциального блокбастера он выглядит никак. И не потому, что плохо снял – имеющий глаза, да увидит – тут и вправду есть на что взглянуть, а уж вступительные титры и вовсе шедевральные. Но для колоссальных надежд, которые возлагались на «Сахару», фильм получился фатально слабым.
Идея была размером с Монблан: снять этакого «Индиану Джонса» в современном антураже, да помоложе и побойчее (по возможности). Скользкая это дорожка, граждане. Объясню: во-первых, получается, что фильм по определению вторичен по отношению к «Индиане», а это в современном пресыщенном мире большая опасность. «Лара Крофт», которая, по существу, про то же, хотя бы строилась на основе женского типажа. Во вторых: уж если делаешь нечто в том же самом жанре, что и столь известный проект, как «Индиана Джонс», то как минимум ты должен сравняться с ним, а еще лучше – превзойти. Что же это получается - 34-летний телережиссер собрался переплюнуть самого Стивена Спилберга на его любимом поприще динамичного приключенческого кино? Не надо быть Нострадамусом, чтобы предсказать с вероятностью 99 процентов, что это тухлая затея.
Ну, так и вышло. Мэттью Макконахи не выдерживает сравнения с Харрисоном Фордом, несмотря на то, что прекрасен, как греческий бог Аполлон. Мэттью прекрасен, а Форд лучше, вот и все. Дружок главгероя – этакий американский Галустян, призванный внести юмористическую струйку, вносит ее довольно жалким образом, и видеть его еще в каком-нибудь кино лично я не хочу, ну его. Пенелопа Крус в «Сахаре» – вообще тусклая личность. Она и накрашенная-то, да с распущенными волосами – типаж на узкого любителя цыган, а уж с прической-пучком и очками на носу и вовсе одно горе. И какая же из нее после этого главгероиня? Правильно, в одну топку с Галустяном.
Вот был бы тут Том Круз и, скажем, действительно ослепительная красавица Дженнифер Коннелли – и мигом фильм набрал бы столь необходимые очки. При всех прочих равных. Кстати, Круза рассматривали на роль Дирка, и отвергли по причине малого роста. Вот и получите. На Круза-то народ всегда бегом побежит. А его рост всех прочих режиссеров почему-то не смущает. На крайний случай дайте ему ботинки с каблуками, а об остальном Том позаботится. В частности – о кассовых сборах. Кусайте локти, Эйснер сотоварищи, ведь Том ХОТЕЛ у вас сниматься, что только снится множеству режиссеров!
Но дело все-таки не в актерах. Дело в Волшебстве. Том самом ореоле вдохновения, который окружает великие фильмы. Беда «Сахары» велика, ибо у нее этого ореола нет. Нет того, что выводит кино в стратосферу. А берется это сияние из души Автора – таких, по-настоящему великих, режиссеров в мире десятка два. Спилберг – один из них. Эйснер – не один из них. Точка. Природу, как ни тужились создатели «Сахары», обмануть в очередной раз не удалось. Не помогли ни 240 миллионов долларов, ни надсадная рекламная кампания, ни весь этот мускулисто-археологический антураж.
А тужились до посинения лиц. Отдельные фрагменты видеоряда поражают воображение даже самого искушенного зрителя. Фабрика по переработке токсичных отходов с помощью солнечного света – немыслимое циклопическое сооружение из тысяч зеркал в пустыне – вообще что-то трудновообразимое. Размахнулись и вдарили так, что земля сотряслась. Только побеждает не самый большой и сильный, а самый одаренный. Не тот, кто машет двухсотмиллионной кувалдой бюджета, а тот, кто аккуратно пробежав на цыпочках, поражает точным ударом в самое сердце. «Сахара» промазала. Когда улеглась пыль после ее молодецкого замаха, на равнине остались гордо возвышаться спилберговские «Индианы Джонсы». «Сахары» и след простыл – только оседающая пыль.
Влад Антонов |