Рецензия на фильм «Одинокий рейнджер»
США, вестерн Режиссер: Гор Вербински В ролях: Джонни Депп, Арми Хаммер, Хелена Бонем Картер «Пираты Техасского кактуса»
Как «Война миров Z» установила новую планку для фильмов про зомби, так «Одинокий рейнджер» задал новый стандарт для вестернов в том, что касается любезных обывательскому сердцу треска и грохота. Этого добра хоть отбавляй. Катастроф с паровозами ажно две штуки, и вообще паровоз в картине выглядит как главный поставщик батальных эпизодов – видимо, по причине отсутствия более внушительных стихий в техасских прериях.
Гор Вербински хотел сотворить образцовое развлекательное кино. Фильм похож на аттракцион в диснеевском парке развлечений, такой же, из которого в свое время выросли «Пираты» (наверняка там есть и что-нибудь про Дикий Запад) – железнодорожные пути, пересекающиеся в произвольных направлениях и разделяющиеся надвое, а потом снова сливающиеся воедино исключительно ради трюков, смачно выписанные карикатурные персонажи и пафосно-героический сюжет. Старания и впрямь титанические – чего стоит только похвальное стремление снять как можно больше реальных кадров с роскошным реквизитом, чтобы свести к минимуму количество компьютерной графики.
Но хорошее ли это кино? Нет. И вот почему.
Только ленивый не упомянул о параллелях с Пиратами (пожалуй, даже и ленивый сподобился), но не упомянуть о них нельзя. Потому что это не что иное, как довольно бессмысленная калька с Пиратов. Гор Вербински и Джонни Депп посадили флибустьеров в седло, и думали, что мы не заметим. Мы-то, может, и не заметили, но кое-кто уже закидал Рейнджера помидорами по самые помидоры.
Несмотря на то, что Депп – лучшее, что есть в фильме, даже он не выглядит на своем месте в роли индейца Тонто. На индейца он совершенно не похож, а похож он на клоуна с дохлой вороной на голове. Одинокий же Рейнджер сыгран Арми Хаммером. Кто сей? Красавчик, сыгравший близнецов в финчеровской «Социальной сети». Так вот: его герой, который должен быть ГЕРОЙ – всего лишь комический подпевала при Тонто.
Да, он второстепенный персонаж! В промежутках между славными свершениями легендарный Рейнджер смешно получает в нос, пачкает кальсоны в техасской пыли и вытирает головой лошадиные какашки. И в честь этого чудика назвали весь фильм? Напрасно: он в нем деталь менее значительная, чем содержательница борделя Костяная Нога с ружьем в пятке. Хорошо хоть, второстепенная фигура Рейнджера не выглядит чужеродно рядом с индейцем. Хоть чем-то фильм отличается в лучшую сторону от «Дикого, дикого Веста»…
Вообще местная комедийная составляющая пахнет не очень хорошо, а уж как она вставлена в фильм – вообще отдельная история. Конь Одинокого Рейнджера ни к селу ни к городу представлен магическим существом, которое умеет летать, судя по тому, что он постоянно оказывается то на крыше амбара, то вообще на дереве, сильно веселя детишек. Как это согласуется со сценой, в которой злодей вырезает сердце у брата Рейнджера? В огороде бузина, а в Киеве дядька… Невооруженным глазом видно желание угодить сразу всем – от маленьких поклонников Микки Мауса до взрослых фанатов «Молчания ягнят». Мотивация такого рода не раз и не два приводила к тому, что угодить как следует не получалось ни нашим, ни вашим.
Сценаристы пошли по пути наименьшего сопротивления, сочинив сюжет, в который засунуты, кажется, все известные клише кинематографа – тут вам и «значительный положительный человек, который на самом деле злодей», и жена убитого шерифа, которая на самом деле любит главного героя, и ни в какие ворота не лезущее поведение злодеев, пристреливающих направо и налево ВСЕХ, кроме главных героев, даже если эти самые герои сидят перед ними битый час без оружия, а у злодеев в руках заряженные пистолеты. А уж эти непрерывные спасения в самый что ни на есть распоследний момент десять раз подряд…
Словно этого мало – тут еще и младенческие познания упомянутых сценаристов о самых элементарных вещах. Так, авторы постоянно путают паровозы с электровозами, на которых достаточно передвинуть рычаг – и состав попрет вперед, бешено набирая скорость. Между тем набор скорости на паровозах возможен, только если бросать в топку уголь в поте лица – только так можно поднять давление пара и разогнать состав. А в картине аж два раза подряд паровоз разгоняется вообще безо всяких кочегаров!
Чрезмерный, переполненный всем, чем только можно, несостоявшийся блокбастер создан Вербински и Брукхаймером по испытанному принципу «Чем больше, тем лучше», и это тот случай, когда проверенный план не сработал. Погнавшись за масштабом, авторы упустили из виду такую важную составляющую фильма, как его простоту. Злодеев целых три – помимо не любящего мыться бандита Кавендиша (само собой, со шрамом на роже) здесь еще и алчный железнодорожный магнат, и даже коррумпированный кавалерийский командир.
Добавлена зачем-то и линия Рассказчика - вся история показана в виде воспоминаний престарелого Тонто, и когда зритель переносится к диалогу индейца с мальчиком, которому он рассказывает о делах минувших дней, действие замирает. Нет никакой причины для этого, кроме как показать Деппа в гриме дряхлого старика (будто ему сантиметрового грима Тонто в молодости мало показалось).
За всем этим нагромождением несчитанных миллионов сквозит какая-то странная пустота. Взаимосвязи между персонажами почти что нет, к примеру, романтическая линия Рейнджера и Ребекки Рейд пропала без вести, а сама Ребекка тускла до невозможности, так же как и ее сын. Здоровой драматичности нет и в помине, зато есть смешные хищные кролики. Вся история невесома, гравитации ноль – и это несмотря на «исторически верные образы» и отсылки к реалиям 19 века, вроде эксплуатации китайского труда и истребления индейцев при прокладывании железной дороги. Причем это самое истребление индейцев Вербински посчитал настолько незначительным событием, что не уделил ему ни одной сцены! Просто прискакал из прерий Фуллер, и бодро доложил – МЫ УБИЛИ ВСЕХ! И о какой глубине тут можно говорить?
Только актерский дуэт Хаммера и Деппа выглядит хоть сколько-нибудь осязаемо, но эти двое заслуживают фильма, который бы им соответствовал. Этот непомерно раздутый пузырь, который почти уже лопнул, определенно не из таких.
Влад Антонов рецензия на фильм «Одинокий рейнджер» |