Рецензия на фильм «Тихоокеанский рубеж»
США, боевик/фантастика Режиссер: Гильермо дель Торо В ролях: Чарли Ханнем, Идрис Эльба, Ринко Кикути «Роботы внутри роботов»
Гильермо дель Торо в свое время отличился, сняв неподражаемо стильную вторую часть про Блэйда, а потом выдал пару комиксовых историй про Хеллбоя, и между ними – гениальную фантасмагорию «Лабиринт Фавна». Мексиканский талантище, а по совместительству сценарист и продюсер, дель Торо сегодня является очень заметной фигурой мирового кино, но ему во что бы то ни стало захотелось быть ЕЩЕ ЗАМЕТНЕЕ. Так, чтобы его было видно за сто километров.
И он вознесся главою непокорной выше не то что Александрийского столпа, но вообще всех столпов Голливуда вместе взятых – похоже на то, что ни Спилберг, ни Камерон, ни кто бы то ни было еще не снимал до сих пор кино, настолько поражающее своей гигантоманией. Словно кто-то предложил: «А давайте сделаем фильм про роботов высотой с многоэтажный дом!», а Гильермо ответил – «Какой на фиг дом? С телебашню!»
Это надо смотреть непременно в 3D, с хорошим звуком, чтобы пробрало до костей. Сам дель Торо как-то сказал, что на создание этой оды великанам его сподвигла картина знаменитого испанского художника Гойи «Колосс», на которой изображена фигура человека чудовищных размеров, виднеющаяся на горизонте. Задачей режиссера стало воссоздание этого самого «чувства обалдения», возникающего у наблюдателя при взгляде на полотно. И он таки воссоздал. Он его так воссоздал, что Франциско Гойя, доживи он до наших дней, и имей возможность сходить в кинотеатр на «Тихоокеанский рубеж», почувствовал бы себя скромным подмастерьем.
Сказать, что компьютерные спецэффекты здесь совершенны – значит не сказать ничего. По части визуального великолепия «Рубеж» лупит танкером по чайнику не только «Трансформеров» с «Годзиллой», сплавом которых он выглядит сильнее всего, но вообще все, что художники компьютерных спецэффектов наваяли в своих многомиллионных студиях с момента появления цифровой анимации. Старая и заслуженная компания Джорджа Лукаса Industrial Light and Magic, немного обалдев от напора амбициозных студий-выскочек вроде Rhythm & Hues, поднатужилась, и сотрясла все мироздание от края до края, одним мощным ударом роботизированного кулака показав, где раки зимуют, и кто вообще на этой маленькой планете самый большой, первый и могучий.
Это буквально демонстрация того, на что сегодня способны мировые мастера спецэффектов. Как выяснилось, они теперь способны на то, что средний обыватель и представить-то себе не может. На фоне «Рубежа» даже самые зрелищные картины не таких уж давних лет выглядят бесплотно и неосязаемо – и только здесь нарисованные персонажи наконец-то обрели настоящую массу. Чудовищную массу!
Впрочем, сам фильм все же не обрел той правдивости, о которой так мечтает искушенный зритель, уставший от клюквы, предлагаемой ему в титанических масштабах. Клюква сопровождает каждый шаг железных дровосеков. Поэтому при всех своих графических прелестях, «Рубеж» отягощен еще и хтоническими глупостями, пробравшимися в кадр с самоуверенностью, граничащей с нахальством.
Почему операторы внутри робота шагают втрое быстрее, чем сам робот? На один его шаг приходится три-четыре шага маленьких человечков, а между тем движения этой махины и людей якобы строго синхронизированы! Сцена с десантированием роботов с вертолетов вообще выглядит неописуемо нелепой: несущие роботов двухмоторные вертолеты типа «Чинук» могут поднять примерно 12-13 тонн каждый – стало быть, восемь вертолетов несут всего лишь сотню тонн, в то время как вес механических монстров во много раз больше! Они на равных бьются с Кайдзю весом 2500 тонн – стало быть, они ненамного легче (и в бою это прекрасно чувствуется!)
Впрочем, эпизод с летающим Кайдзю выглядит еще невероятнее – мало того, что его медленные кожаные крылышки не смогли бы поднять в воздух даже его самого – так он еще и боевого робота, весящего чуть ли не как он сам, уволок куда-то в стратосферу, где разреженный воздух прекрасно держал его в подвешенном состоянии, нимало не смущаясь тем, что это невозможно. Причем уволок он его не за полчаса-час, как должно быть по логике вещей, а секунд за десять. И мало этого – падающий робот почему-то начинает раскаляться и гореть, словно он метеорит, хотя скорость свободного падения меньше скорости метеорита по меньшей мере в сто раз!
Ну а эпизод с лупцеванием годзилки по ушам нефтяным танкером, прочным, словно он бита бейсбольная, вполне внятно дает понять, что автор этой идеи не вполне в курсе насчет прочности корабельных корпусов данного типа, которые, случалось, ломались пополам на хорошей волне под собственным весом. Избить кого-то такой штукой – то же самое, что броситься на противника с газетой, свернутой в трубочку. Впрочем, ради красного кадреца…
Всяких невежественных перлов в фильме хоть отбавляй (есть даже яркое, желтое подводное пламя), а потому он хоть и пытается выбраться из ряда всяких там «Морских боев», но все равно безнадежно увязает во все той же компашке безграмотных и пафосных американских «главных блокбастеров лета», даром что режиссером мексиканец. От автора «Лабиринта Фавна» в глубине души я ожидал большего… Нет, тонкости и оригинальности не будет: какой-то перепев «Дня независимости» - вдохновенная речь, лидер, идущий в бой, проникновение в разум пришельца, нашествие инопланетян, два героя на ответственном задании, ядерная бомба – неужели нельзя было не ехать по тем же самым рельсам, а проложить вместо них какие-то другие, неожиданные?
Фигушки. На кой нам сдалось напрягать мозги лишний раз, когда и старый набор прекрасно работает?
Видимо, весь запал ушел в создание упомянутого «чувства офигения от масштабов». Нестандартный сюжет прошел стороной, точно так же как и яркий главгерой, так что внимание фиксируется в основном на второстепенных персонажах вроде сурового чернокожего командира Стакера (примечательно, что этот герой Идриса Эльбы жертвует своей жизнью ради спасения Земли – см. «Прометей»). Не обошлось и без старого знакомого режиссера – Рон Перлман, исполнивший в свое время роль Хеллбоя, здесь предстает в образе высокомерного контрабандиста, и, по обыкновению, колоритен как черт. Но что до центрального персонажа Рейли и его каменноликой соратницы Мако – они совершенно заслонены шагающими исполинами.
Главное послевкусие заключается именно в «ощущении огромности». Ощущения же правдивости нет как нет – и его дополнительно втаптывает в небытие чудовищно карикатурный образ русского героя (пламенный двухметровый блондин с бородой и зверским выражением физиономии), напоминающего демонического Rasputina из «Хеллбоя». Хорошо хоть без ушанки со звездой и бутылки водки, с них бы сталось, с кудесников.
Таким этот фильм и остается в памяти – могучим ударом по органам чувств с перегрузкой всех сенсоров. В качестве средства для оглушения он потрясающе хорош.
P.S. Интересно, что идея с огромными роботами, управляемыми человеком, находящимся внутри, сама по себе не нова чуть более чем полностью, если вспомнить старый добрый боевичок «Робот Джокс» родом из седого 1989 года.
Влад Антонов рецензия на фильм «Тихоокеанский рубеж» |