Рецензия на фильм «Турбо»
США, анимация Режиссер: Дэвид Сорен В ролях: Райан Рейнольдс, Пол Джиаматти, Майкл Пенья «Зум-зум!»
Сделать главным героем улитку – это смело. Во-первых, у улиток нет ни рук ни ног, плюс к тому аниматор вынужден передавать всю гамму чувств героя при помощи одних только глаз и рта (потому что у улиток и лица особо не наблюдается). Во-вторых, улитки являются вредителями, и по совместительству лакомым блюдом для гурманов, так что для некоторых смотреть кино о приключениях брюхоногого – то же самое, что пытаться сопереживать пельменю. В-третьих, если они войдут в контакт с солью, фильм немедленно получит рейтинг «от 13 и старше».
Авторы «Турбо» выжали из идеи «Улитка побеждает в автогонке» чуть более, чем можно себе вообразить. Вследствие этого фильм щеголяет, возможно, самыми странными моментами среди всех новинок года – и это после того, как мы видели Рассела Кроу верхом на гигантской стрекозе в «Человеке из стали». Но на неожиданном концепте оригинальность авторов, похоже, и заканчивается – центральная идея о «маленьком, но гордом изгое, мечтающим быть тем, кем он не может быть» - прямая копипаста с «Рататуя», а остальное с минимальными изменениями перекочевало из «Тачек».
Причем перекочевало в малость извращенном виде – к примеру, мораль «любой может победить, если только поверит в себя» в «Турбо» совершенно теряет смысл, если вспомнить, что главный герой получил свой дар носиться со скоростью 100500 миль в секунду самым что ни на есть чудесным (читай - жульническим) способом, а в честной-то борьбе он проиграл бы еще до начала заездов. Дорогу мошенникам?
Один из авторов сценария – Роберт Сигел, создавший сюжет «Рестлера» с Микки Рурком (наверно, это он стоит за смищной шуткой с птицами, время от времени уносящими вопящих улиток навстречу страшной смерти). В центре внимания – увлеченный автогонками улитк Тео, работающий на помидорной плантации неизвестно кем (и вообще весь смысл «работы» улиток в начале фильма покрыт мраком неизвестности – кажется, они там просто катают с места на место гнилые помидоры да изредка уныло жуют их, и все).
Попав внутрь работающего мотора спортивной машины (!), Турбо принимает живительную ванну из закиси азота, в результате чего приобретает СУПЕРСИЛУ, заключающуюся в умении светить глазами как фарами(!!), транслировать радиопередачи (!!!), а главное - носиться с чудовищной скоростью по горизонтальным, вертикальным и прочим плоскостям, оставляя за собой светящийся след (если бы не этот след, никто бы вообще не смог заметить, что мимо него что-то проехало). Нимало не смущаясь тем, что в суперскорости нет ни малейшей его заслуги, Тео aka Турбо жаждет снискать лавры «самой быстрой улитки на планете Земля».
Далее следует знакомство с толстым мексиканцем Тито с его шайкой беговых улиток, весь смысл присутствия коих в фильме, судя по всему, состоит в том, что их озвучивают Сэмюэл Джексон и Снуп Дог. Хотя, при всем уважении, Сэм Джексон, за весь фильм не обозвавший никого «мазафакой» – это как безалкогольное пиво в компании резиновых женщин. Впрочем, харизма двух матерых черных человечищ все равно благополучно испарилась на этапе отечественного дубляжа.
Ну а плохой парень (ведь нам же нужен плохой парень!) – это представитель главных врагов всех улиток на свете – французов. Гай Ганье – чемпион, кумир Турбо, засматривающего до дыр кассеты с записями его победных выступлений. Выглядит бэд бой как карикатура на Венсана Касселя, и, разумеется, оказывается козлом, каких свет не видывал. В конце он надрывно борется с Турбо за считанные миллиметры, проявляя при этом меньше благородства, чем сто канонических подлецов, вместе взятых.
Обращает на себя внимание высокая, почти чрезмерная подвижность действия – Сорен практически постоянно кружит героев в красочном, стремительном калейдоскопе, отчего зритель ближе к финалу начисто забывает об абсурде, творящемся на экране. Именно тогда «Турбо» предстает во всей красе, как сугубо детский, в высшей степени нереальный и фантастический фильм, воплощающий мечты ребенка о жизни далеко за пределами обычного существования. История Турбо – это даже еще ирреальнее историй всяких там Спайдерменов-Суперменов, она мультяшнее любой мультяшки, и в своей фантазии шагает дальше фэнтези.
И апофеозом волшебного абсурда становится ураганнейший на свете гранд финал, в котором крошечный, еле видимый глазом на гоночной трассе, Турбо одного за другим обходит своих соперников, всеми фибрами души устремляясь к победе. Только за один этот финал можно тысячу раз простить и абсурд, и вторичность, и натяжки сюжета, и местами не самый удачный юмор. Потому что режиссеру действительно удалось заставить зрителя проникнуться восторгом по поводу того, как этот безумец Турбо, такой крошечный и незначительный, сумел пробиться к громоподобному триумфу, и получить-таки свой Кубок Чемпиона.
Пусть и в не совсем честной борьбе.
Влад Антонов рецензия на фильм «Турбо» |