Рецензия на фильм «Элизиум: Рай не на Земле»
США, фантастика/боевик Режиссер: Нил Бломкамп
«Потерянный рай»
Когнитивный диссонанс. С одной стороны, визуальная составляющая расцветает пышным цветом — вот уж про нее воротилы от кино слова плохого не скажут, ведь чем зрелищнее боевик, тем больше потенциальные сборы. А вот что до интеллектуальной стороны — хиреет она, бедная, и чахнет, и никаким кастрюльным грохотом спецэффектов ей не поможешь. Конечно, обычно это все-таки не дело режиссера — разруливать досадные сюжетные тонкости, но только не в том случае, когда режиссер демонстративно является также единоличным автором сценария. Стараясь встроить в свою картину мощный социальный посыл, автор не то что перестарался — он вообще всю идею с землей сравнял. Уж не по вине ли упомянутых продюсеров?
Сценарий «Элизиума» повествует примерно о том же, о чем рассказывали в свое время сводки гражданской войны — о том, как восставшие крестьяне пришли на хутор богатого барина, самого его на дереве повесили, жену изнасиловали, собачку растоптали, в рояль нагадили, а усадьбу сожгли. Казалось бы, должно быть жаль барина? Ан нет: изверги, топчущие собачку, у Нила Бломкампа почему-то вполне себе хорошие парни. Судите сами.
2154 год. Земля перенаселена и воняет угарными газами пополам с сами знаете чем. 100500 миллиардов ее жителей кружатся в непрерывной порочной карусели бесконтрольного размножения, густо приправленного болезнями, безработицей, повальным бандитизмом, и поверх всего — какой-то совершенно сверхъестественной нищетой. Брутальный уголовный тип по имени Макс, завязавший с бандитским прошлым, пытается заработать сущие копейки на заводе по сборке терминаторов, день и ночь мечтая о том, как попасть в местный аналог царствия небесного под названием Элизиум — этакое колесо от телеги диаметром 100 километров, медленно вращающееся на дымном небосклоне.
Попасть туда — то же самое, что попасть, скажем, в рай. Зеленые лужайки перемежаются дворцами в классическом стиле, отовсюду льется нежный перезвон небесных арф, а небожители коротают время, занимаясь царственными пустяками вроде гольфа, щебетанья на французском, да величавых размышлений на тему совершенства бытия. На Элизиуме нет смерти, поскольку техника докатилась здесь до такой степени просветления, что случись у кого, скажем, рак, так она его просто пересоберет заново из его же молекул, только уже без рака, ну и до кучи еще без морщин, прыщей и плоскостопия. Эпик вин.
Оборванцы на Земле, не испытывающие страданий разве только во сне и после отхода в мир иной, смотрят на этот самый Элизиум как на решение всех своих проблем. Главная из которых, как и следовало ожидать — чуть более чем фиговое здоровье. Элизиумские лечащие капсулы, способные за считанные мгновения исцелить индивидуума хоть от потери физиономии в результате взрыва гранаты в полуметре от бестолковки, являются самой вожделенной плюшкой для земных пролетариев. Поэтому регулярно бедняги предпринимают самоубийственные попытки прорваться в парадиз на обшарпанных космических тазиках, только чтобы быть выпиленными еще на подлете при помощи футуристического гранатомета.
Макс лелеет мечту об Элизиуме с самого детства. Надеясь попасть на нелегальный рейс с Земли, он вкалывает как проклятый, но все напрасно: случайно получая слоновью дозу радиации, работяга узнает, что жить ему осталось всего лишь пять дней. Понимая, что терять уже нечего, парень ударяется во все тяжкие, лишь бы прорваться на Элизиум к заветной медицинской капсуле, которая одна способна спасти его от смерти. И тут, совершенно случайно, наш протагонист получает доступ к кодам от всей инфраструктуры Элизиума, и становится способен перезапустить систему, внеся в нее перед этим изменения в стиле «Добро пожаловать к нам, земные гости, у нас для всех места хватит!»
Как в том анекдоте: «За что вы боретесь? - Чтобы не было богатых! - Да.... А мой дед боролся за то, чтобы не было бедных...» Пафос не самого плохого фильма «Элизиум» вдребезги, в мелкое крошево разбивается о простой и очевидный факт: среди «вредных героев» бломкамповский Макс является звездой класса А. Когда все «невольные злодеи» кинематографа соберутся на демонстрацию, он у них флаг понесет. Автор сценария-тире-режиссер выставил — не знаю, вольно или невольно, но лучше бы последнее — своего главного героя тем самым человеком, который мостит благими намерениями дорогу в самый что ни на есть адский ад.
Ведь что такое Элизиум? Это не что иное, как возможность хотя бы горстке людей нормально жить вдали от безнадежной земной клоаки, храня культуру, генофонд, да просто хорошие манеры от новейших голодных Аттилл, полчища которых уже превратили Землю в грандиозную помойку. И вот наш Макс, движимый исключительно благородными побуждениями типа «вылечить дочурку любимой женщины», ни много ни мало, ОТКРЫВАЕТ ПУТЬ НА ЭЛИЗИУМ ВСЕМ ОБИТАТЕЛЯМ ГЛОБАЛЬНОГО ГЕТТО! После чего звучит эпическая музыка, и нам дают понять, что все закончилось очень хорошо.
Если у Нила это получилось случайно, еще можно простить. Но если он вполне намеренно обрывает фильм в шаге от начала натурального мини-конца света, ждущего Элизиум спустя ровно минуту после финальных титров — Бломкамп, при всем уважении, просто живодер. Потому что я просто не могу понять, КАК то, что выдается в финале «Элизиума» за хэппи-энд, вообще может восприниматься чем-то кроме начала былинного безобразия, в котором повинен... кто же? «Положительный главный герой»? О, sancta simplicitas!
Не знаю, может быть автор искренне верил в то, что преподнеся Элизиум землянам на блюдечке, отважный Макс поднимет чумазых обитателей планеты до уровня культурных полуангелов небесной станции, и полчища нищих отморозков немедленно начнут разыгрывать партии в шахматы и обсуждать тонкости поэзии эпохи Ренессанса. Не знаю. Просто это единственный вариант, когда мораль картины не страдает от рака головного мозга в терминальной стадии.
Реальным же итогом героических действий Макса-терминакса станет не что иное, как... гибель Элизиума и превращение его в филиал земных трущоб, но только на орбите, и в виде колеса. Фейл. За считанные месяцы наводненный зачумленными землянами, Элизиум мгновенно обретет черты фавел, покрывающих тысячи квадратных километров планеты. Как водится, первыми при чудном укладе жизни под названием «анархия» на лакомый кусок налетят вовсе не красивые, умные и добрые, а самые жестокие, злые и кровожадные (коих, как следует из фильма, на Земле over дохрена). Что эта бурая братия сотворит с интеллигентами в очочках вместе с их французским языком и теннисными кортами, остается только догадываться. А о судьбе прекрасных женщин Элизиума даже и догадываться неохота — страшно. И еще страшнее думать об элизиумских детях.
Чудо-капсулы будут очень скоро загажены и приведены в полную негодность, точно так же как и все эти чистые, отполированные приспособления для шлифования ногтей и приготовления конфитюров. Спустя достаточно короткое время — год-два, может быть три — Элизиум, чудо творения рук человеческих, окажется неотличимым от самого запакощенного квартала Лос-Анжелеса, а его население частью умрет (и это будут самые везучие), а частью ассимилируется с большинством, вольется в него и морально упадет до его уровня. Грандиозная победа, Макс. Итогом всех твоих стараний, включая трогательное самопожертвование, становится все та же больная, по уши закаканная Земля, плюс такой же погибший и закаканный Элизиум на орбите. Может, не подумал?
Я обеими руками за идею всемирной справедливости, равенства и братства. Но та катавасия, что творится в «Элизиуме», больше напоминает мне намеренное убийство односельчанами богатого соседа исключительно из злобного, мстительного чувства «Сдохни, если осмелился быть лучше нас!»
Влад Антонов рецензия на фильм «Элизиум: Рай не на Земле» |