Рецензия на фильм «Риддик»
США, Великобритания, боевик Режиссер: Дэвид Туи
«Dick»
Сила в простоте — так рассудил Дэвид Туи. Ведь что такое был его оригинальный фильм про Риддика «Черная дыра»? Survival horror чистой воды! Несколько человек на отдаленной планете, наполненной хищными тварями, желающими УБИВАТЬ, изо всех сил пытаются побороть строптивый сценарий, во что бы то ни стало вознамерившийся не дать им улететь из этого жуткого места.
На фоне резни инопланетных уродцев со всех сторон демонстрируется простой и мрачный персонаж, получившийся просто исключительно выпуклым и рельефным — Ричард Б. Риддик, гладкоголовый уголовник-рецидивист без определенного места жительства и рода деятельности, беспощадный убийца с белесыми глазами ночного видения, и вместе с тем чуточку рыцарь. Вот уже много лет профессионально занимается убеганием от правосудия. Вопросы?
В «Черной дыре» было все, что нужно, и ничего более — жесткий "антигерой", гуляющий исключительно сам по себе, высокомерный охотник за головами, пытающийся доказать лысому слепцу (слепому лысцу?), что это он тут главный самец. Еще были злобненькие инопланетные каракатицы с зубками, плюс ряд второстепенных персонажей, испускающих дух на фоне боданий указанных антагонистов сперва с монстрами, а потом и друг с другом. Это было надежно, словно каменный топор — в нем просто нечему ломаться. Возможно, именно поэтому неуместно роскошные и перегруженные деталями «Хроники Риддика» были признаны фэйлом столь единодушно.
И вот — перезагрузка. Туи словно начал с конца — все как в первом фильме франшизы! Заброшенная планета — раз. Жуткие монстры копошатся — два. Группа солдат удачи стремится улететь из этого гадюшника, но фигушки — три. Риддик один против всех, и он брутален — четыре. Даже финальная сцена происходит ночью! Вы что, шутите? Единственное отличие — дождь. Пожалуй, возвращение к истокам получилось слишком буквальным...
Впрочем, первая треть действия вполне оригинальна, и она просто выше всяких похвал. Риддик страдальчески выживает в недружелюбном окружении, заводит себе симпатичного мохнатого питомца, разрабатывает планы спасения... Тут бы и дать ему улететь, добраться до предателей-Некромонгеров, бросивших его в этом пустынном аду, и устроить им кровавую баню... Гол? Фиг, штанга. До самого финала фильм пригвоздит главгероя к этому космическому Мухосранску, и будет обескураживающе катиться по нисходящей, предавая многообещающее начало, за которым могло скрываться так много, а в итоге не укрылось ничего, кроме посредственных цитат.
Начинают посещать невеселые мысли о том, что разговоры Туи и Виндизеля о «важности франшизы» и «ценности образа» малость неискренни. Потому что вместо настоящего искусства, пусть и в стиле примитивизма, мы опять узрели звериный оскал капиталистической гидры. Две трети картины сделаны так, словно единственный смысл появления этого фильма — заработать как можно больше денег на популярности Вина, взмывшей в небеса после великолепных «Форсажей». А вовсе не для самовыражения режиссера и актера (да, Вин снова демонстрирует актерскую игру бетонного перекрытия, а его оригинальные реплики на английском звучат так монотонно, словно он не с людьми разговаривает, а что-то бубнит себе под нос).
А уж если говорить о сценарных натяжках, ставших непременным атрибутом любого голливудского кино с претензией на хороший прокат, то мысли становятся еще печальнее. Да, все в старом добром стиле «героя вот-вот убьют, но в последнюю секунду все ж не убивают, а потом — вот сюрприз! — он сам убивает того, кто его чуть не убил!» Навязло в зубах аж до судорог. Чудесные спасения в распоследний момент, считаю, надо из сюжетов каленым железом выжигать, ибо уже достали до поджелудочной железы.
Там еще много чего... Риддик ползет по каменной пустыне, его нога сломана пополам... упс, вот он уже ИДЕТ со сломанной ногой, хромает, правда... Герои скрываются в железном сарае, в который люто ломятся монстры, так что аж крыша прогибается, через десять минут они стоят на улице, и монстров НЕТ... Петрушка с энергетическими блоками, запертыми в шкафу, вообще не лезет ни в какие ворота — похоже, сюжет заклинило бы намертво, если бы у замка не было функции ВЗРЫВАТЬСЯ при неверном наборе кода. Высосано из пальца — это еще слабо сказано.
И так далее! Даже за минуту до титров в глаза лезет нелепая живучесть Риддика, который только что лежал и помирал с вражеским клыком промеж своих брутальных ребер, и тут же начинает так энергично сражаться с чудовищами, как будто между кадрами прошел двухнедельный курс реабилитации в лучшей израильской клинике. То, что он на другой день улетает с планеты бодрым и свежим, а не измученным и израненным, добавляет еще один сребренник в копилку нехороших примет. Все правильно, Риддика пытаются втюхать подороже.
И вот, катясь по наклонной плоскости, новоявленный триквел заканчивается не эпической панорамой, не прощальными словами главгероя и не заделом на будущую встречу с Некромонгерами, а просто обрывом пленки. Чик! Таким он и останется — стильное, красивое начало и куцый, заштампованный, обрезанный финал, а между ними — ремейк «Черной дыры», который мог быть много лучше.
Блестящее олицетворение пословицы «Начали за здравие, а кончили за упокой».
Влад Антонов рецензия на фильм «Риддик» |