Рецензия на фильм «Гравитация»+
США, Великобритания, триллер/драма Режиссер: Альфонсо Куарон
«Ненавижу космос»
Я не представляю себе, как Альфонсо Куарон снял этот фильм. Понимаете, раньше-то, смотря киношку «про космос», вы всегда помнили о том, что все это просто воплощенная фантазия, даже если и сделано исключительно хорошо. Но тут... Техническое совершенство такое, что фильм словно сняли в открытом космосе. Внимание к деталям неописуемое. Правдивость физики старины Ньютона небывалая, сногсшибательная. И все это на фоне одной из лучших режиссерских и актерских работ не то что года, а вообще. Не припомню, чтобы я видел что-то лучше в этом жанре. Или в этом мире.
«Гравитация» делает все лучшее, что только может сделать художественный фильм во всех существующих на свете направлениях кинематографии — в научном и художественном, в отношении зрелищности и в плане актерской игры, во всех остальных он делает то же самое. Эта музыка, от надрывной, свербящей ноты резко переходящая к гробовому безмолвию Космоса... Этот вступительный план длиной 17 минут без единой монтажной склейки, неповторимый и величественный... Все неописуемо, потрясающе, немыслимо круто. Начиная от, и заканчивая до.
Сандра Буллок и Джордж Клуни играют до такой степени классно, что вы просто забываете, что перед вами звезды голливудского класса А, и начинаете переживать ЗА ИХ ПЕРСОНАЖЕЙ. Затаив дыхание следите за тем, как они борются за жизнь. По-моему, большего комплимента актеру отвесить просто невозможно. Особенно поразила Сандра, ухитрившаяся одним только дыханием в тридцатисекундной сцене передать столько надрывных эмоций, сколько иные, не самые плохие лицедеи не могут показать за целый трехчасовой фильм.
Но даже бриллиантовая, достойная коробки Оскаров актерская игра ухитряется быть лишь дополнением — прекрасным, великолепным дополнением — к ВИЗУАЛЬНОМУ СОВЕРШЕНСТВУ. Это надо смотреть не просто в 3D, а в IMAX, на самом большом экране, какой только можно найти. Я видел это в обычном 3D на обычном экране, и меня унесло. Думаю, в IMAX'е впечатления вообще были бы единственными в своем роде. Этот необъятный купол планеты прямо над вашей головой... не думаю, что будет преувеличением сказать — Куарон показал нам всем то, что доселе было доступно лишь единицам. Космонавты подтверждают мои слова.
Альфонсо Куарону удалось совершить невозможное — создать кино специфическое, и вместе с тем глобально универсальное. Поместив своих героев в экстремальное окружение безвоздушного пространства и насытив фильм совершенно уникальными эффектами, режиссер сумел не только передать истинную атмосферу космоса как предельно опасного, и вместе с тем бесконечно прекрасного места, но и сконцентрировать внимание зрителя на непреходящих общечеловеческих ценностях с недосягаемой доселе остротой. Здесь только вы, Космос, и Отчаяние, сменяющееся неистовой Волей к Жизни. Черт побери, да это эпический фильм в лучшем смысле этого слова — при том что он камерный настолько, что дальше просто некуда.
Что характерно, ползучее растение клюква, которое, как известно, особенно любит колоситься на просторах вселенной, пережило здесь основательную прополку. Каждый кадр прямо кричит о бесконечных консультациях с реальными астронавтами, потому что более правдивого изображения невесомости и поведения предметов на орбите нам, пожалуй, больше никогда не видать.
За весь фильм — один-единственный косяк с законами физики, да и то обусловленный исключительно мелодраматической сценарной необходимостью. Речь идет о гибели Мэтта Ковальски, унесенного в открытый космос силой, которая пока что не открыта физиками — по крайней мере, это не инерция, не центробежная сила и не сила тяжести. Но это такая крошечная ложка дегтя в такой гигантской бочке меда, что я не уверен, заметил ли ее еще кто-нибудь кроме меня.
Фильм «Гравитация» - абсолютный шедевр, коих в истории кино так мало, что их все можно по пальцам пересчитать. Да, и он лучший в своем жанре «мелодраматического триллера» уже без всяких оговорок. Плюс он лучший фильм о космосе. И еще лучший фильм Сандры Буллок и Джорджа Клуни. И еще много чего. Впрочем, описывать его все равно бесполезно — это тот самый случай, когда лучше один раз увидеть, чем сорок тысяч раз услышать. И, еще раз, смотреть на самом большом и самом лучшем экране, который только можно найти.
Влад Антонов рецензия на фильм «Гравитация» |