Рецензия на фильм «Игра Эндера»
США, фантастика Режиссер: Гэвин Худ
«Пусть дерется, злее будет»
Появление сего фантастического блокбастера ознаменовалось уличными демонстрациями радужных меньшинств, которые, потрясая транспарантами, требовали предать детище Карда анафеме. А все потому, что этот гражданин, вполне в духе антисемита Мела Гибсона, рубит правду-матку в своем личном понимании, не оглядываясь на такую мелочь, как приличия, или, там, вежливость. Сперва маститый писатель довольно основательно облил презрением геев, а вслед за этими бедолагами досталось и Бараку Обаме, которого Кард обвинил чуть ли не в фашизме, а его «городскую гвардию» обозвал «сборищем коричневорубашечников».
В нашем толерантном мире за такое вполне можно схлопотать. Кард и схлопотал: гей-активисты во всеуслышание призывали общественность игнорировать «Игру Эндера», и сами, вне всякого сомнения, отправились вместо премьеры в гей-клуб, или еще куда, не знаю. Но мировой зритель геев не послушался, а скорее наоборот, заинтриговался — а ну как он узрит в новинке нечто столь же скандально-прямолинейное?
Ничего он там не узрел. Фильм «Игра Эндера» не содержит внутри себя никаких шокирующих откровений, наоборот, он не на шутку пресен и зануден. Некоторая динамичность повествования проявляется в нем только под конец, а до того момента действие течет так, словно его напичкали Новопасситом. При этом все вокруг пронизывает совсем не иллюзорная мрачность, несмотря на то, что фильм позиционируется как частично детское кино, и главные действующие лица в нем — подростки.
Но эти подростки сталкиваются с очень даже взрослыми испытаниями, переживают такие душевные страдания, и встают перед такими моральными проблемами, которые многим взрослым ни разу в жизни не попадаются даже близко. В пику задорно-придурковатому «Перси Джексону» «Игра Эндера» загрузна, сложна и нравоучительна. Эти двое выглядят, как зануда рядом с лоботрясом. Выбираю зануду, хотя и он далеко не подарок.
Новейшая попытка сделать дорогостоящую дойную корову по следам «Сумерек» и «Гарри Поттера» скучна, но это не самое плохое. Хуже то, что в ней нет ни радости, ни очарования, ни самой жизни. А еще она постоянно путает мрачность с глубиной. Разумеется, книга про гениального мальчика-спасителя старше творений про Поттера, так что сходства могут быть признаны случайными, но, скажем прямо, фильм старается использовать эти сходства на всю катушку. По крайней мере, песни про «Одаренного-Избранного-Всехспасающего» стары, как само мироздание. И вот опять...
Эндер был рожден специально для спасения мира от инопланетной расы Жукеров, поскольку генетически его отец и мать идеально подходят на почетную роль родителей Великого Командира земных полчищ. Старший брат нашего героя Питер для этого слишком жесток, сестра Валентайн, напротив, чересчур мягкая, а вот Эндер в самый раз. Он сочетает в себе расчетливость и хладнокровие с решительностью, и главное — врожденным стремлением гасить будущие конфликты в самом зародыше. Это именно то качество, которое так ищет в претендентах на роль Избранного ворчливый полковник Графф в исполнении столь же ворчливого Харрисона Форда.
И вот, когда Эндер яростно отлупцевал какой-то корягой школьного задиру в два раза больше себя, Графф пришел от этого в такой восторг («Я же говорил, он великий стратег!»), что немедленно взял многообещающего мальчика в оборот, отправив его на орбитальную станцию для дальнейшей подготовки. На орбите Избранный снова гасит конфликты кулаками, между делом играя в космическую (и очень неинтересную) версию Квиддича с лазерами. Тем временем Графф не дает парню спуску, живодерски тренируя его для будущих баталий, пока майор Гвен (Виола Дэвис) старается смягчить участь Эндера, «заботясь о его чувствах».
Все заканчивается довольно-таки громогласным батальным финалом с хорошим твистом, но несмотря на этот твист, в конце концов зритель таки вынужден признать, что фильм даже близко не оправдал его ожидания — таким сухим, вялым и безжизненным он оказался. Интерьеры и костюмы словно прямиком пришли из какого-нибудь киноопуса семидесятых, игра большинства актеров тоже откуда-то из той эпохи, а несообразности сюжета и проглядывающий отовсюду шовинизм выглядят осмысленными исключительно из-за упомянутого отсутствия даже тени вовлеченности. Ни грамма волнения, ни нотки юмора, ни крошки романтики, одни только блуждания с суровой миной на лице.
На этом фоне особенно нелепо выглядит бодание Эндера с драчливым командирчиком Бонзо. Его играет Мойзес Ариас, актер настолько маленький, что рядом с ним даже щуплый Эйса Баттерфилд выглядит великаном. Это выглядит смешно, но самое печальное, что режиссер и не думал шутить.
Что можно сказать обо всем этом? Да, роскошно, но совсем не примечательно. И автор книги в качестве автора сценария горю не помог. Книга была очень глубокой и наводила на мысли, но фильм не дотягивает по своей глубине до средней серии «Стар Трека». Нового Гарри Поттера из Эндрю Виггина не получится еще и потому, что его 27 миллионов, собранные в Штатах в первый уик-энд проката, даже рядом не стояли с 90 миллионами «Философского камня». Nuff said.
Влад Антонов рецензия на фильм «Игра Эндера» |