Рецензия на фильм «Тор 2: Царство тьмы»
США, боевик/фэнтези Режиссер: Алан Тейлор
«Бочка дегтя & бочка меда»
Можно ли создать по-настоящему переживательную историю про героя, который, по существу, бессмертен и неуязвим? Недавний «Человек из стали» Зака Снайдера был не без проблем, связанных именно с недостатком драматизма и чрезмерной уверенностью в хэппи-энде. Печально, но факт — «Тор 2» еще менее драматичен. Телережиссер-ветеран Алан Тейлор («Игра тронов», «Клан Сопрано») уверенно шагнул от вовлеченности в действо куда-то в сторону звона, разрушений и сюжетных дыр, совсем уж ни на что не похожих. И это, как ни крути, шаг далеко назад, прямо в объятия Михаила Бэя.
Беда второго «Тора» в том, что его центральный персонаж упростился до совсем уж картонного состояния. Если в первом фильме и особенно в «Мстителях» асгардец выглядел добродушным, наивным, чуточку самовлюбленным, но всегда ЖИВЫМ, то на сей раз он просто демонстрирует себя красивого в латах и без оных, даже не пытаясь играть. Главгерой просто разочаровывает своей примитивностью — накачанный манекен, да и только! Да, принц, трицепсы у тебя что надо, но этого чертовски мало. Ну не верю я, что ты опасаешься за судьбу девяти миров, не верю, что скорбишь по матери! Тебе на них просто пофигу. Может быть, это потому, что действие непростительно много времени проводит за пределами Земли? Тор стал каким-то чужим и скучным типом.
Само собой, взаимоотношения этого пластмассового товарища и его земной подружки Джейн тоже лишились какой бы то ни было химии, и когда эти двое целуются крупным планом, зрелище задевает ничуть не больше, чем документальный фильм о жизни медуз. И словно мало этого — суперзлодей Малекит в той же самой манере упростился до состояния инфузории-туфельки! В итоге счастливый зритель имеет радость наблюдать центральное трио персонажей, к которым он ну вот прямо-таки абсолютно равнодушен. Полубезумный ученый Селвиг, разгуливающий без штанов, и тот запоминается больше, чем эти трое!
Причем из всей троицы именно главный злодей удался меньше всего. По непонятной причине режиссер твердой рукой вышвырнул прочь всякие объяснения поступков темного эльфа Малекита — по сути дела, этот отрицательный герой среди всех марвеловских злодеев раскрыт наихудшим образом. Этакий лидер с конца. «Я хочу погрузить мир во тьму...» - Но зачем? «Спроси чего-нибудь попроще, смертный...»
А между тем давным-давно известно, что именно раскрытие персонажа делает кино по-настоящему интересным, потому что нам гораздо веселее наблюдать за героем, которому мы сопереживаем, чем неведомому зловещему истукану, погребенному под тридцатью пятью слоями грима и компьютерной графики. И зачем, спрашивается, было брать на эту роль «актера с именем» (в наслоениях грима, как выяснилось, закопан прекраснейший Крис Экклстон), когда его и родная мама не узнает?
Хотелось бы сказать, что «сюжетные дыры не так плохи, как плоские герои», но нельзя: эти самые дыры ЕЩЕ СТРАШНЕЕ плоских героев. Как сценарий новинки может быть нелепее сюжетов всех прочих блокбастеров мироздания, и без того не блещущих логичностью? Задачка не из легких. Но справились, черти! И вот уже Малекит в первых же кадрах демонстрирует тупость таких нечеловеческих масштабов, что мы уже почти уверены в отсутствии разумной жизни за пределами Земли: вместо того, чтобы воспользоваться своим супероружием-Эфиром во время битвы Темных Эльфов с Асгардом, он сперва со зловещим видом долго стоит в двух шагах от него, а потом и вовсе проигрывает битву, потому что вместо того чтобы воспользоваться Эфиром, все правильно, зловеще стоял в двух шагах от него. Не знаю, как кому, а мне этот эпизод показался новым достижением американской поп-культуры.
На протяжении всей картины Тупость сует в кадр свою носорожью морду с заплывшими глазками. Гравитационные аномалии заставляют парить в невесомости ТОЛЬКО автомобили, оставляя в покое прочие объекты. Джейн попадает в пространственный разрыв там, где до нее все облазили детишки, но они СОВЕРШЕННО СЛУЧАЙНО не угодили в портал раньше нее. Этот разрыв мог привести Джейн в миллион мест во Вселенной, но он СОВЕРШЕННО СЛУЧАЙНО ведет ее прямо к Эфиру, НАДЕЖНО СПРЯТАННОМУ Асгардом пять тысяч лет назад. Девять миров сходятся раз в пять тысячелетий, и этот момент СОВЕРШЕННО СЛУЧАЙНО настал аккурат в 2013 году. Миры сходятся воедино не в любой точке Земли, а СОВЕРШЕННО СЛУЧАЙНО над Лондоном, совсем рядом с Джейн. И так до конца, до самого донышка и упора. WARRRGH!!!!
Все верно, сюжет опять настолько туп, что фильм малость тяжело смотреть человеку с «зайчатками разума». Гомо отныне уже не должен быть сапиенс — у него только должен быть рот, чтобы попкорн жевать, и, самое главное, карман, чтоб доставать из него денежку. Впрочем, теперь ли началось сие? Картинка печальная: зрелищность в духе «Трансформеров» и отсутствие тепла в стиле их же, родимых. И это сразу после куда более душевных «Мстителей».
В общем, «Тор 2» можно было бы смело смести на совок и вывалить в ведерко с надписью «не стоит вашего внимания», если бы не изумительный элемент, который один стоит того, чтобы потратить время на просмотр.
Локи.
Лучший персонаж обеих картин про асгардского принца. Тролль, обладатель всех мозгов в семейке Тора, обманщик, амбициозный мерзавец, заслонивший собою бессмысленность и картонность нового фильма, тот, кто одним своим присутствием оживил франшизу, которая совсем уже было накренилась и покатилась. Том Хиддлстон настолько уютно чувствует себя в своем амплуа и так классно в него вписался, что его Локи попросту заслуживает своей собственной серии, посвященной исключительно ему.
Собственно, лишь благодаря вероломному братцу нашего небритого манекена с мускулами картина выползает из болота на твердый берег признания, потому что он здесь единственный интересный персонаж. И это несмотря на то, что Локи тоже поучаствовал в создании сюжетных провалов своим неведомо откуда взявшимся умением создавать иллюзии — полезный талант, который он СОВЕРШЕННО СЛУЧАЙНО ни разу не проявлял ранее.
Вердикт: грохочущий, ужасно голливудский, суровый и смехотворный эпик о предотвращении смерти всей Вселенной со всеми ее потрохами, который трогает меньше, чем история про пожарного, снявшего с дерева котенка. На Фабрике Грез это называется «надежный рецепт», или просто Бигмак: сытно и популярно.
P.S. Где, черт бы их побрал, опять прохлаждаются остальные Мстители???
Влад Антонов рецензия на фильм «Тор 2: Царство тьмы» |