Рецензия на фильм «Хоббит: Пустошь Смауга»
США, Новая Зеландия, фэнтези Режиссер: Питер Джексон В ролях: Мартин Фриман, Иен МакКеллен, Ричард Армитэдж «Грустный праздник»
«Хоббит: Пустошь Смауга» прекрасен и могуч. Он избавился от такого недостатка первой картины, как медленный разгон, и на сей раз переходит к делу без долгих прелюдий. Все, чего мы ждали, вспоминая «Нежданное путешествие», сбылось местами аж два раза. Приветов из «Властелина колец» хоть отбавляй, дракон — зверь лютый, а в художники WETA Digital принимают исключительно гениев.
Но в новой серии расхождения с оригиналом приняли угрожающий оборот. Вольное обращение с чудеснейшей книжкой всех времен и народов во второй серии перешло из разряда фамильярности в категорию оскорблений действием. Что ж дальше-то будет?
Есть два неверных пути, по которым может пойти режиссер, снимающий картину, обремененную ТАКИМИ ожиданиями миллионов фанатов понятно чего. Он может либо начать перекладывать книгу на экран буквально, кадр за кадром, либо, напротив, отправится в совершенно противоположном направлении, начиная домысливать и переиначивать все, до чего сможет дотянуться, при этом щедро дополняя свое нынешнее творение отсылками к творению предыдущему.
Второй вариант опаснее первого, но Джексон выбрал именно его. Он показал, как далеко можно уйти от оригинала в погоне за своим личным концептом. Имя этому концепту, как мне думается — три миллиарда долларов. Именно столько намереваются собрать в кинотеатрах с новой трилогией, эксплуатируя феноменальную популярность «Властелина колец» - проект отдает чистой коммерцией немного сильнее, чем это допускают приличия.
Все проблемы «Хоббита», в общем-то, как раз и вытекают из намерения превратить короткую книжку в увесистый фолиант, за который надо заплатить не один раз, а три. Ну и еще из того факта, что «Хоббит» был написан Толкиеном задолго до «Властелина колец», а Джексон снимал историю про Бильбо уже после истории про Фродо.
В итоге детская повесть о взгляде маленького хоббита на путешествие гномов к злому дракону раздулась до циклопических масштабов, начисто утеряв оригинальный шарм. Это уже никакая не экранизация Толкиена — это в чистом виде творение Питера Джексона, слегка основанное на книге Толкиена. Творение, в котором личного творчества Джексона и отсылок к собственной предыдущей трилогии едва ли не больше, чем цитат из первоисточника.
Впечатляет Леголас, вставленный в повествование, похоже, исключительно ради батальных сцен и пробежек на цыпочках. Еще больше впечатляет эльфийка Тауриэль, чья история межрасовой любви с гномом Кили наверняка привела бы старика Рональда Руэла в замешательство. Ничуть не меньше внушает и встреча Торина Оукеншильда с Гэндальфом в таверне «Гарцующий пони» в, все правильно, дождливом Бри - даже странно, что по мокрой улице не шествует хмельное камео режиссера с морковкой в зубах.
В самой середине сюжета зверствуют Болг и Азог, покрытые шрамами куски мяса, добавляющие угроз к и без того угрожающему миру, и в книге упомянутые чуть менее, чем вскользь. Дошло до того, что и сам Бильбо, центральный и наиглавнейший персонаж, в честь которого назван весь фильм, то и дело играет вторую скрипку при волевом предводителе гномов Торине!
Во второй половине фильма Джексон вообще отправляет ложную скромность куда-то на другую сторону вселенной, в результате чего дьявольский паровоз его сюжета заворачивает в какие-то совсем уж несусветные дебри. И вот уже Торин сперва отчаянно балансирует на носу дракона (?!!), а потом и вовсе отливает золотого гнома размером с небоскреб, причем делает это прямо посередине схватки с чешуйчатым монстром. После данного выверта сознания от третьей части можно ожидать чего угодно — например, нашествия ходячих мертвецов под предводительством предков Арагорна, или малолетнего, но уже зверски бородатого Гимли, с яростными матюками лупцующего гоблинов по темечкам верным топором.
А может, не так уж это и плохо? В конце концов, отодвинув в сторону оригинальную историю, Джексон дал нам взамен немало — перед нами грандиозные и чарующие новозеландские пейзажи, мастерски проработанные существа Средиземья, мегапрофессиональная постановка и вообще один из лучших видеорядов за последнее десятилетие как минимум. Но, как ни грустно, не более того. Проработанность персонажей «Властелина колец», ее весомая драма, даже трагичность так и остались там, в лучшем творении Джексона.
«Хоббит» же, при всем своем внешнем великолепии, прочно утвердился на ступеньку ниже, там, где обитают герои и злодеи развлекательных парков и диорамы со сражающимися пластмассовыми фигурками. Для кого-то этот шаг назад в принципе неразличим (особенно для тех, кто близко не подходил к книгам Толкиена), но кое-кто точно будет неприятно удивлен, окончательно осознав, что в конце концов весь «Хоббит» не что иное, как самая дорогостоящая в истории попытка запрыгнуть в уходящий поезд.
Влад Антонов рецензия на фильм «Хоббит: Пустошь Смауга» |