Рецензия на фильм «Помпеи»
США, драма, катастрофа Режиссер: Пол У. С. Андерсон В ролях: Кит Харингтон, Эмили Браунинг, Кифер Сазерленд «Везувий жжет»
Король посредственной режиссуры Пол Не-Тот-Который-«Нефть» Андерсон с этим своим творением буквально получил все карты в руки. Во-первых, это первый раз, когда у него в руках оказался грандиозный стомиллионный бюджет, с которым можно горы своротить. Во-вторых, это первый раз, когда его фильм претендует на максимально широкое признание благодаря тому, что это не очередной слэшер про зомби с милой супругой в главной роли, а совсем наоборот, трагическая лав-стори на фоне эпохального песца. И наконец, в-третьих – это первый раз, когда он получил, наконец, шанс сделать хорошую игровую драму и выжать всамделишную слезу из миллионов глазных яблок.
Звучит как возможность всей жизни. За всю свою карьеру Андерсон еще ни разу не забирался так высоко, чтобы на полном серьезе тягаться с лучшими из лучших во всем, начиная с постановки и заканчивая кассой. Джеймс Камерон, Ридли Скотт, Вольфганг Петерсен – вот это компания! Но, к сожалению, даже если вы дадите средненькому бегуну самые лучшие в мире кроссовки и посулите гору золота, Усейном Болтом ему все равно не бывать. В стомиллионном обрамлении посредственность Андерсона только засияла новыми красками.
Его «Помпеи» - всего лишь нарезка из «Конана», «Трои» и «Гладиатора», нанизанных на шампур «Титаника». Местный сюжет не просто сторонится свежих решений, они отсюда буквально выдраны с корнями и потрохами. Вторично абсолютно все, до чего режиссер мог дотянуться – вплоть до задушевных разговоров героев в тот момент, когда им надо бежать со всех ног (раздражает это неимоверно!). Актеры о посредственности действа догадывались, поэтому их игра уверенно выполнена в манере «да когда ж этот вулкан, наконец, взорвется?» (особенно отличилась Кэрри-Энн Мосс, вместо которой можно было с успехом поставить картонное чучело).
И верно: как только дело доходит до катастрофы, на авансцену тяжелой поступью выходит Главный Герой, ради которого, собственно, все и затевалось.
Везувий. Сказать, что его извержение в фильме сделано потрясающе – значит ничего не сказать. Проиграв маститым соперникам на всех полях, каких только возможно, посредственные «Помпеи» в финале разражаются таким неистовым ураганом визуального ряда, что перед ним стираются в вулканическую пыль и «Титаник», и «Гладиатор», и «Троя». Ярость стихии, уничтожающей город, рвется с экрана в виде ужасающих огненных бомб, облаков раскаленного пепла, и даже цунами, гонящего по улице целый корабль! Уровень визуальной составляющей здесь такой, что вы уже не помните о том, насколько посредственный этот фильм.
И вам уже не важно, что Кит Харингтон далеко не Леонардо ДиКаприо, что Эмили Браунинг, несмотря на внешность одновременно Джины Дэвис и Анджелины Джоли, недалеко ушла от своих партнеров по съемочной площадке в том, что касается передачи эмоций (на все про все два с половиной выражения лица). Что цитаты из Титаника доходят до абсурда (конь, неспособный выдержать двоих = дверь, неспособная сделать то же самое – дальше уже только песня Селин Дион). Что оператор не может снять гладиаторские бои на том же уровне, на котором они поставлены их хореографом (вспомнить только, как они были сделаны им в «Спартанцах»!). Везувий уничтожил огрехи, сжег и в пар обратил.
Но все надежды на хорошую мелодраму тщетны. Мелодрама здесь мало того что неубедительна, так еще и вторична так, что дальше некуда. Кстати, и уверения авторов в том, что они «максимально точно воссоздали исторические реалии», тоже оказались пуфом: большая часть финального зрелища держится на мириадах огненных метеоров, буквально разносящих город в клочья, в то время как исследования останков Помпей со всей определенностью указывают на то, что никаких «бомб» там и в помине не было.
Словом, в погоне за общемировым признанием авторы «Помпей» сделали ставку на святую простоту: примитивные диалоги, дабы не утруждать многочисленных переводчиков мира, плюс спецэффектная феерия, ну а все остальное – для галочки, начерченное по проверенным лекалам и многократно опробованное.
Вот только не учел Пол Не-Тот-Который-Талантливый Андерсон, что в современном мире, давно уже пресыщенном спецэффектами, на передний план все больше и больше выходит умение не выжигать сетчатку картинкой (привет, Роланд Эммерих!), а рассказывать интересные истории, и удивлять перипетиями взаимоотношений и отточенными характерами. А вот этого-то добра в «Помпеях» как раз с гулькин нос. Может, именно по причине заштампованности фильм как-то уж очень серенько идет в кинотеатрах для своего эпического размаха, грандиозных декораций и потрясающих спецэффектов?
Влад Антонов рецензия на фильм «Помпеи» |