Рецензия на фильм "1408"
США Жанр: триллер/ужасы Режиссер: Микаель Хофстрем В главных ролях: Джон Кьюсак, Сэмюэл Л.Джексон Затраты: $ 25 000 000 Сборы: $ 132 000 000
"Человек с молотком за твоей спиной" Ох ты ж екарный бабай. Экранизации Стивена Кинга – вещь непростая. Чтоб хорошо его экранизировать – то есть, чтобы по загривку бегали мураши такого же диаметра, какие бегают при чтении кинговской книги – это надо самому быть чуточку Кингом. Или уж, по крайней мере, чувствовать то же, что чувствовал он, когда ЭТО писал. Так вот: Хофстрем наснимал такую удивительную адскую жуть, что его очень трудно не заподозрить в близком духовном родстве со Стивеном. Это – потрясающе. Это – ужас. Это – лучшая экранизация Стивена Кинга всех времен, и более качественной – не бывать.
Первоисточник, на самом деле, коротенький. Кинг вообще часто пишет этакие «рассказы ужасов» про привидения, вампиров, а то и плотоядный рояль. Заслуга этого по-настоящему талантливого автора именно в том и состоит, что он ухитряется так докопаться до глубинных страхов, таящихся в подкорке обывателя, а докопавшись, так грамотно вытащить их щипчиками на свет божий, что просто диву даешься. Но сможет ли это сделать режиссер? Большой вопрос, ибо средства воздействия на человека у книги и у фильма разные, соответственно, и подход тут нужен разный – как если бы кто-то вознамерился сделать перевод стихов Пушкина на иврит с сохранением той искры, которая делает их такими гениальными. Понятно, что переводчик при этом должен обладать поэтическим даром, сравнимым с даром курчавого гения.
Режиссер «1408» не менее талантлив, чем писатель. В том, что касается умения вызвать ужас – уж точно. Фильм «1408» надо смотреть в пустой комнате, ночью, в полной тишине, отрешившись от всего мирского – и если соблюсти эти условия, ни о чем не подозревающего зрителя поглотит, натурально, пасть безумия, а спать он потом будет со светом. И боже мой, какая музыка, какое вообще звуковое сопровождение здесь подобрано: все эти срывающиеся, булькающие колокольчики музыкальных шкатулок, сдавленное клокотание, словно из пасти зверя, жужжание мух… Чертово радио, которое и в одиночку способно напугать до икоты… И этот телефон, доверительно сообщающий о возможности «экспресс-выписки» с помощью простой веревочной петли…
Есть у Станислава Лема такая повесть – «Насморк». В ней рассказывается о человеке, который из-за сочетания средства от насморка с веществом, содержащимся в жареном миндале, получил в свою кровь химическое соединение, вызывающее совершенно чудовищные галлюцинации и непреодолимое желание покончить с собой, чтобы только избавиться от мук. Выжил он лишь потому, что в последнем проблеске сознания приковал себя наручниками к трубе отопления, и потому не выпрыгнул из окна, а всего лишь сломал себе руку и ребра, пытаясь вырваться, прокусил язык, и разбил голову о стенку. Помню, читал я ее, и думал – боже мой, какая была бы экранизация, фильм на века. Потому что Лем так описал адский кошмар, как, наверно, не описывал никто.
И вот: «1408» делает именно это, дает почувствовать потрясенному зрителю весь ужас человека, вынужденного бороться с неожиданно нагрянувшей мистикой в запертой комнате, в полном одиночестве, без надежды на помощь, да еще и понимая, что у него нет никаких шансов выстоять. Возникает вопрос о плагиате со стороны Кинга – повесть Лема была написана еще в 50-х, так что вряд ли это он украл у Кинга идею. Как бы то ни было – есть рассказ, и есть кино, которое, без сомнения, сказало новое слово в жанре фильмов ужасов. Потому что оно повергает в ужас тебя, да, именно тебя, завороженно смотрящего на экран, не ожидавшего ТАКОГО. И когда, пытаясь спастись из чудовищного номера, отчаявшийся Майк лезет в вентиляционную трубу, и встречает в ней засохшего мертвеца, начинающего его неистово преследовать – хочется визжать от страха.
До конца не понятно – был ли кошмар, настигший Майка и всех предыдущих постояльцев, следствием отравления каким-то неведомым веществом, таящимся в страшном номере, или в деле действительно замешаны потусторонние силы. Директора отеля в исполнении Сэмюэла Джексона галлюцинации преследовали и вдали от гостиницы, но их можно списать на последействие, ведь он сам регулярно входил в этот номер на несколько минут, контролируя ежемесячную уборку. Как бы то ни было, несчастный писатель, хотя и не дожил до утра, как и прочие постояльцы, но унес 1408 с собой, когда сжег его (и себя вместе с ним).
Почему, почему никто из них не мог выйти?..
Влад Антонов |