Рецензия на фильм «Первый мститель: Другая война»+
США, боевик Режиссеры: Энтони Руссо, Джо Руссо, Джосс Уидон В ролях: Крис Эванс, Скарлетт Йоханссон, Сэмюэл Л. Джексон «Американ бой»
Наиболее скептически настроенные личности вот уже, почитай, лет десять ждут, когда, наконец, лопнет этот супергеройский пузырь. Расползется по швам со звучным хлопком, не выдержав веса своей врожденной смехотворности. В конце концов, это ведь уже случилось однажды, почему бы истории не повториться? И в каждом новом блокбастере по комиксам скептики ищут начало конца — этакий все более ощутимый привкус титанической нелепости, нарастающей с каждым новым фильмом. Первые ласточки вроде «Нового Человека-Паука» уже были. Остается только дождаться хорошего, громогласного краха.
А вот черта с два. Каким-то непостижимым образом MARVEL выстреливает в зрительные залы фантастически удачным фильмом, стремительным, ярким, затягивающим, и при этом в плане трагичности и многослойности забравшимся так высоко, как его предшественникам и не снилось! Смело можно сказать: «Зимний солдат» - лучший фильм про отдельно взятого персонажа марвеловской вселенной среди всех предыдущих (количество коих вплотную подобралось к десятку).
Ну кто, спрашивается, мог ожидать от Капитана Америки драматических терзаний человека, неспособного адаптироваться к подлому миру 21 века? От него требовалось скакать по вражеским останкам, помахивая щитом направо и налево, да еще, может быть, отмочить пару-тройку шуток средней паршивости — этого было бы вполне достаточно для жанра. Но Крис Эванс довольно неожиданно отыграл внятную такую драму героя-идеалиста старой закалки с его делением мира на черное и белое, который никак не может, да и не хочет понять современный мир с его миллионом оттенков серого. Ай, класс! Драма человека чести в насквозь бесчестном обществе — и вдруг блокбастер по комиксам? Да авторов «Другой войны» только за это стоило отлить в граните!
А ведь там еще столько всего...
К примеру, продюсеры внезапно одумались, и отогнали от сценария огромной метлой всех творцов сценарных дикостей, результатом чего стал какой-то загадочно вменяемый сюжет. Не лишенный, конечно, своих заусенцев (от этих чертовых спасений в последний момент киноделы по-прежнему отказаться не в состоянии), но гладкий и доходчивый, и при этом достаточно глубокий для того, чтобы заставить самую малость призадуматься над кое-какими серьезными вещами. Например, над тем, куда мир катится.
Вся идея с тотальным контролем земного шара при помощи летающих крепостей, ощетинившихся пушками, пусть и под благим предлогом всеобщей безопасности — это не что иное, как самый что ни на есть толстый намек авторов фильма на стремления политиков под прикрытием миролюбивого вранья организовать подконтрольное общество. Намерение, ведущее в огненную геенну тоталитаризма. Недаром же в конце концов в делах суперкорпорации Щ.И.Т вскрылось деятельное участие нацистов (УЖОС!). Пусть выглядит малость утрированно - зато цепляет еще сильнее. Сюжет о хаотичном мире, в котором соблазн обменять свободу на безопасность становится реальной угрозой — это высший пилотаж.
И словно мало было отменно сыгранного главгероя и хорошего сценария — на самом первом плане стоит убедительная игра актеров, классная хореография поединков, ну и конечно же, грандиозные батальные сцены, в которых нанесение убытков на миллиарды долларов выглядит не менее красиво, чем в тех фильмах, которые ничем, кроме разрушений, похвастать не могли.
Может показаться странным, что столь мощную картину сняли какие-то совершенно никому не ведомые братья Руссо, но этому есть прекрасное объяснение. Точнее, этих объяснений два. Номер один — выдающийся человек по имени Кевин Файги, в 33 года вставший во главе MARVEL в 2007-м, и с тех пор спродюсировавший череду фильмов по комиксам, ставших олицетворением термина «сумасшедший успех». Файги обладает счастливым талантом видеть героев комиксов именно такими, какими их хотим видеть мы, и при этом по удобному стечению обстоятельств он босс номер один во всей корпорации.
Ну а причина номер два неожиданного успеха безвестных режиссеров — это режиссер не просто известный, но вообще вошедший в историю Голливуда как автор третьего по кассовым сборам фильма нашей маленькой планеты. Все верно, автор «Мстителей» Джосс Уидон. Его касание видно во всем — внезапные развороты повествования, сильные женские характеры, шокирующая смерть важнейшего персонажа с его последующим воскрешением... Похоже, фильм стал таким, каким он стал, именно повинуясь твердой руке Джосса, у которого были два внимательных и исполнительных помощника.
Как и Бэтмен Нолана, Капитан Америка нового времени, попав в хорошие руки, развился до уровня, который много выше изначальной идеи Джека Кирби, родившейся в начале сороковых, в разгар войны с Германией. Патриот и храбрый солдат, спустя считанные годы после окончания всемирной бойни оказавшийся не у дел, словно всеми брошенный ветеран, возродился в новом столетии самым блистательным образом. Сиквел оказался намного сильнее первого, малость унылого фильма Джо Джонстона, и он явно проложил дорогу третьей серии, которой просто не может не быть. Остается только надеяться, что Капитан А останется под опекой Файги и Уидона — тогда из него неизбежно получится нечто шедевральное.
P.S. Единственная крупная сюжетная дыра по-прежнему заключается в демонстративном отсутствии остальных Мстителей, которые то и дело упоминаются героями по ходу дела, но почему-то даже пальцем не изволят шевельнуть при возникновении всемирной угрозы, свалив все тяготы на мощные плечи Капитана Америки и хрупкие - Наташи Романофф. Остается только предположить, что Тор слишком занят семейными дрязгами в своем заоблачном царстве, Халк сидит где-нибудь в джунглях отшельником, а Тони Старк ушел в глубокий запой...
Влад Антонов рецензия на фильм «Первый мститель: Другая война» |