Рецензия на фильм "Американская история Х"
США, драма/криминал Режиссер: Тони Кей В ролях: Эдвард Нортон, Эдвард Ферлонг, Беверли Д'Анджело Бюджет: $ 20 000 000 "Мы не враги, а друзья"
Тяжелейшая социальная драма, затрагивающая одну из самых острых проблем современной Америки – межрасовые конфликты. Дебют режиссера Тони Кэя, который вообще мало что снял за свою карьеру, тем более стоит отметить, что картина получилась до странности мощная. В первую очередь благодаря игре двух Эдвардов – Нортона и Ферлонга.
«Американская история X» - это название школьного сочинения. И абстрактное название Трагедии, Американской Трагедии нового времени, действующие лица которой сделали взаимную ненависть образом своей жизни и своих мыслей. Ненависть – это воздух, которым они дышат. Ненависть – это то, чем они гордятся и то, что начертано на их флагах.
Главные действующие лица фильма – Дерек Виньярд (Нортон) и его младший брат Денни (Ферлонг). Однажды их отца-пожарного, работавшего в черном районе, застрелил какой-то цветной, которого так и не поймали. Ожесточившийся Дерек примкнул к местным неонацистам, проповедовавшим превосходство белой расы и священную войну с «цветной нечистью». Денни, привыкший восхищаться сильным, волевым братом, и во всем следовать его примеру, становится скинхедом вместе с ним. Его привлекает риторика о расе Избранных, а брат его, так уважаемый бритоголовыми – его герой.
Режиссеру удалось вскрыть социальный нарыв, формально не вставая ни на чью сторону, и это по-настоящему подкупает. Блестящие монологи Дерека, хоть и пропитаны ненавистью с первого до последнего слова, несут в себе здравый смысл: нелегальные иммигранты с судимостями, заполонившие подворотни городов, сбиваются в опасные банды и развертывают торговлю наркотиками, треть всех негров США сидит в тюрьмах, а правительство встало на линию защиты черных и ущемления прав белых в пользу цветных, даже если цветные того не заслуживают. Все это правда. Но очевидное зло влечет за собой такую борьбу с ним, которая еще хуже зла.
Дерек полон решимости действовать. Как? Совершенно в стиле неонаци – громя магазины, принадлежащие цветным, устраивая с ними кровавые драки, а в промежутках между этими славными деяниями – накачиваясь пивом до бессознательного состояния и устраивая вечеринки под грохот «металлических» рок-групп. «Идет война» - ключевое слово для него. Проснитесь, мир вокруг вас полон зла, идет война. Дерек и не подозревает, что сам разжигает этот костер. В глубине души он и не хочет, чтобы костер погас.
В одну страшную ночь жизнь братьев меняется. Молодой чернокожий, озлобленный и самолюбивый (незадолго до этого Дерек обыграл его в баскетбол, поставив условием – в случае победы команды белых всем черным навсегда убраться с площадки), решил наведаться к Дереку под покровом темноты, и, возможно, ограбить его, или что похуже – эти парни никогда не думают «так далеко вперед». Дерек убивает его и его подельника – зверски, с чудовищной жестокостью. На глазах младшего брата.
Дерек, похоже, даже не задумывается над тем, можно ли победить в этой войне. В самом деле, не надеется же он, что все цветные уедут из Штатов, или будут согнаны в концлагеря! Любой здравомыслящий человек ясно видит, что теперь нужно учиться жить в новом мире, нравится тебе это, или нет. Но Дерек просто ненавидит – и дает ненависти водить своей рукой. Он слеп худшей слепотой из всех – он фанатик. Такие, как он, даже пройдя через сто кругов ада, и ободрав с себя всю шкуру, будут верить в свои идеалы, и с радостью пройдут тот же путь снова, дай им такую возможность.
Дереку дают шесть лет за «непреднамеренное убийство». Расскажи его брат Денни о том, что видел – а он видел совершенно намеренное убийство черного с массой отягчающих обстоятельств – и его брат получил бы пожизненное. В тюрьме Дерек прозревает.
Интересно, что для перемены веры Дереку понадобилось разочароваться в людях – он был из тех неонацистов, которые не гонятся за внешней атрибутикой и атмосферой своей тусовки – он был тем, кто бьется за веру до крови – самый опасный тип. И вера дает трещину в тюрьме, как только Дерек обнаруживает, что лидер тюремной группировки «бритоголовых» - сам неверующий. Нацизм его мирно соседствует с деловыми взаимоотношениями с главарем банды латиносов, помогающим ему в нелегальной тюремной торговле. Дерек демонстративно отворачивается от бритоголовых, становясь отщепенцем и легкой добычей для всех стервятников тюрьмы.
Мало этого – неожиданно для самого себя он сближается с чернокожим парнем, с которым работал в тюремной прачечной. Веселый и добродушный молодой негр Ламонт, попавший за решетку за кражу телевизора, прекрасно видит, с кем его свела судьба – в половину груди Дерека расползлась жирная свастика. Но в Ламонте нет злобы – и его доброта переворачивает мир Дерека, лечит его лучше любого психотерапевта. Правда, мир черных по-прежнему смотрит на прозревшего с ненавистью, а скинхеды и подавно не намерены прощать плевок в их лицо. Расплата приходит немедленно.
Сцена изнасилования скинами Дерека в душевой – одна из самых тяжелых сцен в мировом кино. Они буквально душу из него вынимают и рвут ее на кусочки. Но из этого пламени Дерек выходит очищенным.
Как ни странно, чернокожие не прикончили его, отщепенца, ушедшего из-под защиты группировки, покрытого нацистскими татуировками, совершенно беспомощного перед огромной черной бандой тюрьмы. Он был для них легкой добычей – но остался в живых. Лишь незадолго до освобождения Дерек понимает, что обязан жизнью тому самому чернокожему пареньку, который первым из всех черных не увидел в нем врага. На волю Дерек выходит яростным антифашистом.
Тем временем его брат Денни продолжает нести флаг фашизма с высоко поднятой головой. Как ни странно, Дерек для Денни – герой по-прежнему, а после заключения – еще и мученик. В местной банде бритоголовых Дерек и вовсе – живая икона, еще бы, «мотает срок за то, что замочил двух ниггеров». Ничего удивительного, что когда чернокожий учитель Суини дает Денни задание написать сочинение по любой книге о социальной борьбе, тот в качестве материала выбирает «Майн кампф» - словно бросая вызов. «Я думал, это будет клево».
Эдвард Ферлонг проявил себя как замечательный актер. Разносторонний, порой противоречивый, его герой на протяжении всего фильма вызывает сильнейшее сочувствие. Именно Ферлонг раскрывает перед зрителем главную истину – нацизм сам по себе не зло, зло – это ненависть. Любые лозунги и демонстрации с флагами не значат ровным счетом ничего, лишь человеческая злоба – самое страшное в мире, из нее растут все монстры и все ужасы, которые только можно себе представить.
Денни – добрый мальчишка. Он любит маму и сестер, он обожает своего брата. Даже к цветным ненависти у него нет – только презрение. А вот черные в ответ платят ему самой жгучей ненавистью, которую можно себе вообразить – и их трудно винить в этом. Кажется, ничто не может остановить круговорот злобы, эту чудовищную карусель, которая никак не может остановиться – ведь и отец Денни, погибший от рук чернокожего, как выяснилось, сам проповедовал нетерпимость к цветным за семейным обедом. Зло, которое нес этот человек в умы своих детей, вернулось к нему в виде пули чьего-то чернокожего сына, отец которого, скорее всего, сам не питал к белым ничего кроме ненависти…
Чернокожий подросток, старый недруг, хладнокровно расстреливает Денни в школьном туалете. Но когда зритель видит, как Дерек рыдает над телом брата, он понимает – мести не будет. Потому что ясно как день самое главное – остановить зло можно, лишь не ответив ударом на удар. В заключительных кадрах звучат слова, написанные Денни в своем последнем сочинении, слова, взятые им из инаугурационной речи Авраама Линкольна: «Мы не враги, а друзья. Мы не должны быть врагами. Хоть узы нашей дружбы не всегда прочны, они не должны порваться. Память об этой дружбе еще наполнит наши сердца, когда в них, рано или поздно, возобладают лучшие чувства».
А от себя парень добавил: «Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на зло. Оно того не стоит». Так он закончил сочинение, написанное по заданию учителя, стремившегося изгнать страшную идеологию из души своего ученика. Сочинение, названное самим учителем «Американская история X».
Влад Антонов |