Рецензия на фильм "Несколько хороших парней"
США Жанр: драма Режиссер: Роб Райнер В главных ролях: Том Круз, Деми Мур, Джек Николсон, Кевин Бейкон Затраты: $ 20 000 000 Сборы: $ 35 000 000 "Есть, сэр!"
Фильм нужно было назвать «Красный код». Это неофициальное название системы неуставных отношений в американской армии. И не просто какого-то там третирования старослужащими зеленых новичков – нет, это именно утвержденная и незыблемая система «обучения» солдат, допустивших оплошность, а особенно – выбивающихся из общего ряда.
Дисциплина – цемент вооруженных сил. На дисциплине зиждется армия. Особенная, освященная веками, атмосфера пронизывает армию сверху донизу. И в основе ее – непоколебимая уверенность каждого в принадлежности к единому целому. Армия – сжатый кулак, и чем он крепче, тем больнее ударит.
Но везде есть выскочки. Те, кто не хочет, или не может шагать строем. Кто имеет собственное мнение. Кто действует согласно своим собственным принципам, а не тем, которые вбивают ему в голову командиры. В отношении к ним издавна применяется «Красный код».
Рядовой Вильям Сантьяго, служивший на американской базе в Гуантанамо, что на Кубе, был неважным морским пехотинцем. Непонятно, почему его взяли в эти войска с таким здоровьем – самый слабый, он страдал одышкой на марш-бросках, падал с солнечными ударами, и не мог выдерживать нагрузок, с которыми справлялись остальные. Он писал множество писем начальству, умоляя о переводе с базы.
Казалось бы, явно неподходящего для армейской жизни солдата стоило бы освободить от несения службы – ведь очевидно, что таким же воякой, как все, ему не бывать (кажется, у него были даже проблемы с сердцем). Трагедия начинается именно тогда, когда высшее начальство несчастного парня – полковник Джессеп, которого потрясающе играет Джек Николсон – решает, не считаясь ни с чем, «закалить» Вильяма, «сделать из него мужика, несмотря ни на что».
Мужик из Вильяма не получался – он отставал на пробежках, стал изгоем среди сослуживцев, и все настойчивее требовал перевода. И вот однажды в одном из писем он написал, что в обмен на свой перевод с базы хочет назвать имя одного капрала, который при нем совершил преступление – выстрелил за ограждение, находясь на посту. Это погубило бедного Вильяма – наутро его нашли мертвым. Но казалось бы, за что было его убивать?
Капрал Гарольд Доусон и совсем еще зеленый рядовой Лауден Дауни были арестованы за убийство. Они даже не скрывали, что ночью пришли к Вилли в комнату, и связали его, а в рот засунули кляп. Они не хотели его убивать, но вышло так, что Вилли умер – каким-то образом началось кровотечение в легких. Он был слабым. Теперь капралу и рядовому грозит пожизненное тюремное заключение. Но они не колеблясь готовы идти на всю жизнь за решетку во имя своей воинской чести, которая для них, как с изумлением видят юристы, дороже, чем жизнь. Но в чем честь, если они убили солдата, пусть невольно? В том, что они НЕ ОСЛУШАЛИСЬ ПРИКАЗА.
В суде их защищает военный адвокат Кэффи, которого играет Том Круз.
В этом сильном фильме вскрывается неприглядная изнанка вооруженных сил, которая, скорее всего, существует в любой армии мира. Ведь сообщество людей, в котором царит психология, принимающая насилие с распростертыми объятьями, сообщество, в котором каждого на научной, эффективной основе учат убивать – оно просто обязано быть жестоким. Не живодерским, нет – но совсем не мягким и милосердным. Здесь царят суровые нравы. Здесь не любят слюнтяев и сосунков. Здесь ненавидят стукачей и предателей. Здесь в ходу «Красный код».
Когда рядового, забывшего на жаре натереть ладони канифолью и выронившего из-за этого автомат, ночью избивают и склеивают руки суперклеем – это «Красный код». Когда парня, вздумавшего пожаловаться на сослуживца, связывают скотчем и заталкивают в его рот кляп – это «Красный код». «Красный код» - это неофициальная, не прописанная в уставе кара за то, что ты выбиваешься из ряда. Приказ негромко, вдали от глаз, отдает старший по званию. Это наказание, о котором помнят все. Которое нависает над каждым, и обрушивается без отсрочек. Это система, которая, как показывает к концу режиссер фильма – отвратительная гнусность, не имеющая никакого права на существование.
Спорные моменты с самого начала не дают покоя: а что, если «Красный код» и впрямь цементирует армию, не дает распоясываться отдельным личностям, держит людей в узде? Даже сами солдаты, пережившие это, признают, что «Код» необходим – после жестокого урока никто уже не повторит совершенной ошибки, и в общем все это идет на пользу армии. В этом уверены все – от последнего рядового до высшего командира. Но в этом не уверен Дэниэл Кэффи. Битва адвоката с обвинением в лице капитана Джейка Росса (Бейкон) на суде над двумя солдатами-убийцами, которые выполняли жестокий приказ командира, и составляет суть этого замечательного фильма.
Том Круз сыграл блестяще – как, впрочем, и все остальные. Помимо Николсона здесь и Кевин Бейкон, и Деми Мур, и Кифер Cазерленд – актерский ансамбль великолепно выполнил свою работу, подарив зрителю замечательное зрелище столкновения двух жизненных систем, двух образов мыслей – авторитарного и демократического. Здесь явно прослеживается политическая подоплека, проблема, нередко поднимаемая во многих американских фильмах, и предмет гордости американской нации – тема Свободы Личности. Ее неприкосновенность. Право на голос. Право, в котором полковник Джессеп, к примеру, решительно отказывает всем, кто младше его по званию.
Николсон вызывает мурашки на коже. Взгляд его тяжел, как чугунный мост. Он твердокаменный вояка, который, несомненно, не дрогнет на поле боя. Но он не дрогнет и перед тем, чтобы растоптать живого человека во имя дисциплины. Поэтому он преступник. И к концу зритель понимает, что никакие соображения дисциплины и традиций не стоят того, чтобы прийти ночью к солдату, связать его, и засунуть в рот кляп. И что только та страна по-настоящему сильна, в которой каждый свободен и живет без тени страха.
По-настоящему берет за душу фраза капрала Доусона, произнесенная в конце фильма – когда он понял, в чем же состоит его преступление на самом деле: «Мы должны были сражаться за людей, которые не могут за себя постоять. Мы должны были сражаться за Вилли…»
Потому что даже в армии есть место милосердию и справедливости, к которым не имеет никакого отношения бессердечный «Красный код».
Влад Антонов
|