Рецензия на фильм "Дуэль"
США, триллер/детектив Режиссер: Стивен Спилберг В ролях: Деннис Уивер, Эдди Файрстоун, Джин Динарски Бюджет: $ 450 000 "Уступать бесполезно" Сюжет фильма развивается на бескрайней дороге через пустыню, где начинается смертельная гонка-дуэль. За легковой автомашиной не просто гонится мрачный бензовоз, норовя ее уничтожить, а как будто некий рок, как в греческой трагедии, неотступно преследует человека.
Фильм интересен как начало творческого пути Спилберга – фигуры культовой и совершенно выдающейся в своей сфере. И еще более интересен он тем, что не вышел комом, как всякий первый блин, а скорее наоборот. Снято очень грамотно и зрело – никак не скажешь, что молодой режиссер стоит в самом начале творческого пути.
История о безликом монстре, преследующем маленького человека на пустынной дороге, во многом иносказательна. Казалось бы – всего лишь «средний американец», за которым ни с того ни с сего погнался какой-то спятивший дальнобойщик. Но чем дальше действие, тем глубже зритель погружается в символизм картины, понимая к финалу, что самая главная борьба – не с безликим злом, а с самим собой – не поддаться злости, не стать хуже, чем ты был. До странности сильная и глубокая работа для 23-летнего парня, не снявшего еще ни одной полнометражной картины – быстрый экшен, аллегория и философская притча в одном флаконе. Да еще и снятая за 2 недели. Талант!
Вот только непонятно, почему многие после просмотра были уверены, что мы не увидели водителя страшного грузовика? Водитель там есть, что видно во многих кадрах, снятых в том числе и внутри кабины загадочного бензовоза. В одной сцене он, высунув руку в окно, приглашающим жестом заставляет героя начать обгон, в то время как по встречной несется машина. Лица его мы, и правда, не видим, но градус мистической жути после этой вполне земной детали, рисующей не демона ада, но просто редкостного козла, падает основательно. А вот игру Денниса Уивера хотелось бы отметить особо: страх, раздражение, отчаяние и решимость покончить с угрозой ты словно испытываешь сам!
Как бы то ни было, фильм и сам по себе хорош, особенно для того времени, а уж для дебюта – блистателен. Ну а несущиеся капотные грузовики, поднимающие клубы пыли, зритель увидит в Индиане Джонсе 10 лет спустя, и в каждом кадре там будет вдохновение… Так кино не снимает никто. Главные творения Мастера еще впереди.
Влад Антонов |