Рецензия на фильм "Игры джентльменов"
США, триллер/криминал/комедия Режиссеры: Итэн Коэн, Джоэл Коэн В ролях: Том Хэнкс, Ирма П.Холл, Марлон Уайанс Бюджет: $ 35 000 000 Сборы: $ 76 747 441 "Бестолковые музыканты"
Голдтуэйт Хиггинсон Дорр, странный профессор из южных штатов, разрабатывает план ограбления плавучего казино. Он намерен прорыть тоннель в хранилище для денег на берегу из подвала особняка престарелой и набожной миссис Мансон, а шайку своих сообщников представляет старушке как ансамбль, играющий музыку времен рококо. Между тем ни один из них не способен взять ни ноты, зато они знакомы с земляными работами, подрывным делом и искусством втираться в доверие…
Братья Коэны известны легкостью повествования и особым, издевательским сарказмом по отношению как к своим героям, так и к самому зрителю – но сарказм этот добрый, легкий. А сами фильмы неизменно очаровывают. Таковы и «Игры джентльменов», хоть их и не назовешь лучшим коэновским творением.
Никакой философии кроме «добро побеждает» (что спорно) в фильме не найдешь. Сами жулики, один колоритнее другого, очаровательны, но до Профессора им все же далеко. Том Хэнкс, как всегда, неподражаем: велеречивость, рафинированная интеллигентность, приправленная порочностью, и поверх всего – булькающий смех Мориарти… Том блестящий актер, но для кого это новость? Он всегда будет на высоте.
Правда, не оставляет ощущение некой мелковатости истории. Глубины тут точно нет, но есть образы, картинка. Негритянские госпелы, на фоне которых разворачивается действо, стильная цветовая гамма и чистая операторская работа – все это создает особенную атмосферу, и авторство Коэнов угадывается уверенно. А вот о чем, собственно фильм? О том, что э-э-э… воровать нехорошо?
Шайка жуликов состоит из колоритных персонажей: юный афроамериканец с пушкой в широких штанинах, камбоджийский отставной генерал, годами копавший тоннели, подрывник с синдромом раздражения кишки и ходячая груда мышц с интеллектом швейной машинки… Они и крах-то потерпели по причине того, что растяпы. Подрывник стучит молотком по взрывчатке и теряет палец (с которым в зубах до конца фильма бегает хозяйский рыжий кот), после по его же вине не срабатывает мина, заложенная в тоннеле, что приводит к раскрытию тайны перед бабулей.
Бабуля – кремень, и воровство не одобряет. Нельзя не отметить совершенно блестящую игру чернокожей пенсионерки. Блеск! Ей памятник надо поставить. Невероятно, но она не уступает Хэнксу.
Стало быть, нужно бабулю укокошить. И что же? Черный брат Гавейн, вместо того, чтоб сделать дело, набрасывается с кулаками на подрывника, которого терпеть не может, и случайно застреливается. Камбоджийский вояка, имеющий привычку прятать горящий окурок во рту, давится им, и ломает шею, падая с лестницы, тоже не совершив мокрое дело. Подрывник пытается самым нелепым образом бежать с деньгами, и кончает жизнь с шнурком камбоджийца на шее (и его подружка - тоже). Груда мышц ненароком пускает себе пулю в лоб, пав жертвой собственной олигофрении. Профессор гибнет в классическом стиле типа «кирпич на голову упал». И все до единого (и палец в том числе) отправляются на помойку в аллегорической барже, с регулярностью товарного поезда елозящей по реке в направлении большой мусорной кучи – помойкой фильм начался, ею же он и закончился. То есть, наличествует мораль: нехорошие парни попадают на свалку жизни.
Скорей всего, кино стоит рассматривать как некую парадоксальную зарисовку художественного толка. Блестящие диалоги. Отшлифованные до блеска сцены. Это хорошая черная комедия положений, и мастерство братьев налицо. К сожалению, довольно предсказуемая. Но каков тут Том Хэнкс!
Влад Антонов |